Анкета по оценке уровня школьной мотивации

(автор Н.Г. Лусканова)

Цель: оценка уровня развития учебной мотивации учащихся начальной школы.

Ход исследования: данная, анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъяв­ления:

1. Вопросы читаются педагогом вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, кото­рые им подходят.

2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы. Каж­дый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ори­ентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления по­зволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анке­ты, но такой способ анкетирования затруднен в I классе, так как дети еще плохо читают.



Глава VII. Психологические основы обучения


Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мо­тивации может служить критерием школьной дезадаптации ребен­ка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии.

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень?
Не очень,
нравится,
не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь
в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Чаще хочется остаться дома, бывает по-разному, иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно
приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты
пошел бы в школу или остался бы дома?

Не знаю, остался бы дома, пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? Не нравится, бывает по-разному, нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? Хотел бы, не хотел бы, не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? Не знаю, не хотел бы, хотел бы.

7. Ты часто р а с с к а з ы в а е ш ь о школе родителям? Часто, редко, не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? Точно не знаю, хотел бы,


План-задание для самостоятельной работы

не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?
Мало,
много,
нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся,
не очень,
не нравятся.

Для возможности дифференцировки детей по уровню школь­ной мотивации была разработана система балльных оценок:

• ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оце­нивается в 3 балла;

• нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

• ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 бал­лов.

Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, сред­ней и низкой мотивацией.

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий у р о -
вень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъяв­ляемые школой требования. Они очень четко следуют всем ука­заниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно пережи­вают, если получают неудовлетворительные оценки или замеча­ния педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учите­ля у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: