Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе. настолько глубоко взволновала меня теория Уотсона

настолько глубоко взволновала меня теория Уотсона. Это было прекрасно!» [29, с. 53].

В те годы бихевиористы проводили в своих лабораториях экс­перименты над крысами и, наблюдая за их поведением, пытались лучше понять человеческое поведение.

А. Х. Маслоу родился в Бруклине (Нью-Йорк) в еврейской се­мье, эмигрировавшей из России. Когда в его семье родился пер­вый ребенок, ученый-теоретик обнаружил серьезный пробел в своих знаниях по психологии. Он понял, что психоанализ с его утверждениями о контроле над поведением человека со стороны его биологических инстинктов и о конфликтности развития детей не позволяет ему до конца понять своего ребенка.

Согласно теории А.Х.Маслоу, каждый человек обладает мо-тивационным набором, который помогает ему удовлетворять по­требности, необходимые для выживания. Это потребности в пище, воздухе, воде, сексе и т.д.

Переход на II уровень (потребности в безопасности и уверен­ности в будущем) возможен лишь при условии, если удовлетво­рены потребности I уровня. Мы не вправе ожидать от ребенка, что он сам начнет заниматься такими видами деятельности, которые будут способствовать его самореализации (рисование, развитие навыков чтения, налаживание хороших отношений со сверстни­ками и т.п.), если не удовлетворены его важнейшие биологичес­кие потребности I уровня и потребность в безопасности (II уро­вень). Только в том случае, если эти потребности удовлетворены, и при уверенности в том, что они и в будущем будут удовлетво­ряться нормально, человек может переходить к удовлетворению других, более высоких потребностей — в любви и принадлежнос­ти к конкретной социальной группе (социальный статус), в само­оценке и самореализации. Только удовлетворив потребность само­го высокого уровня — потребность в самореализации, - человек может стать здоровым, творческим и независимым существом, в полном смысле слова личностью. И тогда он способен успешнее решать различные проблемы, лучше понимать себя и других, ра­зумнее выстраивать межличностные отношения и полностью от­дать себя любимому делу, в которое он свято верит.

Однако достичь самореализации чрезвычайно трудно, и прак­тически большинство людей никогда не поднимаются на этот уро­вень. Но даже те, кому удается достичь его, не могут оставаться на нем постоянно, так как самореализация — это процесс, а не за­конченное состояние.


Причины и сущность психического развития ребенка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: