Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 270; Фрадкин Ф.Л. Педология: мифы и действительность. М., 1991 // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 8; Шведин Б. Диагноз или приговор? // Знание - сила. 1990. № 5. С. 66—71; Зая-киндА.Б. Педология: утопия и реальность. М., 2001.
4. Проведите наблюдение за изменением сосредоточенности внимания учащихся и приемами его организации учителем на одном из уроков по профилю вашей работы по предложенной программе наблюдения:
а) обследование состояния внимания детей в начале урока
(приемы, применяемые учителем для мобилизации их внимания;
приход учителя в класс, его внешний вид, манера и способ обра
щения к классу и отдельным ученикам; создание у учащихся не
обходимой установки на произвольное внимание; оформление
класса и санитарно-гигиенические условия, способствующие мо
билизации внимания школьников на учебную работу);
б) анализ проявления внимания детей на разных этапах урока
(приемы и способы поддержания внимания школьников в про
цессе урока; устойчивость внимания, ее продолжительность, при
чины отвлечения; распределение внимания и его выражение; пе
реключение внимания, причины, вызывающие его; смена видов
внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);
знание учителем возрастных особенностей внимания школьников
и умение управлять им; характер активности детей на уроке. Их
преобладающее эмоциональное состояние).
|
|
Проводя наблюдение, обратите внимание на следующие элементы урока:
• содержательность, четкая последовательность и логичность подачи учебного материала учителем. Эмоциональность и красочность изложения; привлечение уже усвоенных учащимися знаний, связь материала с жизнью;
• характер вопросов, предлагаемых учителем по ходу изложения нового материала, как один из приемов активизации самостоятельной деятельности школьников. Разнообразие методических приемов (беседа, рассказ, самостоятельная работа и групповые формы работы и т.д.);
• техническая оснащенность урока (телепередача, кино, магнитофон, компьютерные средства и др.), применение наглядных пособий; характер руководства восприятием и вниманием учеников при демонстрации наглядных пособий и использовании Т С О (технические средства обучения);
План-задание для самостоятельной работы
• уплотненность и темп ведения урока, а также их влияние на состояние внимания детей;
• другие способы привлечения внимания на уроке.
По материалам проведенной работы заполните «Карту наблюдения за изменением сосредоточенности внимания школьника на уроке» (по выбору студента — один или несколько ребят для сравнения).