Себестоимость продукции есть стоимостная оценка используемых в процессе производства работ и услуг, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а так же других затрат на ее производство и реализацию. Оно разделяет 2 понятия: затраты и расходы. Затраты – бух. категория и служит основой формирования себестоимости. Расходы – связаны с операционной деятельностью по предприятию и оно требует денежного обеспечения.
Задачи экономического анализа себестоимости продукции: 1) Установить и оценить динамику себестоимости продукции по предприятию и отдельным подразделениям. 2) Оценить напряженность плана по себестоимости. 3) Определить факторы, влияющие на себестоимость продукции. 4) Анализ себестоимости отдельных видов продукции. 5) Выявить резервы снижения себестоимости продукции.
Анализ проводят по 3-м направлениям: 1) по статьям или элементам себестоимости; 2) анализ себестоимости по изделиям; 3) по видам деятельности или по центрам формирования затрат. Можно выделить след. одинаковые элементы затрат: материальные, затраты на оплату труда, отчисления на соц. нужды, амортизации и прочие затраты. Методика проведения анализа, как правило, сводиться к сравнению затрат фактических с плановыми или нормативными.
Основные показатели для анализ себестоимости: 1) затраты на производство; 2) себестоимость товарной и реализованной продукции; 3) затраты на 1 руб. товарной и реализ. продукции; 4) себестоимость отдельных видов продукции; 5) затраты отдельных статей себестоимости на 1 руб. продукции.
Сущность метода группировок в экономическом анализе.
Группировка – расчленение системы данных на группы, с целью изучения структуры системы.
При построении группировок из двух взаимосвязанных показателей. Первая в качестве фактора, влияющего на другой, при этом следует иметь ввиду взаимозависимость двух факторов может меняться.
i = (Xmax – Xmin)/n, где
i – значение интервала,
n – число групп.