Экологический

американские психологи Ю.Бронфенб-
подход реннер, Дж. Вулвилл, Р.Мак Колл
и др.,
предложившие новый подход к изуче­
нию особенностей развития психики ре­
бенка. Основные положения этого подхода изложены в работах
Ю.Бронфенбреннера. Он предлагает проводить исследования по
изучению психического развития в реальных жизненных условиях
ребенка («Экология развития»). К наиболее значимым с экологи­
ческой точки зрения показателям относятся дом, семья, класс,
транспорт, выполняемые ребенком социальные роли (дочери,
сестры, ученицы и т.д.). По мнению автора, в исследовании долж­
ны быть представлены четыре сферы: семейная, социальная, куль­
турная и историческая (обстановка, в которой растет то или иное
поколение).

Наибольшее распространение экологическое направление ра­бот в американской психологии получило в 80-е гг. Экологичес­кий подход начинает использоваться при изучении психики не только ребенка, но и взрослого. Можно отметить, что переход американской психологии к исследованиям условий развития ре­бенка по сравнению с бихевиористическими и необихевиористи-ческими установками и методами — шаг вперед. Но есть суще­ственные недостатки экологического подхода. Использование толь­ко естественного эксперимента и отрицание преобразующего как воспитывающего, так и обучающего эксперимента (основного вида


§ 1. Причины и сущность психического развития ребенка 49

в отечественной психологии) делает исследователя пассивным и позволяет только описывать, констатировать те или иные особен­ности психики.

Как уже отмечалось, Ж.Ж. Руссо пола­гал, что дети от рождения наделены


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: