Краткая история дизайна

В России в 1920 году были созданы Высшие государственные худо­жественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Хотя их основной целью была подготовка художников-станковистов и архитекторов, они заложили основы подготовки художников-конструкторов. В дальней­шем началось осознание важности использования художников для ре­шения задач повышения качества промышленной продукции и созда­ния новых видов изделия. На базе ВХУТЕМАСа был создан факультет художественного оформления печатной продукции при Московском полиграфическом институте, ныне МГУП.

После Великой Отечественной войны в 1945 году были воссозданы высшие художественно-промышленные учебные заведения в Москве (МВХПУ, б. Строгановское) и Ленинграде (ЛВХПУ им. Мухиной), а также вновь созданы художественно-ремесленные училища в разных городах страны [91].

Положительные результаты работы художников-конструкторов в отдельных отраслях промышленности подтвердили необходимость широкого использования методов художественного конструирования.

В 1962 году Совет министров СССР принял Постановление «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культур­но-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». Этот документ сыграл решающую роль в становле­нии отечественного дизайна на общегосударственном уровне.

В существующую систему проектно-конструкторских работ дизайн включили официально: по каждой разработке наряду с главным конст­руктором проекта должен был назначаться его заместитель по художе­ственному конструированию. Минвузу СССР было поручено органи­зовать подготовку специалистов по художественному конструирова­нию. В соответствии с этим постановлением были организованы Все­союзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) и семь специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ): в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Риге, Баку и Тбилиси. На ВНИИТЭ возлагались разработка и внедрение теории и методов художественного конструирования, определение требований технической эстетики к различным изделиям машиностроения и това­рам культурно-бытового назначения, координация научно-исследова­тельских работ в области художественного конструирования и методи­ческое руководство работой СХКБ [54].


Основные положения конструиров ания и дизайна тары и упаковки ______________________________________________ 7

Формировалась новая наука, расположенная на стыке проблем тех­нического и художественного творчества и закономерно получившая имя технической эстетики. Однако этого было недостаточно. Художе­ственное конструирование, задача которого не столько в создании тех­нического объекта — машины, прибора и т.п., сколько в проектирова­нии определенных отношений между ними и человеком, должно учи­тывать психологические, физиологические, антропологические возмож­ности и ограничения человека, а значит, опираться и на соответствую­щий естественнонаучный фундамент. На основе знаний в области пси­хологии, физиологии, антропологии, гигиены труда и других отраслей науки необходимо было развить новую науку — эргономику.

Госстандарт СССР разработал совместно с ВНИИТЭ организаци­онно-методическую нормативную документацию по технической эсте­тике как составную часть Единой системы управления качеством про­дукции. Единая система конструкторской документации (ЕСКД) была дополнена нормативными документами, устанавливающими требова­ния к оформлению художественно-конструкторской документации.

ВНИИТЭ вступил в Международный совет общества художествен­ного конструирования (ИКСИД), IX конгресс которого был проведен в Москве. Начал выходить журнал «Техническая эстетика». В период перестройки с общим спадом производства резко сократилось и учас­тие художников-конструкторов в производстве изделий.

За рубежом, особенно после Второй мировой войны, почти во всех промышленно развитых странах мира роль промышленного дизайна в производстве массовой продукции значительно возросла. Решению про­блем совместной творческой деятельности художников, инженеров-конструкторов, ученых и других специалистов в области создания но­вой прогрессивной техники, машин, станков, механизмов, различных орудий труда, изделий и предметов, окружающих человека в быту и на производстве, а также изучению вопросов, связанных с подготовкой художников декоративно-прикладного и промышленного искусства, в том числе и художников-конструкторов, уделяется значительное вни­мание во всех странах мира.

Число художников-конструкторов, работающих на производство, из года в год увеличивается. Создаются проектные центры и другие организации, объединяющие промышленных художников. Например, в 1944 году был создан Совет по технической эстетике в Англии, в 1951 году — во Франции и в США. В 1954 году такой же совет был образован в Венгрии, в 1959 году — в Польше.

В Германии в 1919-1920 годах был создан центр художественного конструирования БАУХАУЗ (Веймар). Он стал школой развития но-



Глава 1


вых идей и методов художественного конструирования, умело сочетав­ших идеологическую, педагогическую и практическую деятельность.

В Ульме в 1951 году открыта Высшая школа, которая предпринима­ет усилия по слиянию искусства и техники на новом этапе индустри­ального развития, в соответствии с идеей Баухауза. В последующем эта школа развивается на основе максимального приближения ее деятель­ности к условиям высокоразвитого индустриального мира. Определя­ющим в учебной деятельности Ульмской школы становится ориента­ция на технику и новейшие методы работы.

В Австрии, Бельгии, Франции, Японии и в других странах открыты научно-исследовательские институты и экспериментальные лаборато­рии. Они занимаются вопросами внедрения методов художественного конструирования в промышленное производство.

В Лондоне в 1956 году был открыт Проектный центр британской промышленности. Его задача — координация деятельности художни­ков-конструкторов и помощь при внедрении в производство новых про­грессивных образцов промышленных изделий.

Международный совет общества художественного конструирова­ния ИКСИД, созданный в 1957 году, членом которого является и Рос­сия, оказывает всестороннюю помощь в повышении профессиональ­ного уровня художников промышленного профиля, в развитии тео­рии художественного конструирования и внедрении методов художе­ственного конструирования в производство, а также в организации обмена информацией в практической работе дизайнерских подразде­лений и деятельности учебных заведений в области подготовки худож­ников-конструкторов.

В США большую роль в развитии художественного конструирова­ния сыграла группа архитекторов и конструкторов, эмигрировавших из Германии в 30-х годах, — ярких представителей школы Баухауза. Та­ким образом, американская концепция художественного конструиро­вания возникла в результате слияния идей Баухауза и характерного для США коммерческого духа. Она основывается на том, что работу над созданием изделия следует начинать с анализа его назначения; в зави­симости от этого должны решаться вопросы его формы и цвета.

В США имеется широкая сеть учебных заведений по подготовке спе­циалистов в области художественного конструирования: Институт Пратта в Бруклине, Институт искусств в Кливленде, Технологический институт штата Иллинойс в Чикаго, Мичиганский университет, Сира-кузский университет и многие другие. Такие американские художни­ки-конструкторы, как Раймонд Лоуи, Элиот Нейс, имеют собственные проектно-конструкторские фирмы. Другие специалисты работают в конструкторских бюро крупнейших промышленных фирм.


Основные положения конструирования и дизайна тары и упаковки 9

Среди известных дизайнеров Италии следует назвать художников дизайн-центра «Оливетти», где главным дизайнером фирмы в 1936 году становится художник и скульптор Марчелло Ниццоли. В созда­нии фирменного стиля «Оливетти», в разработке новых перспектив­ных образцов машин и различных изделий активное участие прини­мали график Джованни Пинтори, художник Этторе Соттасса, Марио Беллини и др. [91].

Международное признание получают высокие достижения японс­ких дизайнеров. Широкое внедрение дизайна в промышленность спо­собствовало повышению конкурентоспособности японских товаров на внешнем рынке.

До середины 50-х годов японский дизайн находился под значитель­ным зарубежным влиянием, особенно под американским. Путем широ­кого участия в организации и проведении выставок и ярмарок Япония расширяет свои международные связи. Число дизайнеров, работающих в промышленности, растет. Дизайнерские бюро фирм возглавляются известными дизайнерами. Подготовкой дизайнерских кадров в Японии занимаются художественные учебные заведения и отделения художе­ственного конструирования некоторых колледжей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: