Принципы. Немедленной реакцией любого специалиста в области психи­ческого здоровья на кризисную ситуацию обратившегося к нему человека будут любые действия

Немедленной реакцией любого специалиста в области психи­ческого здоровья на кризисную ситуацию обратившегося к нему человека будут любые действия, которые кажутся подходящи­ми для обеспечения физического и психического благополучия клиента до тех пор, пока его или ее состояние не стабилизирует­ся. Тогда, и только тогда, могут рассматриваться иные формы помощи. Мы придерживаемся когнитивного подхода и в работе с кризисными клиентами. Целью этого подхода является рас­познание мыслей, которые спровоцировали критическое состоя­ние. Если находящийся в кризисе клиент осведомлен в области когнитивных техник, для стабилизации его состояния до более комфортного уровня может использоваться ускоренная форма когнитивной терапии. Если когнитивная терапия нова для клиен­та, консультант может попробовать марафонный сеанс или для начала прибегнуть к традиционным подходам кризисного вме­шательства и, когда стабильность будет достигнута, дать пред­ставление об основах и техниках когнитивной терапии.

Ниже представлены четыре когнитивных метода оказания помощи клиентам в кризисном состоянии.

Метод 1.

Быстрый перцептивный сдвиг

Чтобы помочь своему клиенту осуществить резкий перцеп­тивный сдвиг, организуйте все для этого необходимое.

1. Четко идентифицируйте центральное представление, вызы­вающее кризис. Убедитесь, что клиент его хорошо понимает.

2. Укажите на то представление, которое, в случае, если клиент его примет, устранит кризисное состояние.

3. Не снижайте всевозможными успокаивающими процедура­ми уровень напряжения клиента до нулевого. Некоторое его снижение может быть необходимо, однако отдельные нега­тивные эмоции могут мотивировать клиента на реализацию сдвига.

4. Определите ключевое связующее представление, которое мо­жет помочь переключить клиента от старого восприятия к новому (см. главу 9). Таким мостиком должен быть образ, ценность или убеждение, прочно вживленный в опыт клиен­та. У них должна быть сильная позитивная валентность. Мо­стики должны строиться из опыта клиента, поскольку время не позволяет создавать абсолютно новые.

5. Противодействуйте любого рода уходам в сторону, которые может предпринять клиент, дабы избежать перцептивных изменений. Обратите особое внимание на отрицания, оправ­дания, отговорки, увертки и саботажи, настаивайте на изме­нениях. Возможно, в качестве руководства вам пригодится рабочий бланк «Перцептивный сдвиг» (табл. 7.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: