Общее экономическое равновесие — это сбалансированность всей экономики страны. Это система взаимосвязанных и взаимосогласованных пропорций во всех сферах, отраслях, на всех рынках, у всех участников экономической деятельности, обеспечивающая нормальное развитие национального хозяйства.
В анализе микро- и макроэкономики применяется метод равновесия. В исследовании микроэкономических процессов этот принцип выступал как постулат о равенстве спроса и предложения на том или ином товарном рынке, а также равенстве спроса и предложения на всех взаимосвязанных между собой рынках — товаров, труда, капитала.
Обращаясь к исследованию экономики на макроуровне, попытаемся выявить специфичность этого метода. В данном случае речь идет не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении одного конкретного товара, а о совокупных, агрегированных спросе и предложении в рамках национального рынка. Иными словами, конкретные товары (галстуки, телевизоры, холодильники и т. д.) объединяются в совокупную массу товаров, выраженную не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены. Спрос выступает в виде совокупного платежеспособного спроса в масштабе национального хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос населения, фирм и государства, исчисляемый обычно в масштабе года, с другой стороны, это предложение годового национального продукта, рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.
|
|
Итак, совокупный спрос — это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупное предложение — это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. Они могут быть измерены в текущих или неизменных ценах, изображены в виде модели (кривой, графика). Постоянное движение цен создает определенные трудности с анализом этих категорий. Поэтому для измерения объема и динамики агрегированных совокупностей используются индексы, при которых показатели спроса и предложения исчисляются по отношению к базовому и отчетному периоду.
Рынок товаров находится в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукта равна совокупному спросу или планируемым совокупным расходам. Равновесие следует воспринимать как динамичное состояние экономической системы, при котором последняя сохраняет свое строение и сложившиеся режимы функционирования в меняющейся действительности. Существуют определенные показатели, по которым можно судить о состоянии равновесия:
|
|
• индексы текущего состояния, потребительских ожиданий, потребительских настроений. Динамизм этих показателей отражает состояние потребления и совокупного спроса;
• промышленный цикл и его фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем, спад, подъем, бум.
Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.
Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).
Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике. В структуре совокупного спроса можно выделить:
• потребление С — спрос на потребительские товары и услуги;
• инвестиции I— спрос на инвестиционные товары;
• государственные закупки G — спрос на товары и услуги со стороны государства;
• чистый экспорт Х— разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.
Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию;
Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например потребительские расходы. Другие — более динамичны, например инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.
Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:
где: Р — уровень цен в экономике, в данном случае — индекс цен;
Q — реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;
М — количество денег в обращении;
V — скорость обращения денег.
Следовательно, AD находится в прямой зависимости от денежной массы и скорости обращения денег и в обратной — от уровня цен.
Совокупный спрос, находясь в обратной зависимости от цены, снижается под влиянием ряда факторов. К ним относятся следующие:
1. Повышение уровня процентной ставки, т. е. цены использования ссуды. Дело в том, что рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается. Это явление называется «эффект процентной ставки».
2. «Эффект кассовых остатков», или «эффект богатства». Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов.
3. «Эффект импортных товаров». Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что снижает совокупный спрос в экономике.
|
|
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы населения: инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт, благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам и т. д. Из уравнения количественной теории денег можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами экономики. Следовательно, AD является функцией М и V; AD =У(М, V). Влияние вышеперечисленных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег. Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо (рис. 17.1). Она займет положение A,D,. Снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта приведет к сокращению совокупного спроса. Это отразится графически сдвигом AD влево. Кривая совокупного спроса займет положение A, Dy.
Рис. 17.1
Совокупное предложение — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального или внутреннего продукта.
Кривая совокупного предложения AS показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок предпринимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике.
AS может быть приравнено к величине валового национального продукта (ВНП) или к величине валового внутреннего продукта (ВВП).
AS = ВНП = ВВП.
На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количество и качество применяемых факторов производства (земли, труда, капитала).
AS = зарплата + рента + процент + прибыль.
Увеличение количества или повышение качества факторов производства приводит к росту производственных мощностей, а значит, к росту AS. График совокупного предложения условно состоит из трех частей:
|
|
• горизонтальной, когда производство растет при неизменяемом уровне цен;
• восходящей, когда увеличивается объем национального продукта и растут цены;
• вертикальной, когда экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей.
Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров.
На совокупное предложение влияют не только ценовые, но и неценовые факторы. Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного предложения AS, то неценовые смещают кривую вправо, A^S^ при уменьшении издержек и влево, A,S при их увеличении. К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки:
• цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные). Их повышение увеличивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение. Кривая смещается влево. Снижение цен вызывает обратную реакцию;
• рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым совокупное предложение. Кривая AS сместится вправо;
• правовое регулирование (налоги, субсидии): если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится, кривая сместится влево, и наоборот.
Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяют уровни реального ВНП и цен, установившихся в данный период. Общее равновесие достигается в точке Е, точке пересечения A D и AS, и означает, что продавцы и покупатели удовлетворены, т. е. уровень цен таков, что покупатели готовы покупать ровно столько, сколько продавцы готовы произвести и продать. В реальной жизни равновесие часто переходит в неравновесие. Рассмотрим варианты отклонения.
1. Допустим, что совокупный спрос превышает совокупное предложение:
AD > AS. Чтобы выйти на равновесие, возможны два варианта:
• не изменяя объема производства, повысить цены;
• расширить выпуск продукции.
Практика показывает, что фирмы идут по второму пути. Но повышение выпуска продукции приводит к росту издержек производства и росту цен. Поэтому новая точка равновесия будет соответствовать более высоким значениям объема производства и уровня цен. В экономике будет наблюдаться рост национального продукта.
2. Допустим; что совокупный спрос меньше совокупного предложения:
AD < AS. Здесь также возможны два варианта:
• сократить производство;
• оставить выпуск без изменения, но понизить цены.
В этой ситуации предприниматели будут сокращать производство и продавать произведенную продукцию по выгодным ценам. Если цель не будет достигнута, то, не изменяя масштаба производства, предприниматели будут постепенно снижать цены. Это будет происходить до тех пор, пока не начнется увольнение рабочих. В итоге национальный продукт будет снижаться.
2. Система товародвижения и каналы распределения.
Под товародвижением понимают физическое перемещение товара от места производства к месту потребления. Целью товародвижения является доставка конкретного товара в нужное время в необходимом количестве в заранее установленные сроки. Организация товародвижения также, как и другие мероприятия в маркетинге, определяет успех предприятия на рынке сбыта, влияет на размер его финансовых затрат и объем его прибыли. Поэтому товародвижению всегда уделяется большое внимание со стороны руководства предприятия.
Процесс товародвижения начинается с комплектации - подготовки товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация предполагает:
- прием заказа от клиента;
- отбор товара каждого наименования, указанного в заказе;
- комплектацию отобранного товара в соответствии с заказом;
- подготовку товара к отправке;
- документальное оформление подготовленного заказа;
- объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных.
Осуществление этих операций происходит подразделением отдела сбыта и комплектации. В функции такого подразделения, как правило, входит такие документирование вышеперечисленных операций с использованием электронной системы сбора и обработки информации. Наличие такой системы позволяет осуществлять более жесткий контроль за выполнением заказов, более рационально использовать складские площади и транспортные средства, способствуя этим экономии денежных средств предприятия.
На следующей стадии товародвижения - транспортировки заказов покупателю, предприятием осуществляется выбор вида транспорта и маршрута его следования. Выбирая средство доставки конкретного товара, отправителю необходимо принимать во внимание многие факторы. В табл. 15 дается краткая сравнительная характеристик различных видов транспорта с точки зрения характеристики наиболее важных факторов.1
Таблица 15
Ранжирование видов транспорта по критерием выбора
Вид транспорта | Скорость доставки | Частота отправок | Надежность (соблюдение графика доставки) | Перевозочная способность | Доступность (степень развития транспортных коммуникаций) | Стоимость доставки |
Железнодорожный | ||||||
Водный | ||||||
Автомобильный | - | |||||
Воздушный | I | |||||
Трубопровод | I |
Организация товародвижения включает также мероприятия по складированию товарной продукции. Любому предприятию приходится хранить Товар до момента его поставки. Необходимость хранения связана с тем, что Циклы производства и потребления товара редко совпадают друг с другом, а также с тем, что покупатели иногда весьма удалены от производителя. Это обусловливает организацию складов на территории предприятия и транзитных складов на пути следования до основных покупателей.
Содержание складского хозяйства обходится предприятию не дешево. «Этому складская система предприятия должна быть в первую очередь экономичной. Успех обеспечивается в том случае, если планировка и работа складской системы рассматриваются с точки зрения не только интересов покупателей. но и интересов предприятия-поставщика. При разработке складской системы необходимо учитывать взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними складскими) потоками и связанные с ними факторы (параметры склада технические средства, особенности груза и др.).
Разработка эффективной складской системы предполагает:
• определение места складов в системе товародвижения;
• определение направленности и технической оснащенности складов;
• определение задач работы складов;
• выбор месторасположения и объема складов;
• расчет пропускной способности складов;
• определение профиля и штата работников складского хозяйства.
В зависимости от задач, решаемых в системе складского хозяйства склады могут выполнять как услуги по продаже, так и послепродажные услуги.
Решение об уровне товарно-материальных запасов - еще одно решение в сфере товародвижения, влияющее на удовлетворенность потребителя. Скорость выполнения заказа находится в прямой зависимости от величины товарно-материальных запасов. Однако поддержание больших запасов нерентабельно. Поэтому на предприятии целесообразно функционирование системы управления запасами, которая нацелена на определение оптимального для данного предприятия объема товарно-материальных запасов.