американские психологи Ю.Бронфенб-
подход реннер, Дж. Вулвилл, Р.Мак Колл и др.,
предложившие новый подход к изуче
нию особенностей развития психики ре
бенка. Основные положения этого подхода изложены в работах
Ю.Бронфенбреннера. Он предлагает проводить исследования по
изучению психического развития в реальных жизненных условиях
ребенка («Экология развития»). К наиболее значимым с экологи
ческой точки зрения показателям относятся дом, семья, класс,
транспорт, выполняемые ребенком социальные роли (дочери,
сестры, ученицы и т.д.). По мнению автора, в исследовании долж
ны быть представлены четыре сферы: семейная, социальная, куль
турная и историческая (обстановка, в которой растет то или иное
поколение).
Наибольшее распространение экологическое направление работ в американской психологии получило в 80-е гг. Экологический подход начинает использоваться при изучении психики не только ребенка, но и взрослого. Можно отметить, что переход американской психологии к исследованиям условий развития ребенка по сравнению с бихевиористическими и необихевиористи-ческими установками и методами — шаг вперед. Но есть существенные недостатки экологического подхода. Использование только естественного эксперимента и отрицание преобразующего как воспитывающего, так и обучающего эксперимента (основного вида
|
|
§ 1. Причины и сущность психического развития ребенка 49
в отечественной психологии) делает исследователя пассивным и позволяет только описывать, констатировать те или иные особенности психики.
Как уже отмечалось, Ж.Ж. Руссо полагал, что дети от рождения наделены