Гуманистический

подход природной добротой и способностью са-

мостоятельно ориентироваться в соци­альном мире. К такому же выводу при­шли и сторонники гуманистической те­ории, которые выдвинули следующие положения.

• Люди — свободно действующие субъекты, способные пре­допределять свое личностное становление и развитие. Они испы­тывают влияние на поведение, но не только со стороны биологи­чески обусловленных побуждений, неосознаваемых мыслей и эмо­ций или различных событий в окружающей их среде.

• Люди — мыслящие существа и активно «планируют» свое личностное становление и развитие. Мышление позволяет им вы­брать те формы поведения, которые им более желательны.

• Никакого «среднего типа» («усредненной модели») среди людей не существует — каждая личность уникальна.

• Главным предметом изучения развития человека (в проти­вовес акценту психоанализа на депрессиях, аномалиях развития, болезнях) должны стать такие положительные качества, как здо­ровье, доброта, нормальное развитие, совершенство.

• У людей есть собственные мотивы, побудительные стиму­лы к развитию их неповторимого внутреннего мира, к его полной реализации.

Сторонников гуманистической теории прежде всего интере­суют следующие вопросы: кем способен стать человек? как могут люди полностью реализовать свой потенциал?

Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес А.Х. Маслоу. В начале научной карьеры он испытал сильное влия­ние психоанализа и был убежден, что фрейдизм способен объяс­нить все формы и мотивы человеческого поведения. Однако когда в первые годы XX в. познакомился с бихевиоризмом Уотсона, то увлекся его идеями. Сам ученый писал об этом так: «Я открыл для себя Дж. Уотсона и переметнулся на сторону бихевиоризма. Для меня это было сильнейшим потрясением, вызвавшим огромное воодушевление... Когда Берта (жена Маслоу. — Авт.) зашла за мной, я протанцевал с ней по всей 5-й авеню. Я без конца обнимал ее —



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: