Всем когнитивным техникам свойственна одна главная проблема — терапевт не знает наверняка, сработает ли та или иная процедура. В целом неплохо иметь представление об их эффективности, поскольку они были проверены на тысячах клиентов в клиниках по всему миру. Однако каждый новый клиент, приходящий на терапию, представляет собой особую проблему, и мы не можем с полной определенностью сказать, что какая-то конкретная техника будет эффективна просто потому, что она помогала другим.
Лучше всего будет экспериментально определить, что работает для конкретного клиента в конкретной ситуации, а не следовать одной-двум излюбленным техникам. Самые простые, логичные и умные контраргументы могли помочь сотням клиентов, о них даже могут быть написаны многочисленные книги, но какой в них прок, если они не помогают клиенту, сидящему напротив вас?
Целью ведения дневника является помощь клиенту в экспериментальном определении и работе с наиболее эффективными опровержениями.
Метод
1. Попросите клиентов записывать все техники, которые показались им эффективными в снижении тревоги или других негативных эмоций.
2. Пусть клиенты оценивают каждую технику по ряду 10-балльных шкал: а) сила эмоции до работы с техникой; б) сила техники; в) продолжительность использования техники; г) сила эмоций после применения техники.
3. Лучшие техники — те, которые устраняют сильные негативные эмоции. Клиенты должны особенно тщательно и внимательно делать записи о тех техниках, которые устраняют или снижают интенсивность приступов тревоги и тяжелых депрессивных эпизодов.
4. После того как было собрано достаточное число работающих техник, попросите клиента отобрать те, которые производят самое существенное снижение в интенсивности негативных эмоций. Затем проинструктируйте клиента создать целую серию новых техник, в которых акцентируются ключевые моменты ранее удавшихся процедур.
5. Попросите клиента продолжать совершенствовать техники методом проб и ошибок. В конце концов клиент должен сформировать несколько сильных и эффективных техник.
6. Во многих случаях полезно также будет попросить клиента припомнить все техники, которые они использовали в своей жизни, чтобы избавиться от тех же или подобных мыслей. Часто бывает, что техники, которые работали хорошо в прошлом, сработают и в будущем.