Поведения школьников

Половое созревание рассматривается как центральный пси­хофизиологический процесс периодов подростничества и юно­шества. В настоящее время нет недостатка в специальной литерату-


192 Глава V. Психология подростка и старшего школьника

ре (по анатомии.и физиологии, сексологии, медицинской психо­логии семьи и др.). Сроки начала и завершения полового созрева­ния, формы его протекания у мальчиков и девочек, юношей и девушек изменчивы и индивидуальны. Полоролевое поведение за­висит от многих факторов: от особенностей физического и гормо­нального развития, интеллектуального и эмоционального разви­тия, от психосоциальных обстоятельств. По каким же признакам можно судить о поведении подростков и юношей, соответствую­щем половой роли? Возрастает интерес к противоположному полу, осуществляется специфическая психосексуальная деятельность (мастурбация, сексуальные игры, ухаживание, состязания и по­единки у мальчиков, интерес к нарядам и домашнему хозяйству у девочек). Обратим внимание на то, что девочки-подростки устой­чиво опережают мальчиков в усвоении половой роли. Эмоциональ­ное состояние довольно сложное: с одной стороны, юноши меч­тают о любви, создают образ идеальной возлюбленной без сексу­ального содержания. С другой стороны, они находятся под мощ­ным прессом исключительного сексуального группового образа. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические кар­тинки и видеокассеты, повышенный интерес подростков и юно­шей (и даже младших школьников порой) к вопросам половой жизни пугает и коробит взрослых. Однако следует учитывать, что для ребят, психологически и культурно не подготовленных, это является едва ли не единственным способом «заземления» волну­ющих их эротических и многих других телесных переживаний, сня­тия эмоционального и физиологического напряжения групповым смехом. (Заметим, что в «смеховой культуре» взрослых как одной из составляющих социокультурного влияния присутствует немало сексуальных мотивов.)

Начало половой жизни и мотивы у школьников разные. Об­щ и м является отсутствие матримониальных планов и намерений. При разбросе оценочных суждений этой реальности бесспорным можно считать, что, чем младше подросток в момент своей пер­вой половой связи, тем меньше в этой половой связи любви и тем больше случайности, ситуативности. И наконец, важной для учи­телей и родителей является информация о том, что самая слож­ная проблема психосексуального развития и полоролевого пове­дения в подростковом и юношеском возрасте — формирование сексуальной ориентации, т.е. системы эротических предпочтений к определенному полу. Она может развиваться в сторону:


§ 4. Особенности психосексуального развития и полоролевого поведения 193

идентификации, которая приведет к гетеросексуальности (влечение к лицам противоположного пола);

отклонений, ведущих к гомосексуальности (влечение к лицу своего пола), бисексуальности (влечение к лицам обоего пола), транссексуальности (перевоплощение себя в лицо противополож­ного пола) и даже к сексуальным преступлениям;

амбивалентности, которая тоже приводит к бисексуально­сти или различным нарушениям полового поведения.

По мнению специалистов, сексуальная ориентация не явля­ется результатом свободного выбора человека, изменить ее слож­но, а иногда практически невозможно. На развитие гармоничного гетеросексуального поведения влияет многое. Перечислим некото­рые отрицательные факторы: а) характер отношений родителей с ребенком (слишком близкие отношения, препятствия контакту с ровесниками и взаимоотношениям со сверстниками другого пола и др.); б) личностные особенности (преобладающая интровер-сия, аскетическое поведение, слишком сильная интеллектуализа­ция и возможная идентификация с одним из родителей); в) фи­зические недостатки, отвержение сверстниками и т.д. Все это, подчеркивает известный специалист И.С. Кон, «обязывает учите­ля быть прежде всего гуманным, помня, что за сексуальными про­блемами всегда стоят проблемы человеческие» [15, с. 228].

Эти сложные проблемы не решаются моральными наставле­ниями о девичьей чести и целомудрии, нравственным ригориз­мом (фразами типа: «Нельзя допускать ранних половых связей!»), незамечанием проблем (позиция страуса). Половое просвещение подростков и старшеклассников — это трудное дело, в котором много белых пятен, неясностей, неоднозначности подходов. Но неизменным и обязательным является высокий профессионализм (обратим внимание, например, на то, что обстановка урока даже с нацеленностью на успешное освоение материала, связанного с половым воспитанием школьников, не является благоприятной). Необходима совместная (интеллектуальная, духовная) кропотли­вая работа, участниками которой являются подростки, старше­классники, учителя, воспитатели, родители и другие заинтересо­ванные люди, направленная на познание и самопознание себя как личности, своего места в системе отношений, на профессио­нальное половое просвещение, на оказание помощи осознания учеником того, что только культурно развитый, духовно богатый человек способен пережить яркое чувство любви и вовремя прий­ти к этому, не оставаясь в душе озлобленным и разочарованным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: