Задачи с решениями. Пример 10.1.Вас интересует, насколько важным считает покупатель изменение основных параметров стиральной машины и какой может быть цена новой машины

Пример 10.1. Вас интересует, насколько важным считает покупатель изменение основных параметров стиральной машины и какой может быть цена новой машины, если цена ближайшего аналога составляет 17 000 руб. Характеристики новой и базовой моделей приведены ниже.

Параметр Базовая модель Новая модель Индекс изменения значения параметра Коэффициент весомости
Максимальная загрузка, кг     1,40 0,4
Объем барабана, л     1,19 0,3
Скорость отжима, об/мин.     0,87 0,2
Срок годности     1,0 0,1

P н = 17 000 х (1,4 х 0,4 + 1,19 х 0,3 + 0,87 х 0,2 + 1 х 0,1) = 17 000 х 1,191 - 20 247(руб.).

Балльный метод. Суть метода состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода интегральную оценку конкурентоспособности изделия. Умножением суммы баллов по новому изделию на стоимостную оценку одного балла изделия-аналога определяется ориентировочная цена нового изделия. Цена на новое изделие, по которому оцениваемые параметры не равнозначны для потребителя, исчисляется по формуле

где P н - цена нового изделия;

Б нj - балльная оценка j-го параметра нового изделия;

p б- средняя цена одного балла изделия-эталона;

k j - коэффициент весомости параметра.

Средняя цена (p б) балла определяется по формуле

где P а - цена товара-аналога;

Б аj- балльная оценка j-го параметра товара-аналога.

Количество показателей, оцениваемых баллами, должно быть ограниченным и в то же время достаточно полно характеризовать потребительное качество изделий. Ограничение числа показателей связано с тем, что при большом количестве показателей каждый из них занимает относительно меньший удельный вес, и в результате занижается значимость улучшения каждого конкретного показателя. Изделие может быть хорошо оценено по общей сумме баллов, даже если оно имеет очень низкий уровень качества какого-либо наиболее важного показателя.

Пример 10.2. Если в примере 12.1 покупателя интересуют не только технические параметры, но и страна-изготовитель, дизайн, то расчет цены новой стиральной машины может быть осуществлен балльным методом.

Параметры Оценка в баллах Коэффициент весомости
базовое изделие новое изделие
Максимальная загрузка     0,3
Объем барабана     0,2
Скорость отжима     0,15
Срок годности     0,05
Страна-изготовитель     0,2
Дизайн     0,1

Взвешенная оценка конкурентоспособности базового изделия (изделия-аналога) составляет 40 х 0,3 + 40 х 0,2 + 30 х 0,15 + 10 х 0,05 + 30 х 0,2 + 20 х 0,1 = 33 (балла), а нового изделия - 50 х 0,3 + 45 х 0,2 + 20 х 0,15 + 10 х 0,05 + 50 х 0,2 + 25 х 0,1 = 40 (баллов). Цена одного балла составляет 17 000: 33 - 515,15 (руб.). Цена новой модели стиральной машины составит 515,15 х 40 = 20 606 (руб.).

Балльный метод расширяет границы учета покупательских предпочтений, но требует тщательного обоснования балльных оценок и коэффициентов весомости.

Пример 10.3. Эксперту предлагается сравнить значимость шести функций сотового телефона: 1) фотокамера; 2) игры; 3) мультимедиа; 4) WAP; 5) музыка; 6) электронная почта. Результаты оценивания, представленные в виде матрицы парных сравнений, приведены ниже. Обозначения: i - номер строки, j - номер столбца.

Параметр Экспертная оценка значимости параметров (коэффициенты весомости) Экспертная оценка значимости параметров (ранги) Сумма рангов, Средний коэффициент весомости
                           
Стаж работы на рынке 0,3 0,2 0,3 0,4 0,5 1,5         8,5 5,0625 0,117 0,3
Репутация организации 0,3 0,4 0,4 0,2 0,3 1,5         8,5 5,0625 0,117 0,3
Форма обучения 0,2 0,3 0,2 0,2 0,1 3,5       3,5 11,5 0,5625 0,087 0,22
Продолжительность обучения 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 3,5       3,5 14,5 14,0625 0,069 0,18
Итого                       24,75 0,39  

T 1 = (8 - 2) + (8 - 2) = 12; T 2 = 0; T 3 = 0; T 4 = 27 - 3 = 24; T 5= 8 - 2 = 6; T 1 + T 4 + T 5 = 12 + 24 + 6 = 42

W = = 0,23.

  x1 x2 x3 x4 x5 x6
x1 = > > < > >
x2 < = > < = <
x3 < < = = < >
x4 > > = = > >
x5 < = > < = =
x6 < > < < = =

Далее строится квадратная матрица A =

Здесь a ij = 1 + y, если x i > x j;

a ij = 1 - y, если x i < x j;

a ij = 1, если x i = x j;, где y - любое рациональное число в заданном интервале.

Примем y = 1, тогда матрица парных сравнений получит следующий вид.

  x1 x2 x3 x4 x5 x6
x1            
x2            
x3            
x4            
x5            
x6            

Далее в расчет вводится понятие «итерированная сила» порядка К параметров в виде матрицы-столбца Р(К), которая определяется в общем случае, как

где K = 1, 2,..., m.

Итерированная сила объекта х, определяется как произведение строки матрицы А на столбец матрицы Р(К) по формуле

В начале расчета принимается итерированная сила Р(К) = 1, т.е. для определения P 1(K) берется P 1(0) = 1:

Исходную матрицу A умножаем на P (0).

Далее этот процесс продолжается с учетом полученной итерированной силы предыдущей итерации:

Практическую ценность в данном методе представляет так называемая нормированная итерированная сила k -го порядка i -го параметра (k),именно она трактуется как значение коэффициента весомости i -го параметра.

Произведем вычисление нормированной итерированной силы второго порядка:

(2) = 43: 174 = 0,2471;

(2) = 17: 174 = 0,0977;

(2) = 30: 174 = 0,1724;

(2) = 46: 174 = 0,2644;

(2) = 21: 174 = 0,1207;

(2)= 17: 174 = 0,0977.

С каждой последующей итерацией результаты расчетов уточняются.

Ограничившись в нашем примере двумя итерациями, можно сделать вывод, что эксперт следующим образом оценил весомость параметров сотового телефона:

1)WAP - 26,44%;

2) фотокамера - 24,71%;

3) мультимедиа - 17,24%;

4) музыка - 12,07%;

5) игры и электронная почта - 9,77%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: