Основные принципы системы управления охраной труда

Управление охраной труда - это подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

В целях совершенствования работы по улучшению условий и охраны труда Правительство Российской Федерации приняло постановление от 26 августа 1995 г. № 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда". Этим постановлением положено начало формированию системы государственного управления охраной труда. Определены органы, которые отвечают за охрану труда в стране. Это Минтруд России, службы органов исполнительной власти, а также подразделения охраны труда в составе органов по труду субъектов Российской Федерации.

Минтруд России разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов по охране труда, подготавливает и организует реализацию федеральных программ по улучшению условий и охраны труда, координирует работу соответствующих служб федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательские разработки в области охраны труда, взаимодействует с органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации по этим вопросам, организует учет потребности в средствах индивидуальной защиты и разрабатывает предложения по формам государственного содействия в размещении заказов на их изготовление и др.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации по охране труда отраслевые министерства и ведомства должны создавать службы охраны труда. Однако за последние годы эти службы не только не укреплялись, а, наоборот, сокращались, и соответственно снижалось внимание к проблеме производственного травматизма. Поэтому и предлагается укрепить эти подразделения в структуре Федеральных органов исполнительной власти.

Для обобщения и распространения передового опыта в области условий и охраны труда, оказания методической помощи службам охраны труда создается Центр охраны труда Минтруда России, а в субъектах Российской Федерации – его филиалы.

С целью восстановления науки в области охраны труда и для координации научной деятельности в этой области принято решение создать Академию наук по охране труда Минтруда России на базе отдельных институтов охраны труда, принадлежащих раньше профсоюзным органам.

Таким образом на федеральном уровне будут закладываться основы охраны труда.

Основная же нагрузка работы с предприятиями переместилась в территории. Для ее проведения в структуре органов исполнительной власти по труду создаются подразделения по охране труда, которые должны помогать в организации охраны труда, организовывать обеспечение нормативно-технической документацией, обучение и проверку знаний по охране труда у работников, проводить пропаганду сохранения жизни и здоровья работающих, выставки средств защиты и средств контроля производственной среды. Это по сути дела помощник предприятия, основной задаче которого является предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний. Ведь причиной многих травм на производстве являются нарушение дисциплины труда, незнание правил и инструкций, отсутствие средств защиты и т.д.

В соответствии с Основами законодательства РФ об охране труда ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возложена на работодателя, а работники предприятия обязаны соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты.

Службу охраны труда рекомендуется организовывать как отдельное структурное подразделение предприятия с непосредственным подчинением работодателю.

Структуру и численность службы охраны труда предприятия необходимо определять в соответствии с межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда на предприятии, утверждаемыми Министерством труда РФ,

На предприятиях, где в соответствии с этими нормативами требуется менее одной ставки инженера по охране труда, работодатель может приказом по предприятию возложить обязанности инженера по охране труда на специалиста (с его согласия и после соответствующего обучения), который наряду с основной работой будет уделять часть рабочего времени выполнению должностных обязанностей инженера по охране труда, или пригласить на договорной основе специалиста соответствующей квалификации.

Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами предприятия, уполномоченными лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, а также с органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.

Основными задачами службы охраны труда являются:

• организация и координация работы по охране труда на предприятии;

• контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия;

• совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;

• консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагаются следующие функции:

1. Выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

2. Проведение анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

3. Оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации и сертификации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда.

4. Информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов.

5. Участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудников в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

6. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений предприятия и с участием уполномоченных лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований технического состояния зданий, оборудования, санитарно-гигиеничесхих условий труда, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.

7. Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами предприятия мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий.

8. Разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

9. Осуществление контроля по следующим направлениям:

• соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

• правильное применение средств индивидуальной защиты;

• соблюдение Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;

• выполнение мероприятий раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, по устранению причин, вызвавших несчастный случай (из акта формы Н-1), предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда.

Для выполнения функциональных обязанностей работникам службы охраны труда должны быть предоставлены следующие права:

1. В любое время суток беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться с документами по вопросам охраны труда.

2. Проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях предприятия и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

3. Запрещать эксплуатацию оборудования на рабочих местах при выявлении нарушений нормативных правовых актов по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии с уведомлением об этом работодателя.

4. Запрашивать и получать от руководителей подразделений предприятия материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных актов по охране труда.

Более подробные сведения о всех функциях службы охраны труда и правах работников службы охраны труда можно получить из Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации, утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 30.01.95 г. №6.

В целях обеспечения конституционных гарантий и прав граждан в социально-экономической сфере Правительство Российской Федерации своим постановлением от 26 февраля 1997 г. 222 "О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 годов" утвердило указанную Программу и поручило федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить ее реализацию и руководствоваться ею при подготовке и осуществлении соответствующих федеральных, отраслевых и региональных программ.

Охрана труда, как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, не может рассматриваться изолированно, так как она тесно связана с состоянием экономики и основных фондов, охраной окружающей среды и техническим уровнем производства лечебно-профилактического обслуживания и обеспечения коллективной и индивидуальной защиты работающих, уровнем образования и информационным обеспечением.

Оценивая в целом положение дел в настоящее время в области условий и охраны труда, можно сделать выводы, что причинами повышенного производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:

• низкий технический уровень используемых технологий и изношенность основных фондов;

• ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работы средств и систем коллективной защиты рабочих мест;

• отсутствие в ряде случаев нормативной, осведомляющей и регулирующей информации;

• массовые нарушения технологической и производственной дисциплины;

• низкий уровень культуры производства, социальной активности и профессиональной подготовки работников;

• снижение ответственности, требовательности и контроля за соблюдением норм и правил охраны труда, т.е. фактическое отсутствие управленческих функций;

• несоблюдение режимов труда и отдыха, резкое сокращение медицинских осмотров;

• неразвитость экономических и правовых институтов.

Для обеспечения государственных гарантий в области охраны труда и необходимого уровня социальной защиты работников, участвующих в трудовом процессе, Программой социальных реформ намечается:

• продолжить работу по обновлению и совершенствованию законодательной базы, системы стандартов безопасности труда, пересмотру действующих и разработке новых норм и правил по охране труда, гигиенических нормативов, санитарных норм и правил;

• провести сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям безопасности, приостанавливать работу объектов, не отвечающих этим требованиям;

• пересмотреть списки производств, работ, профессий и должностей, на основании которых работники получают право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день в связи с вредными и опасными условиями труда;

• оказывать государственное содействие научно-исследовательским и опытно-конструкторским организациям в их разработках в области охраны труда, организации и расширении производства и повышении качества средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов, оборудования, обеспечивающих безопасные условия труда, в том числе через различные формы государственной поддержки предприятий, выпускающих эту продукцию;

• ратифицировать конвенции Международной организации труда, касающиеся вопросов охраны, гигиены и безопасности труда;

• упорядочить систему государственного, ведомственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, установить единую систему государственной и отраслевой статистической отчетности в этой области;

• организовать подготовку специалистов по охране труда в высших и средних технических учебных заведениях и систему обучения работников по вопросам охраны труда.

В соответствии с Программой предстоит обеспечить безусловное и полное исполнение всеми органами государственной власти Основ законодательства Российской Федерации об охране труда. В этих целях предусматривается:

• завершить формирование государственной системы управления охраной труда в субъектах Российской Федерации;

• обеспечить стабильное финансирование мероприятий по улучшению условий труда на всех уровнях управления;

• повысить роль и ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами трудовых отношений, при координации деятельности организаций, а также государственных инспекций труда в области охраны труда;

• завершить формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

В свете реализации Программы Минтрудом России подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации проект федеральной программы по улучшению условий и охраны труда на 1998-2000 годы. Также надлежит разработать территориальные и отраслевые программы по улучшению условий и охраны труда и соответствующие программы в организациях. При формировании бюджетов всех уровней на последующие годы предусматривается финансирование этих программ отдельной строкой.

Проектом представленной Минтрудом России программы предусматриваются:

1) проведение работ по совершенствованию правовой и нормативной базы (разработка федеральных законов о безопасности при использовании химических веществ, о расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, о службах охраны и гигиены труда, новых стандартов, норм и правил по безопасности труда и др.);

2) организационное и техническое обеспечение охраны труда (формирование единой системы государственного управления охраной труда от федеральных структур до подразделений охраны труда предприятий, создание условий для обеспечения предприятий необходимыми и эффективными средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также средствами метрологического обеспечения мониторинга условий труда);

3) улучшение условий и охраны труда женщин и подростков (решение проблемы вывода женщин с тяжелых, вредных и опасных работ, создание условий для охраны репродуктивного здоровья работающих женщин, разработка научно обоснованной системы медико-биологических критериев их профессиональной ориентации и др.);

4) профессиональное образование, пропаганда, информационное обеспечение (создание системы обязательного непрерывного образования в области охраны труда, обеспечение подготовки специалистов высшей квалификации по охране труда в государственных высших учебных заведениях, обеспечение единого образовательного пространства, разработка и выпуск средств пропаганды охраны труда в широкой номенклатуре);

5) научное обеспечение охраны труда (исследование изменений в условиях и охране труда под влиянием научно-технического прогресса и социально-экономического положения в стране, разработка научно обоснованного экономического механизма стимулирования проведения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, экономических льгот и санкций, социальной защиты работников от профессиональных рисков и ряд других).

В результате реализации указанных мероприятий ожидаются снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращение государственных расходов и улучшение социального положения работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: