Е92 Конструирование и дизайн тары и упаковки: Учебник для ву-зов/Н.Ф. Ефремов, Т.В. Лемешко, А.В. Чуркин; Моек, гос. ун-т печати.-М.гМГУП, 2004- 424 с.
15ВЫ 5-8122-0316-4
В учебнике рассмотрены особенности совместной работы инженера-конструктора и художника-конструктора на различных стадиях создании тары и упаковки. Проведен анализ взаимосвязи основных этапов жизнен нога цикла, функций упаковки и технических требований к лей. Изложена основные факторы процесса конструирования и ия влияние па содержание отдельных стадий рал-рдбогки упаковки.
Приведена методология маркетинговых исследований при конструировании тары и упаковки, Рассмотрены художествен ю- н ласти ческис способы оформления упаковки, особенности восприятия цвета на упаковке, основы теории синтеза цвета, метрологии, контроля качества и управления цветом при производстве упаковки.
Набаас классических представлений о технологичности конструкции приведена методология конструирования тары и упаковки ид наиболее широко применяемых материалов — пластмасс, картона и гофрокаргона.
|
|
Учебник предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальности 072500 «Технология и дизайн упаковочного производства*, а также для инженерно-технических сотру дпикои упаковочной индустрии.
УДК 621.798 ББК 30.61
15БЫ 5-8122-0316-4 © Ефремов Н.Ф., Лсмешко Т.Б.,
Чуркин А. В., 2004 © Московский пэсуд арст в енн ый университет печати, 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................................................................
Глава 1. Основные положения конструирования и лизакма тары и упако
1.1. Краткая история дизайна................................ -..............................
1.2. Худоэкесдвешюе конструирование тары и упаковки..................
1.3. Особенности конструирования тары и упаковки..........................
1.3Л, Этапы жизненного цикла продукции...................................
1.3.2. Этапы жизненного цикла упаковки......................................
1.3.3. Основные функции упаковки,..............................................
1.3Л. Технические требования к упаковке....................................
1.3.5. Основные этапы конструирования упаковки......................
Глава 2. Основные факторы, влияющие на процесс конструирования....
2.1. Виды изделий....................................................................................
'1.2. Конструктивная сложность изделий.............................................
2.3, Новизна конструкции изделий........................................................
2.4, Характеристика исходных материалов..........................................
2.5, Стадии разработки изделий.............................................................
Глава 3. Маркетинговые исследования при конструировании упаковки
3.1. Основные понятия маркетинговой деятельности..........................
3.2. Задачи маркетинга и рекламы.........................................................
|
|
3.3. Реклама и упаковка...........................................................................
3.4. Уровни разработки ноной продукции............................................
3.5. Ссгметироиашл: рынка, выбор целевых сегментов
и позиционирование товара...................................................................
3.6. Продвижение товара на рынке........................................................
Глава 4. Художества ню-пластические способы оформления упаковки..
4.1. Визуальная коммуникация..............................................................
4.1.1. Товарные знаки,,,.....................................................................
4.1.2. Рекламоспособность товарных знаков..................................
А 2. Рекл ама........................ „,.... ~..............................................................
4.3. Витальный способ передачи инерормации в упаковке................
4.3.1. Синонимия.................................................................................
4.3.2. Метафора.................................................................,............,.
4.3.3. М ето 11 им ия.......................... „.................................................
4.3.4. Расширение и сужение...........................................................
4.3.5. Антонимия...............................................................................
4.4. Материал............................................................................................
4.5. Форма.................................................................................................
4.6. Размер упаковки................................................................................
4.7. Цвет....................................................................................................
4.3. Графическое реше] ше.....................................................................
4.8Л. Шрифт......................................................................................
4.8.2. Композиции.............................................................................
4.8.3. Ритм..........................................................................................
4.8.4. Пиктографические изображения...........................................
1 г**л ^АрНШ вШ_- 1 1!Р ■ ■ ■ ■■ 1 + ^ч ГГГ11 гввч, „и гг-ч ■ гввч ггш гвв ■ ■ пи гги ■ ■ п ■■■■ ■ ■ вввч агава ■ ■ гввв ■ ■ пи гпш гпи г-г----------------------------------------------------------------------------------------------
4.10. Этапы исторического развития упаковки в России
с использованием различных способов передачи икс[юрмации...
Глада 5. Босприм | не цвета на упаковке.......................................................................,, И6
5.1. Характеристики оптического излучения.......................................................... 120
5.2. Источники излучения (света)............................................................................. 121
5.3. Приемники излучения. Преобразование излучения в них.............................. 124
5.3.1. Общие сведения об оптических свойствах тел........................................ 125
5.3.2. Отражение света. Рассеяние света........................................ „................. 126
5.4. Особенности глаза как приемника излучения.................................................. 128
5.4.1, Общие сведения о зрительном аппарате................................... -.....,„.... 128
5.4.2, Основы теории цветового зрения...............................................,„........... 131
5.4.3, Формирование цветового ощущения........... -.......................................... 133
5.4,-1 Закономерности восприятия яркости цвета.................. _....................... 134
5.4,5. Вличпие внешних условий на восприятие цвета................................... 135
5.5 Основные характеристики цвета......................................,„............................... 138
5.6 Синтез цвета......................................................................................................... 141
5.6.1, Методы образования цвета................................... -.................................. 141
5.6.2, Аддитивный синтез цвета................................. -....................................... 142
5.6.3, Субтрактивный синтез цвета..................................................................... 145
5.6.4, Автотипный синтез...............,............................................. _.................... 146
5 7, Основы метрологии цвета...................................................,.............................. 148
5.7.1. Колориметрические системы. Основы их построения........................... 148
5.7.2. Общие сведения о цветовом пространстве............................................... 149
5.7.2.1, Диаграмма цветности т#................................................................... 152
5.7.2.2, Диаграмма цветности ху..........................................................,.,..... 154
5.7.3. Понятие о цветовом охвате........................................................................ 155
|
|
5.7.4. Общие сведения о системах спецификации............................................ 156
5.7.5. Равнокоптрапныс колориметрические системы..................................... 159
5.8. Контроль качества воспроизведения цвета....................................................... 163
5.9. Основы управления цветом................................................................................. 166
Глава 6. Технологичность конструкции упаковки........................ „„............................ 169
6.1, Основные сведения о технологичности конструкции изделия....................... 170
6.1.1. ТКИ и функциональность упаковки......................................................... 171
6.1.2. ТКИ и надёжность упаковки..................................................................... 171
6.1.3. ТКИ и эстетичность упаковки................................................................... 172
6.1.4. ТКИ и экономичность упаковки............................................................... 172
6.1.5. ТКИ и безопасность упаковки................................................................... 172
6.1.6. ТКИ и экологичность упаковки................................................................. 172
6.1.7. Виды 'гелиилогичности конструкций изделия...................................... 174
6.1 & Содержание работ по обеспечению ТКИ........................,...................... 175
6.2, Оценка технологичности конструкции упаковки............................................ 177
6.2.1- Качествен пая оценка ТКИ....................................................................... 180
6.2.2, Количественная оценка ТКИ.................................................................... 182
6.3, Показатели ТКИ и методы их расчёта............................................................... 187
Глава 7. Конструирование тары из пластмасс............................................................... 198
7.1. Выбор материала................................................................................................. 201
7.1 I. Анализ прочностных свойств.................................................................... 202
7.1.2. Анализ физико-химических свойств.........................................„,........... 216
7.1.3- Анализ санитарно-гигиенических свойств............................................. 220
7.1.4. Характеристика основных полимеров, используемых
в производстве тары и упаковки............................................................... 222
1.1 АЛ. Полиэтилен (ПЭ)............................................................................. 222
7.1.4.2. Полипропилен (ПП)......................................................................... ^26
7.1.4.3. Поливипилхлорид(1ШХ)................................................................. 228
|
|
7.1.4.4. Полистирол (ПС).............................................................................. 230
7.1.4.5. Полиатилснтсрсфталат (ПЭТФ)..................................................... 231
7.1.4.6. Полиамиды (ПА).............................................................................. 232
7.1.5. Анализ технологических свойств..............................................,,............ 236
7.1.6. Функционально-стоимостный анализ..................................................... 556
7,2, Выбор формы и размеров тары.......................................................................... 564
Глава 8. Конструирование тары из картона и гофрокартона....................................... 270
8.1. Особенности оформления чертежей................................................................. 272
8.2. Выбор материала.................................................................................................. 279
8.2.1, Картон......................................................................................................... 279
8.2.2. Гофрокартон............................................................................................... 286
8.3.2.1. Картон для плоских слоев.................................,„........................... 287
8.2.2.1. Картон для гофрированных слоев.................................................. 290
3.2.2.1. Виды гофрированного картона....................................................... 290
8.2.2.1. Физико-механические свойства гофрокартона............................ 593
3.3. Классификация тары из картона и гофрокартона............................................ 295
3.4. Типовые конструкции тары................................................................................ 300
8,4.1. Пачки или складные коробки.................................................................. 301
8.12. Коробки....................................................................................................... 312
8.4.3, Ящики.......................................................................................................... 318
8.4.3.1. Складные четырехклапанные яшики............................................. 318
8.4.3.2. Складные ящики с замковыми соединениями.............................. 322
3.4.3.1. Нескладные ящики........................................................................... 323
8.4.3.1. Ящики обёрточного типа................................................................. 326
8.4.3.2. Ящики со сплошным дном и открывающейся крышкой.............. 327
8.4.3.5. Ящики пенального тина.................................................................. 328
8.4.3.7. Ящики сборные................................................................................. 328
8.4.4. Лотки........................................................................................................... 330
3.5 Стандартные конструкции тары......................................................................... 334
8.6. Конструктивные расчёты тары.......................................................................... 337
3.6. Технологические расчеты тары......................................................................... 343
8.7.1, Оптимизация габаритных размеров........................................................ 343
8.7.2. Расчёт припусков на фальцовку............................................................... 350
Библио1рафический список.................. ~..................... -................................................ 335
Приложение 1, Художественные особенности конструирования
упаковки и этикетки........................................................................................................., 361
Приложение 2, Процесс продвижения на российский рынок товаров
ЗАО «Торговый дом АРС»............................................................................................... 363
Приложение 3, Раскрой стандартных складных коробок
некоторых видов каталога ЕСМА................................................................................... 371
Приложение 4. Конструкции ящиков из картона и гофрокартона
по классификации РЕРСО....................................,.......................................................... 382
Приложение 5. Рекомендации американских корпораций но расчету
припусков на фальцовку ящиков основных типов........................................................ 398
Введение
Начало 90-х годов XX века можно назвать вехой возрождения упаковочной индустрии России. Развитие этой области науки и техники в России пошло но трем традиционным направлениям:
• импорт готовой тары и упаковки;
• импорт оборудования и упаковочных материалов с созданием отечественных упаковочных производств;
• развитие отечественных производств упаковочных материалов и упаковочного оборудования.
Независимо от экономических процессов, происходящих в России, объем производства упаковки ежегодно возрастает на 10-15 %. Прошедшее десятилетие можно считать первым этапом развития упаковочной индустрии — этапом насыщения рынка упаковкой. Этот этап неизбежно сопровождается развитием материально-технической базы для производства тары и упаковки, созданием инфраструктуры, сопутствующей всем стадиям жизненного цикла упаковки. В настоящее время только полиграфическим производством упаковки из картона и гофрокартона в России занимаются более 5 тыс. предприятий. Создана сеть дизайн-студий и бюро, осуществляющих конструирование тары и упаковки, проводящих маркетинговые исследования рынка упаковки.
Оперативно отреагировало на тенденции рынка Министерство образования РФ. В 1997 году был выпущен первый Государственный образовательный стандарт на новую учебную специальность 072500 «Технология и дизайн упаковочного производства» и прием на нее объявили три университета: Московский государственный университет печати (МГУП), Московский государственный университет прикладной биотехнологии (МГУ ПБ) и Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП). На сегодняшний день выпущено уже второе поколение Государственного образовательного стандарта, а новую учебную специальность готовят более 10 вузов России.
Конструирование и дизайн упаковки — чрезвычайно важная стадия ее создания. На этой стадии реализуются результаты маркетинговых исследований рынка, устанавливающих, какую именно упаковку ожидает приобрести потребитель, кто по социальному и материальному положению этот потребитель, какой вклад в привлекательность и стоимость товара должна вносить упаковка и т.д. От этой стадии зависит и дальнейшая судьба упаковки. Оптимальная конструкция упаковки должна обеспечивать эффективность ее производства, возможность механизации или автоматизации упаковочного процесса, надежность и удобство при транспортировании, складировании, распределении, продаже и потреблении упакованной продукции, возможность промышленной
переработки отходов использованной упаковки. Неучтенные при конструировании особенности каждого из этих этапов жизненного цикла упаковки могут привести к неудаче всего проекта и большим материальным потерям.
Конструирование и дизайн тары и упаковки — сложная оптимизационная задача. Это специфическое конструирование соединяет в себе различные области знаний: эстетику, эргономику, маркетинг, материаловедение, химию, сопромат, различные области технологии, экономику, психологию и др.
В настоящее время отсутствуют какие-либо общие теоретические основы конструирования и дизайна тары и упаковки, основанные на практическом опыте ведущих фирм, конструирующих и производящих упаковку. Как правило, рекомендации по конструированию различных видов тары и упаковки являются документами внутреннего пользования, недоступными для конкурентов и для обучения в системе высшего и специального образования.
В этих условиях особую важность приобретают вопросы разработки учебной и научно-методической литературы. Авторы предприняли попытку подготовить первый в стране учебник, который базируется на примерной программе курса «Конструирование и дизайн тары и упаковки» для высших учебных заведений по специальности 072500 «Технология и дизайн упаковочного производства».
Над учебником работал коллектив преподавателей различных кафедр Московского государственного университета печати. Введение, главы 1,2,6-8 написаны Н.Ф. Ефремовым; главы 3 и 4 - Т.В. Лемешко; глава 5 - А.В. Чуркиным. Общее научное редактирование осуществлено Н.Ф. Ефремовым.
Авторский коллектив благодарит кафедру «Технологии упаковки и переработки ВМС» Московского государственного университета прикладной биотехнологии, а также начальника отдела ОАО НПО «Наука» доктора технических наук, профессора С. А. Северцева за ценные советы и критические замечания, высказанные при рецензировании учебника.
Особую благодарность авторы выражают доктору технических наук, профессору В.А. Каверину за глубокие, важные и доброжелательные замечания и предложения, сделанные при техническом редактировании учебника.
Авторы понимают, что первая попытка разработки теоретических основ конструирования и дизайна тары и упаковки не лишена недостатков. Все замечания и пожелания, направленные на улучшение этого учебника, будут восприняты с благодарностью. Пожелания просим посылать но адресу Московского государственного университета печати.
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ДИЗАЙНА ТАРЫ И УПАКОВКИ
Термин «дизайн» происходит от английского Аещп — замысел, проект, чертеж, рисунок. Он обозначает различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств проектируемых изделий.
На конгрессе международного совета организаций по дизайну (ИКСИД) в 1969 году было принято определение дизайна. Под дизайном понимают творческую деятельность, целью которой является определение формальных качеств выпускаемых промышленностью изделий. Эти качества включают внешний вид изделий, но главным образом — структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как сточки зрения потребителя, так и сточки зрения изготовителя [22, 37,91].
Дизайн к настоящему времени проник во все сферы производства. Его методы положены в основу при создании даже таких уникальных аппаратов и систем, как интерьеры и оборудование подводных лодок, самолетов, космических кораблей.
Теория дизайна в ряде стран, в том числе и в России, получила наименование «технической эстетики». Она охватывает широкий круг проблем, связанных с социальными, социально-экономическими, эргономическими вопросами развития производства и потребления, закономерностями формообразования промышленных изделий, принципами и методами творческой работы художников-конструкторов. Инженеру-конструктору необходимы знания в области технической эстетики, в частности знания терминологии и основных понятий. Техническая эстетика — это наука о художественном конструировании, изучающая его общественную природу и закономерности развития, его принципы и методы.
Художественное конструирование изделия — сложный и целостный процесс. Опыт, накопленный дизайнерскими организациями, свидетельствует о том, что проектирование промышленного изделия лишь тогда дает действительно хорошие результаты, когда конструктор, технолог,
Глава 1
дизайнер работают в тесном контакте и когда каждый из специалистов хорошо понимает задачу другого.