Общие сведения о системах спецификации

С появлением возможности репродуцирования цветных изображе­ний появилась необходимость как в оценке точности воспроизведения вообще, так и цветовоспроизведения в частности. На начальном этапе развития процессов, связанных с цветовоспроизведением оригиналов, достаточно было словесной оценки «хорошо» или «плохо». Кстати, это нередко наблюдается и сейчас.


Восприятие цвета на упаковке




У 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1
У 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1

Цветовые охваты!

т

красок

=1 цветопробы

0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 х


      Цветовые охваты  
  \   г=л красок 1^=^ цветопробы  
               
               
  ■7              
%   оЕ        
  \ \ \ Л     У -?'      
*-*-["   V      
1\1И-        

0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 х


Рис. 5.38. Схематическое сравнение цветовых охватов красок, используемых

для печати, и цветопробы

На выставке, где та или иная фирма рекламирует копировальное или печатающее оборудование, Вам предлагают рекламную продукцию. Эта продукция действительно выглядит очень привлекательно. Обычно представители такой фирмы говорят приблизительно так: «Красиво, впечатляет, какие цвета!» И действительно, все выглядит красиво, но насколько воспроизведенное цветное изображение соответствует ори­гиналу, сказать трудно. Его у Вас нет под рукой.

Однако необходимость в более объективной оценке точности цветовос­произведения, чем «хорошо-плохо», там, где процесс воспроизведения цвета поставлен на промышленную основу, весьма актуальна. Такая оценка по­зволяла бы не только судить о соответствии воспроизводимого изображе­ния цветному оригиналу, но и давала бы возможность прогнозировать точ­ность воспроизведения, а также программировать весь процесс.

Одним из самых простых путей, принятым для оценки цветовосп­роизведения, следует считать создание системы спецификации цветов. Как правило, все системы спецификации основаны на использовании наборов образцов эталонов цвета, расположенных в определенной за­висимости. Зная эту закономерность, легко отыскать цвет того или иного образца, близкого к определяемому.

Принципиально все системы спецификаций основаны на использо­вании набора эталонов, сведенных в цветовые таблицы, называемые атласом цветов. Поскольку в них указываются также цветовые коор­динаты определяемых цветов, то такие атласы можно считать также ви­зуальным колориметром.

Основными достоинствами атласа цветов следует считать их доста­точную наглядность, компактность, простоту в использовании. Недо-


158 Глава 5

статном является малая точность, обусловленная дискретным характе­ром измерения и различием в спектральном составе источников ос­вещения, при котором происходит сравнение цветов образца и атла­са. Атласы цветов используются в тех случаях, когда нет необходи­мости в большой точности, но сам процесс измерения надо выпол­нить быстро и просто.

Систем спецификаций, предложенных для практического ис­пользования, в настоящее время достаточно много. Наиболее удач­ной для оценки качества цветовоспроизведения принято считать систему Манселла.

Система Манселла состоит из цветов, изменяющихся по трем неза­висимым характеристикам: цветовому тону, насыщенности и светлоте. Если составить шкалу из этих трех характеристик, то она получится пространственной, трехмерной. Иными словами, образуется некое цве­товое тело. Идеальное цветовое тело Манселла имеет форму цилиндра.

В основе всякой системы спецификаций цветов (в том числе и сис­темы Манселла) лежит цветовой круг. Цветовой круг Манселла содер­жит десять опорных цветов (рис. 5.39, вкладка). Дуги круга разделены еще на десять частей, где в соответствующих точках расположены про­межуточные цвета, близкие по своему тону к соответствующему опор­ному цвету. Цветовой круг Манселла является равноконтрастным как по цветовому тону, так и по насыщенности.

Светлота в цветовом теле Манселла представляет собой ахромати­ческую ось, ступени которой (их тоже десять) различаются на постоян­ную величину.

Идеальное цветовое тело Манселла имеет форму цилиндра. Одна­ко если провести произвольное сечение, перпендикулярное ахромати­ческой оси, то получится не круг, а иная фигура. По мере уменьшения или увеличения уровня светлоты от некоторого среднего значения чис­ло цветов, различаемых по насыщенности, сокращается. Причем харак­тер такого изменения зависит от цветового тона. По этой причине ре­альное цветовое тело Манселла имеет форму не цилиндра, а фигуру, несимметричную относительно вертикальной и горизонтальной оси (рис. 5.40, вкладка).

Атлас Манселла построен по принципу сечения цветового про­странства рядом плоскостей. Обычно в атласах цветов дают сечения тела Манселла плоскостями, проходящими перпендикулярно (при одинаковой яркости) (рис. 5. 41, а, вкладка) и вдоль ахроматической оси (рис. 5.41, б, вкладка). Каждое поле атласа обозначают тремя сим­волами, характеризующими соответственно цветовой тон, степень светлоты и насыщенности [55].


Восприятие цвета на упаковке 159

Системы спецификаций позволяют с достаточной степенью точнос­ти определять количественные соотношения красок для получения не­обходимого цвета, то есть прогнозировать цвет будущей репродукции.

Однако использование атласа цветов связано все-таки с субъектив­ной оценкой точности цветовоспроизведения, да и изготовление их свя­зано с определенными трудностями. На практике же требуется более объективная и строгая оценка. Именно поэтому были созданы колори­метрические системы, позволяющие с помощью математических зави­симостей определять степень различия между цветами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: