(автор Н.Г. Лусканова)
Цель: оценка уровня развития учебной мотивации учащихся начальной школы.
Ход исследования: данная, анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
1. Вопросы читаются педагогом вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые им подходят.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования затруднен в I классе, так как дети еще плохо читают.
Глава VII. Психологические основы обучения
|
|
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии.
Вопросы анкеты
1. Тебе нравится в школе или не очень?
Не очень,
нравится,
не нравится.
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь
в школу или тебе часто хочется остаться дома?
Чаще хочется остаться дома, бывает по-разному, иду с радостью.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно
приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты
пошел бы в школу или остался бы дома?
Не знаю, остался бы дома, пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? Не нравится, бывает по-разному, нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? Хотел бы, не хотел бы, не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? Не знаю, не хотел бы, хотел бы.
7. Ты часто р а с с к а з ы в а е ш ь о школе родителям? Часто, редко, не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? Точно не знаю, хотел бы,
План-задание для самостоятельной работы
не хотел бы.
9. У тебя в классе много друзей?
Мало,
много,
нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся,
не очень,
не нравятся.
Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
• ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
• нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
|
|
• ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1. 25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий у р о -
вень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.