Модель совокупного спроса и предложения

Общее экономическое равновесие — это сбалансированность всей экономики страны. Это система взаимосвязанных и взаимосо­гласованных пропорций во всех сферах, отраслях, на всех рынках, у всех участников экономической деятельности, обеспечивающая нор­мальное развитие национального хозяйства.

В анализе микро- и макроэкономики применяется метод равновесия. В иссле­довании микроэкономических процессов этот принцип выступал как постулат о равенстве спроса и предложения на том или ином товарном рынке, а также ра­венстве спроса и предложения на всех взаимосвязанных между собой рынках — товаров, труда, капитала.

Обращаясь к исследованию экономики на макроуровне, попытаемся выявить специфичность этого метода. В данном случае речь идет не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении одного конкретного товара, а о совокуп­ных, агрегированных спросе и предложении в рамках национального рынка. Иными словами, конкретные товары (галстуки, телевизоры, холодильники и т. д.) объединяются в совокупную массу товаров, выраженную не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены. Спрос выступает в виде совокупного пла­тежеспособного спроса в масштабе национального хозяйства. Это, с одной сто­роны, совокупный спрос населения, фирм и государства, исчисляемый обычно в масштабе года, с другой стороны, это предложение годового национального про­дукта, рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.

Итак, совокупный спрос — это спрос на общий объем товаров и услуг, кото­рый может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупное предложение — это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и пред­ложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. Они могут быть измерены в текущих или неизменных ценах, изображены в виде модели (кривой, графика). Постоянное движение цен создает определенные трудности с анализом этих ка­тегорий. Поэтому для измерения объема и динамики агрегированных совокупностей используются индексы, при которых показатели спроса и предложения ис­числяются по отношению к базовому и отчетному периоду.

Рынок товаров находится в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукта равна совокупному спросу или планируемым совокупным расходам. Равновесие следует восприни­мать как динамичное состояние экономической системы, при котором последняя сохраняет свое строение и сложившиеся режимы функционирования в меняю­щейся действительности. Существуют определенные показатели, по которым можно судить о состоянии равновесия:

• индексы текущего состояния, потребительских ожиданий, потребительских настроений. Динамизм этих показателей отражает состояние потребления и совокупного спроса;

• промышленный цикл и его фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем, спад, подъем, бум.

Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.

Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроиз­водственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).

Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос эко­номическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике. В структуре совокупного спроса можно выделить:

• потребление С — спрос на потребительские товары и услуги;

• инвестиции I— спрос на инвестиционные товары;

• государственные закупки G — спрос на товары и услуги со стороны госу­дарства;

• чистый экспорт Х— разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию;

Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например потребительские расходы. Другие — более динамичны, на­пример инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономи­ческой активности.

Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:

где: Р — уровень цен в экономике, в данном случае — индекс цен;

Q — реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

М — количество денег в обращении;

V — скорость обращения денег.

Следовательно, AD находится в прямой зависимости от денежной массы и ско­рости обращения денег и в обратной — от уровня цен.

Совокупный спрос, находясь в обратной зависимости от цены, снижается под влиянием ряда факторов. К ним относятся следующие:

1. Повышение уровня процентной ставки, т. е. цены использования ссуды. Дело в том, что рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвес­тиции. В результате совокупный спрос уменьшается. Это явление называется «эф­фект процентной ставки».

2. «Эффект кассовых остатков», или «эффект богатства». Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фик­сированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов.

3. «Эффект импортных товаров». Рост цен внутри страны при стабильных це­нах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что снижает совокупный спрос в экономике.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы населения: инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт, благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесто­рам и т. д. Из уравнения количественной теории денег можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами экономики. Следовательно, AD является функцией М и V; AD =У(М, V). Влияние вышеперечисленных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег. Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на гра­фике сдвигом кривой AD вправо (рис. 17.1). Она займет положение A,D,. Снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта при­ведет к сокращению совокупного спроса. Это отразится графически сдвигом AD влево. Кривая совокупного спроса займет положение A, Dy.

Рис. 17.1

Совокупное предложение — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто ис­пользуется как синоним валового национального или внутреннего продукта.

Кривая совокупного предложения AS пока­зывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок пред­принимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике.

AS может быть приравнено к величине валового национального продукта (ВНП) или к величине валового внутреннего продукта (ВВП).

AS = ВНП = ВВП.

На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количество и качество применяемых факторов производства (земли, тру­да, капитала).

AS = зарплата + рента + процент + прибыль.

Увеличение количества или повышение качества факторов производства при­водит к росту производственных мощностей, а значит, к росту AS. График сово­купного предложения условно состоит из трех частей:

• горизонтальной, когда производство растет при неизменяемом уровне цен;

• восходящей, когда увеличивается объем национального продукта и растут цены;

• вертикальной, когда экономика достигает высшей точки своих производ­ственных возможностей.

Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более вы­сокие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров.

На совокупное предложение влияют не только ценовые, но и неценовые фак­торы. Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного предложения AS, то неценовые смещают кривую вправо, A^S^ при уменьшении издержек и влево, A,S при их увеличении. К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки:

• цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные). Их повышение уве­личивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложе­ние. Кривая смещается влево. Снижение цен вызывает обратную реакцию;

• рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым совокупное предложение. Кривая AS сместится вправо;

• правовое регулирование (налоги, субсидии): если налоги вырастут, то из­держки увеличатся, совокупное предложение сократится, кривая сместится влево, и наоборот.

Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокупный спрос ра­вен совокупному предложению. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяют уровни реального ВНП и цен, установившихся в данный период. Общее равновесие достигается в точке Е, точке пересечения A D и AS, и означает, что продавцы и покупатели удовлетворены, т. е. уровень цен таков, что покупатели готовы покупать ровно столько, сколько продавцы готовы про­извести и продать. В реальной жизни равновесие часто переходит в неравновесие. Рассмотрим варианты отклонения.

1. Допустим, что совокупный спрос превышает совокупное предложение:

AD > AS. Чтобы выйти на равновесие, возможны два варианта:

• не изменяя объема производства, повысить цены;

• расширить выпуск продукции.

Практика показывает, что фирмы идут по второму пути. Но повышение вы­пуска продукции приводит к росту издержек производства и росту цен. Поэтому новая точка равновесия будет соответствовать более высоким значениям объема производства и уровня цен. В экономике будет наблюдаться рост национального продукта.

2. Допустим; что совокупный спрос меньше совокупного предложения:

AD < AS. Здесь также возможны два варианта:

• сократить производство;

• оставить выпуск без изменения, но понизить цены.

В этой ситуации предприниматели будут сокращать производство и прода­вать произведенную продукцию по выгодным ценам. Если цель не будет достиг­нута, то, не изменяя масштаба производства, предприниматели будут постепенно снижать цены. Это будет происходить до тех пор, пока не начнется увольнение рабочих. В итоге национальный продукт будет снижаться.

2. Система товародвижения и каналы распределения.

Под товародвижением понимают физическое перемещение товара от места производства к месту потребления. Целью товародвижения является доставка конкретного товара в нужное время в необходимом количестве в заранее установленные сроки. Организация товародвижения также, как и другие мероприятия в маркетинге, определяет успех предприятия на рынке сбыта, влияет на размер его финансовых затрат и объем его прибыли. По­этому товародвижению всегда уделяется большое внимание со стороны руководства предприятия.

Процесс товародвижения начинается с комплектации - подготовки товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация предполагает:

- прием заказа от клиента;

- отбор товара каждого наименования, указанного в заказе;

- комплектацию отобранного товара в соответствии с заказом;

- подготовку товара к отправке;

- документальное оформление подготовленного заказа;

- объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных.

Осуществление этих операций происходит подразделением отдела сбыта и комплектации. В функции такого подразделения, как правило, входит такие документирование вышеперечисленных операций с использованием элек­тронной системы сбора и обработки информации. Наличие такой системы позволяет осуществлять более жесткий контроль за выполнением заказов, более рационально использовать складские площади и транспортные средства, способствуя этим экономии денежных средств предприятия.

На следующей стадии товародвижения - транспортировки заказов по­купателю, предприятием осуществляется выбор вида транспорта и маршрута его следования. Выбирая средство доставки конкретного товара, отпра­вителю необходимо принимать во внимание многие факторы. В табл. 15 дается краткая сравнительная характеристик различных видов транспорта с точки зрения характеристики наиболее важных факторов.1

Таблица 15

Ранжирование видов транспорта по критерием выбора

Вид транспор­та Ско­рость дос­тавки Час­тота от­пра­вок Надежность (соблюдение графика доставки) Перево­зочная способ­ность Доступность (степень развития транс­портных ком­муникаций) Стоимость доставки
Железно­дорожный            
Водный            
Автомо­бильный   -        
Воздуш­ный I          
Трубопровод     I      

Организация товародвижения включает также мероприятия по склади­рованию товарной продукции. Любому предприятию приходится хранить Товар до момента его поставки. Необходимость хранения связана с тем, что Циклы производства и потребления товара редко совпадают друг с другом, а также с тем, что покупатели иногда весьма удалены от производителя. Это обусловливает организацию складов на территории предприятия и транзитных складов на пути следования до основных покупателей.

Содержание складского хозяйства обходится предприятию не дешево. «Этому складская система предприятия должна быть в первую очередь экономичной. Успех обеспечивается в том случае, если планировка и работа складской системы рассматриваются с точки зрения не только интересов покупателей. но и интересов предприятия-поставщика. При разработке складской системы необходимо учитывать взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними складскими) потоками и связанные с ними факторы (параметры склада технические средства, особенности груза и др.).

Разработка эффективной складской системы предполагает:

• определение места складов в системе товародвижения;

• определение направленности и технической оснащенности складов;

• определение задач работы складов;

• выбор месторасположения и объема складов;

• расчет пропускной способности складов;

• определение профиля и штата работников складского хозяйства.

В зависимости от задач, решаемых в системе складского хозяйства склады могут выполнять как услуги по продаже, так и послепродажные ус­луги.

Решение об уровне товарно-материальных запасов - еще одно решение в сфере товародвижения, влияющее на удовлетворенность потребителя. Ско­рость выполнения заказа находится в прямой зависимости от величины то­варно-материальных запасов. Однако поддержание больших запасов нерента­бельно. Поэтому на предприятии целесообразно функционирование системы управления запасами, которая нацелена на определение оптимального для данного предприятия объема товарно-материальных запасов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: