Пример 9.1. Затраты на производство одного метра ткани равны 108 руб., средняя доля прибыли в цене равна 10%, тогда оптовая отпускная цена товара будет равна 120руб. (108х 100: 90), или процент прибыли к затратам принимается равным 11,11%, тогда оптовая отпускная цена одного метра ткани будет равна 120 руб. (108 + (108 х 11,11% / 100%)= 108 + 12).
Пример9.2. Полные затраты на производство товара составляют 3000 руб., норматив рентабельности 15%, тогда цена товара составит 3450 руб. = 3000 х (1 + 0,15).
В монономенклатурных производствах все затраты рассматриваются как прямые, а в многономенклатурных принято выделять прямые и косвенные затраты.
Система учета на базе полных затрат предусматривает всестороннее и точное отражение абсолютно всех затрат. Однако сделать это в многономенклатурном производстве практически невозможно. Основной недостаток данного метода заключается в том, что любой способ определения постоянных расходов на единицу продукции является производным. В качестве базы распределения постоянных затрат могут быть выбраны прямые затраты на материалы, оплата труда производственных рабочих, объем выпуска продукции, суммарные затраты на сырье, материалы и оплату труда. Выбор той или иной базы распределения приводит к различным суммам постоянных расходов, включаемых в себестоимость, следовательно, цены на продукцию могут значительно отличаться в зависимости от выбранного способа.
В таблице 9.1 приведен расчет совокупных издержек на производство товаров.
Таблица 9.1
Расчет совокупных издержек на производство товаров
| Показатель | Изделие | Итого | |||
| 1. Рыночная цена, руб. | |||||
| 2. Объем продаж ожидаемый, шт. | |||||
| 3. Выручка от реализации, тыс. руб. | |||||
| 4. Переменные расходы на единицу продукции - всего, руб. | |||||
| 4.1. Материальные расходы | 1 100 | ||||
| 4.2. Расходы на оплату труда | |||||
| 4.3. Прочие переменные расходы | |||||
| 5. Постоянные расходы, тыс. руб., всего | |||||
| 6. Распределение постоянных расходов на единицу продукции, руб. | |||||
| 6.1. Пропорционально количеству изделий (вариант 1) | 29 500 | ||||
| 6.2. Пропорционально объему продаж (вариант 2) | 29 500 | ||||
| 6.3. Пропорционально заработной плате (вариант 3) | 29 500 | ||||
| 7.1. Совокупные удельные издержки, руб. (вариант 1) | |||||
| 7.2. Совокупные удельные издержки, руб. (вариант 2) | |||||
| 7.3. Совокупные удельные издержки, руб. (вариант 3) | |||||
| 8.1. Цена товара (рентабельность 25% к совокупным издержкам), руб. (вариант 1) | |||||
| 8.2. Цена товара (рентабельность 25% к совокупным издержкам), руб. (вариант 2) | |||||
| 8.3. Цена товара (рентабельность 25% к совокупным издержкам), руб. (вариант 3) |
В приведенной таблице цена, рассчитанная по полным издержкам, может составить по изделию 1 от 4043 до 4188 руб., по изделию 2 от 4285 до 4295 руб., по изделию 3 от 4348 до 4511 руб., по изделию 4 от 5043 до 5925 руб.
Расчеты по совокупным издержкам могут привести к ошибочным выводам о выгодности производства отдельных изделий, о возможном уровне цен на изделия, о присутствии изделия в портфеле заказов. В таблице 9.2 показано, как определить, выгодно или нет производство того или иного изделия.
Таблица 9.2
Решение о выгодности производства изделия (руб.)
| Показатель | A | B | Итого |
| Рыночная цена | 13 000 | 13 000 | |
| Объем продаж, ед. | |||
| Переменные затраты на выпуск | |||
| Постоянные затраты | |||
| Совокупные издержки | |||
| Выручка | |||
| Прибыль | -200000 |
Логично по результатам анализа принять решение о снятии убыточного изделия В с производства, но в этом случае уменьшится прибыль предприятия в целом 1300000 - 1500000 = -200000 руб.
Пример 9.3. Вы инвестируете 1000000 руб. в производство тонометров, рассчитывая получить 20% дохода в год, постоянные затраты за год составят 500000 руб., переменные затраты 700 руб. на одно изделие. Если вы планируете продать 1000 изделий, тогда вы можете назначить цену тонометра 1400 руб. = 700 + 500000: 1000 + 20 х 1000000: (100 х 1000).
Пример 9.4. Производитель часов стремится позиционировать новую модель как эксклюзивную и заинтересован в том, чтобы в розничной торговле сохранялась назначенная им высокая цена. Он заключает с продавцом товара соглашение о розничной продаже данной модели часов по 30000 руб., гарантируя продавцу 20% скидки от розничной цены. Тогда скидка розничному продавцу составит 30000 х 0,2 = 6000 (руб.), цена производителя (цена приобретения) 30000 - 6000 = 24 000 (руб.).
Предположим, продавец, затратив на приобретение товара 25000 руб., хотел бы получить от его продажи торговую скидку 15%. Тогда он должен назначить цену продажи 29412 руб. = 25000 х 100 / (100-15).
Пример 9.5. Отдел маркетинга, проведя исследование рынка, пришел к следующему заключению о влиянии цены тренажеров на прогнозный объем продаж.
| Прогнозный объем продаж, ед./г. | Цена за единицу, руб. | ||
| 8 000 | 8 600 | 8 800 | |
| Лучший из возможного | 1 600 | 1 500 | 1 250 |
| Наиболее вероятный | 1 250 | 1 200 | |
| Худший из возможного | 1 000 |
Постоянные затраты составляют 4000 тыс. руб. в год, переменные - 4000 руб. на единицу продукции. Определим возможную прибыль по каждому варианту.
| Показатель | Цена за единицу, руб. | ||
| 8 000 | 8 600 | 8 800 | |
| Удельные переменные затраты (b), руб. | 4 000 | 4 000 | 4 000 |
| Удельный выигрыш фирмы (p - b ), руб. | 4 000 | 4 600 | 4 800 |
| Валовый выигрыш фирмы в год (p - b)g, тыс. руб. | |||
| лучший из возможного | 6 400 | 6 900 | 6 000 |
| наиболее вероятный | 5 600 | 5 750 | 5 760 |
| худший из возможного | 4 000 | 3 680 | 2 880 |
| Постоянные затраты в год, тыс. руб. | 4 000 | 4 000 | 4 000 |
| Прибыль [(p - b)g - a], руб. | |||
| лучшая из возможного | 2 400 | 2 900 | 2 000 |
| наиболее вероятная | 1 600 | 1 750 | 1 760 |
| худшая из возможного | -320 | -1 120 |
В результате несложных математических расчетов можно увидеть, что при цене 8800 руб. для наиболее вероятного объема продаж можно получить наибольшую прибыль, но при худшем варианте конюнктуры рынка данная цена приводит к наибольшим убыткам.
При цене 8600 руб. наиболее вероятная прибыль почти совпадает с предыдущим вариантом, в лучшей из возможных ситуации при быль значительно больше, в худшей из возможных ситуаций - убытки значительно меньше.
При цене 8000 руб. наиболее вероятная прибыль меньше, чем в двух предыдущих вариантах, но в худшей ситуации предприятие не получает убытки, имея возможность покрывать переменные и постоянные затраты.
Можно привести аргументы за и против каждого решения.
Рассмотрим правила, по которым может приниматься решение о цене товара.
Группа 1. Правила принятия решений без использования численных значений вероятностей исходов.
1.1. Макси-максное решение - максимизация максимума доходов. Это подход карточного игрока, менеджера, склонного к риску ради получения максимального дохода, игнорирующего возможные потери. По этому правилу цена должна быть установлена на уровне 8600 руб.
1.2. Макси-минное решение - максимизация минимума доходов. Это очень осторожный подход к принятию решения. Его цель - максимизация доходов в худшей ситуации. Каждому решению соответствуют минимальные доходы, которые могут быть получены в худшей ситуации. По этому правилу цена должна быть установлена на уровне 8000 руб.
1.3. Мини-максное решение - минимизация максимума возможных потерь. В данном случае больше внимания уделяется возможным потерям, чем доходам. Ведь неверно назначенная цена приводит к возможным потерям или упущенному доходу. Рассчитать упущенный доход можно, сравнивая последовательно различные ценовые решения. Допустим, мы приняли решение назначить цену в 8000 руб., тогда при наиболее благоприятной конъюнктуре рынка мы получили бы удельный абсолютный выигрыш за год в размере 6400 тыс. руб., но если бы мы назначили цену в 8600 руб., тогда наш выигрыш составил бы 6900 тыс. руб., т.е. мы недополучили 500 тыс. руб. - это и будет недополученный выигрыш или упущенный доход.
Результаты сравнения всех рассматриваемых вариантов приведены в табл. 9.4.
Таблица 9.4
Возможные потери валового выигрыша фирмы в год
| Потери при выбранном уровне цены | Возможный уровень цен, руб. | ||
| 8 000 | 8 600 | 8 800 | |
| 1. 8 000 руб. | |||
| 1. Лучший из возможного | -500 | ||
| 2. Наиболее вероятный | -150 | -160 | |
| 3. Худший из возможного | 1 120 | ||
| 2. 8 600 руб. | |||
| 1. Лучший из возможного | |||
| 2. Наиболее вероятный | -10 | ||
| 3. Худший из возможного | -320 | ||
| 3. 8 800 руб. | |||
| 1. Лучший из возможного | -400 | -900 | |
| 2. Наиболее вероятный | |||
| 3. Худший из возможного | -1 120 | -800 |
Рассчитав величину потерь, нужно выбрать по каждому варианту максимально возможные потери. Затем выбирается решение, которое ведет к минимальному значению максимальных потерь.
Минимальная величина максимальных потерь возникает при цене 8600 руб. (табл. 9.5).
Таблица 9.5
Максимально возможные потери в год
| Цена, руб. | Максимально возможные потери в год, тыс. руб. |
| -500 | |
| -320 | |
| -1120 |
Рассмотренные критерии принятия решения о цене товара приводят к различным результатам. Поэтому сначала выбирается тот критерий, который считается «лучшим», т.е. соответствует целям фирмы, а затем выбирается лучшее решение.
Группа 2. Правила принятия решений с использованием численных значений вероятностей исходов. Вероятность - это отношение положительного исхода событий к общему числу исходов событий. Вероятность события E есть P(Е), 0
Р(Е)
1.
Математическое ожидание - это среднее значение величины, полученное при неограниченно большом числе опытов.

2.1. Правило максимальной вероятности: оценивается степень вероятности различных исходов и максимизируются наиболее вероятные доходы. Допустим, в нашем примере лучший вариант имеет вероятность 0,3, наиболее вероятный - 0,6, худший вариант - 0,1. Тогда выбирается уровень цены, приносящей максимальный доход по наиболее вероятному варианту, это цена 8800 руб.
2.2. Оптимизация математического ожидания - наиболее распространенный способ использования вероятностей при принятии решений. Рассчитывается для каждого решения либо доходов, либо потерь. Выбирается решение либо с наибольшим ожидаемым доходом, либо с наименьшими ожидаемыми потерями. Рассмотрим максимизацию ожидаемого дохода (табл. 9.6).
Таблица 9.6
| Показатель | Цена, руб. | Вероятность | ||
| 8 000 | 8 600 | 8 800 | ||
| 1. Валовый выигрыш фирмы в год (p - b) g, тыс. руб. | ||||
| лучший из возможного | 6 400 | 6 900 | 6 000 | 0,3 |
| наиболее вероятный | 5 600 | 5 750 | 5 760 | 0,6 |
| худший из возможного | 4 000 | 3 680 | 2 880 | 0,1 |
| 2. Возможные доходы, тыс. руб. | ||||
| лучший из возможного | 1 920 | 2 070 | 1 800 | |
| наиболее вероятный | 3 360 | 3 450 | 3 450 | |
| худший из возможного | ||||
| Сумма возможного дохода за год, тыс. руб. | 5 680 | 5 688 | 5 538 |
Максимальная сумма возможного дохода составляет 5688 руб. при цене 8600 руб.