Эти две истории показательны для многих случаев. Как могла Кейт держаться за кошмарные отношения все те годы и потом вдруг в одно мгновение закончить их без сожаления и без оглядки? Как мог Даниель после стольких лет испытываемого страха разбить его в один драматический вечер?
Возможно, лучшим объяснением этим метаморфозам будет принцип, изложенный в начале этой части: люди не принимают решение об изменении до тех пор, пока они не будут вынуждены сделать это. Если что-то заставило принять их решение, они едва ли будут оглядываться назад. Они могли бы оставаться погруженными в свои проблемы многие годы, лелея смягчающие обстоятельства и боль главного решения, но когда их окончательно прижмет, им не остается иного выхода, кроме как измениться самим.
Терапевт может спросить, когда нужно применять эту технику. Наш опыт показывает, что она должна использоваться после того, как клиент был обучен другим техникам КРТ. Клиенты должны знать, что это их убеждения, а не окружение, вызывают у них эмоциональный дистресс, и у них должно быть четкое представление о том, какая заменяющая идея будет разумной и реалистичной. И только тогда данная техника приведет к конструктивным переменам.
|
|
Понятно, что данная техника не должна использоваться с суицидальными клиентами или с теми, кто склонен нанести себе или другим телесное повреждение в ответ на эмоциональную боль.
Теоретически форсированный выбор — это некий оксюморон. Если выбор вынужденный, то это не выбор. Цель техники не исключить выбор, а сузить его до двух альтернатив: мириться со своей проблемой или изменяться.
Дополнительная информация
Экзистенциальная психотерапия раньше других выдвинула идею о важности выбора клиента и его ответственности за себя. Клиентов поощряют брать на себя необходимый риск, чтобы актуализировать свой потенциал (Frankl, 1959, 1972, 1977, 1978, 1980; May, 1953, 1981).
Вильям Глессер, основатель терапии реальности (reality therapy), разработал психотерапию, основанную на выборах клиента (Glasser, 1998). Он утверждает, что мы выбираем все, что мы делаем, и что мышление и деятельность — процессы произвольные (Glasser, 1989, 1998).
СОЗДАНИЕ ДИССОНАНСА