Люди, | Официант, | «Человек - | Нравится шефская вос- | |
коллективы, | продавец, | человек» | питательная работа с | |
группы | медсестра, преподаватель, воспитатель, инженер, организатор | младшими школьниками, выполнение общественно-организационной работы среди сверстников, занятия с малышами (дома, во дворе, в детском саду). На уроках литературы и истории любит анализировать образы литературных героев, исторических личностей, поведение окружающих | ||
Условные | Наборщик, | «Человек - | Любит выполнять вы- | |
знаки, коды, | корректор, | знаковая | числения, подсчеты, чер- | |
естественные | стенографист- | система» | тежи, схемы, карты, гра- | |
или | ка-машинист- | фики, решать примеры, | ||
искусственные | ка, бухгалтер, | задачи, вести картотеки, | ||
языки | программист, экономист, ученый-теоретик | систематизировать различные сведения, вести дневник наблюдений и т.п. | ||
Художествен- | Маляр, копи- | «Человек - | Любит выполнять зада- | |
ные образы | ровщик ри- | художест- | ния на уроках рисования, | |
сунков, ху- | венный | в изостудиях. Охотно | ||
дожник-офор- | образ» | оформляет класс, школу, | ||
митель, музы- | самостоятельно или на | |||
кант-испол- | занятиях в спецшколе | |||
нитель, ком- | рисует, лепит, занима- | |||
позитор, пи- | ется музыкой и др. | |||
сатель, живо- | ||||
писец |
2.3. ОПГ (опросник профессиональной готовности)1
|
|
Цель: определение склонностей и интересов личности.
Инструкция: внимательно прочитайте вопрос, на него вы должны дать 3 ответа.
В ответе 1 показываете, насколько хорошо умеете делать то, что написано.
В ответе 2 выражаете свое отношение к этому действию, поступку (нравится, хочется, интересно это, нет).
•1 См.: Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994. С. 150-154.
План-задание для самостоятельной работы 205
В ответе 3 оцениваете, насколько бы вам хотелось выполнять это действие в вашей будущей профессии.
1. Умеет делать | 2. Эмоции, отношения | 3. Выполнять действие в начале работы | ||||||||||||
а У меня хорошо получается — 2 Средне — 1 Плохо — 0 | б Мне нравится, хочется делать — 2 Все равно — 1 Нет четко выраженного отношения, не хочется — 0 | в Хотел бы делать — 2 Все равно — 1 Не хотел бы ни за что — 0 | ||||||||||||
а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в |
всего 50 | ||||||||||||||
«человек -знаковая система» | «человек -техника» | «человек -природа» | «человек -художественный образ» | «человек -человек» |
Свои ответы оцените в баллах от 0 до 2. Ваши ответы занесите в таблицу ответов: номер клетки соответствует номеру вопроса в одной и той же клетке под а, б, в.
|
|
Если что-то не делали, то поставьте «—». Если в вопросе несколько действий, а вы умеете делать что-то хорошо, то оцениваете только это действие.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: часто, легко, систематически, сразу. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Каждому читать самому!
«Человек — знаковая система»: вопрос 1, 6, 11 — гуманитарная работа с текстовой информацией;
сфера 16-21 — иностранная литература;
техническая сфера 26, 31, 36, 41 — профессиональная область, где основное — математические схемы, формулы, графики;
46 — любая знаковая информация, общая профессиональная пригодность.
«Человек — техника»: 2, 7, 12 — умение и интерес к физическим, химическим процессам;
17, 22, 27 — ручная умелость в технической области, знание техники;
32, 37, 42, 46 — общие способности для этой сферы.
206 Глава V. Психология подростка и старшего школьника
«Человек — природа»: 3, 8, 13, 18 — работа с растительными организмами;
23, 28, 33, 38 — животные организмы;
43, 48 — общие качества.
«Человек — художественный образ»: 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39 — специальные творческие способности, относящиеся к различным сферам творчества;
44, 49 — общие качества для этой сферы.
«Человек — человек»: все вопросы, где отражены качества, необходимые во многих профессиях этой сферы.