1. Прежнее деструктивное восприятие должно быть болезненно для клиента. Оно должно быть вместилищем тревог, депрессии или гнева и создавать условия, от которых клиент хотел бы убежать.
2. Клиенты должны знать о приемлемой альтернативной ког-ниции, новом восприятии. Это альтернативное В должно быть важным и относящимся к делу, так чтобы клиенты могли к нему обратиться после того, как разрушены старые ког-ниции.
3. Клиенты должны ощущать себя загнанными в угол своими старыми мыслями. Они должны прийти к убеждению, что единственный выход из этой ловушки — принять решение об изменении своих установок. Боль, связанная со старым убеждением, не должна облегчаться или делаться терпимой с помощью лекарств или других улучшающих самочувствие стратегий, поскольку это позволяет клиентам держаться за свое ошибочное убеждение.
4. Очень важно, чтобы терапевты ничего не добавляли к проблеме клиента. Естественные последствия старых установок должны привести клиента к настоящей ситуации. Терапевт не должен устанавливать никаких искусственных препятствий на этом пути.
|
|
Метод 2
1. Найдите центральное ошибочное убеждение, которое вызывает наибольшую долю боли, у клиента. Например, клиент может верить, что его или ее цель в жизни — это исполнить воображаемые «должен», «надо» и «обязан».
2. Опровергните ошибочные убеждения клиента, предоставив как можно больше убедительных противоположных взглядов. Например, что «должен» и «обязан» нигде, кроме человеческого ума, не существуют. Мир такой, какой он есть. И в нем нет ни «должен», ни «надо», ни «обязан».
3. Разыграйте ситуацию «или упражнение», косвенно или вживую, в которой клиент сталкивается только с двумя выборами: следовать старому восприятию или перейти к новому. Например, предложите ситуацию, в которой два «должен» одинаковой силы противопоставлены друг другу и оба приводят к серьезным негативным последствиям.
4. Делайте все, что в ваших силах, чтобы помочь клиенту встретиться лицом с конфликтом. Если вы поддержите его и предложите дорогу к бегству, которая не требует от клиента смены убеждений, он воспользуется ею.
5. На высшей точке конфликта определите, какие необходимы перемены, и мотивируйте клиента их осуществить.