Деятельностью учащихся

Что такое обучаемость? Учащиеся заметно отличаются друг от друга по тому, насколько легко, прочно и глубоко овладевают новыми знаниями. Эту общую способность к овладению знаниями Б.Г.Ананьев характеризует как «восприимчивость к усвоению зна­ний» и обозначает ее термином «обучаемость». Н.А.Мечинская указывает, что этим термином обозначается восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности.

Обучаемость, т.е. восприимчивость к усвоению знаний в про­цессе учебной деятельности, — индивидуальное, относительно устойчивое свойство личности. Это понятие по своему содержа­нию более узкое, чем понятие «способность». Способность вклю­чает в себя как один из существенных компонентов высокую обу­чаемость соответствующему виду деятельности. Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тожде­ственны. Умственное развитие — это совокупность изменений ка­чественного и количественного характера, происходящих в ум­ственной деятельности в связи с изменением возраста и обогаще­нием опыта человека. Естественно, что высокая обучаемость спо­собствует более интенсивному умственному разр.итию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой усид­чивостью.

Умственное развитие с возрастом повышается, в то время как обучаемость на протяжении длительного периода может сохранять­ся относительно постоянной, а в некоторых случаях, что особен­но ярко проявляется при овладении речью, в более ранние воз­растные периоды она может быть даже более высокой.

Умственное развитие характеризуется рядом показателей: за­пасом знаний и степенью их систематизации, владением рацио­нальными приемами умственной деятельности и т.д. Эти же пока­затели применительно к обучаемости приобретают иной характер: в этом случае имеет значение не столько результативная сторона, сколько сам процесс формирования знаний, приемов (степень легкости и быстроты приобретения знаний, овладения приемами умственной деятельности). Поэтому не случайно для установления уровня умственного развития применяются различные формы кон-


320 Глава VII. Психологические основы обучения

статирующего эксперимента, в то время как для выявления обу­чаемости необходим только обучающий эксперимент. Если в пер­вом случае выявляется наличное состояние развития, то во вто­ром — вскрываются потенциальные возможности развития учени­ка. Уровень его обучаемости часто не совпадает с успеваемостью. Успеваемость — оценка учебных достижений ребенка, выражен­ная в пятибалльной системе отметок. Общеизвестно, что одни и те же достижения школьников могут неодинаково оцениваться раз­ными учителями в зависимости от уровня требований, т.е. успева­емость зависит от очень многих причин. Для того чтобы в процессе обучения воздействовать на развитие личности, следует опирать­ся на знание индивидуально-типологических различий детей. В ла­боратории Н.А. Менчинской были выявлены следующие крите­рии, которые могут быть положены в основу разделения учащих­ся на группы в зависимости от их особенностей, проявляющихся в процессе обучения: особенности умственной деятельности, ха­рактеризующиеся уровнем умственного развития и степенью обу­чаемости; направленность личности, включающая мотивацию и отношение к учению.

Может быть выделено четыре основных сочетания этих свойств: высокий уровень развития интеллекта (высокая обучаемость) и положительная направленность; высокая обучаемость и отрица­тельная направленность; низкая обучаемость и положительная направленность личности; оба комплекса черт характеризуются отрицательным знаком.

Дальнейший анализ обнаружил, что фундаментальное свой­ство, которое лежит в основе первого комплекса черт, — актив­ность личности. Это свойство характеризуется многообразием про­явлений в учебной деятельности: активное и самостоятельное до­бывание знаний, и н и ц и а т и в н ы е поисковые действия при ре­шении проблем. Свойство проявляется не только в мыслительных операциях, но и в перцептивной и даже мнемонической деятель­ности: ученик продолжает припоминать без какой-либо стимуля­ции извне, использует мнемонические приемы, которые способ­ствуют лучшему запоминанию и воспроизведению.

Тщательного изучения и выяснения причин требуют случаи неуспеваемости и второгодничества. Учителю важно при этом уметь отличать детей умственно отсталых и детей с дефектами психи­ческого развития от учеников, которые не справляются со школь-н о й, программой в силу временных п р и ч и н, не связанных с их индивидуальными дефектами. Различают несколько групп неуспе-


§ 6. Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний 32 1

вающих. Среди них особо следует выделить таких детей, как педа­гогически запущенные; умственно отсталые, перенесшие заболе­вание во внутриутробном периоде своего развития, при рожде­нии или в самом раннем возрасте, которое остановило нормаль­ное развитие мозга (они оказываются неспособными к сложным формам абстракции и обобщения, высшие нервные процессы ха­рактеризуются у них грубой патологической инертностью, у них низкая способность к обучению); ослабленные, которые под вли­янием заболевания быстро теряют работоспособность, хорошо воспринимают учебный материал лишь в течение 20—30 мин. и совсем не могут работать на последних уроках.

Наиболее многочисленна группа педагогически запушенных школьников. Л.С. Славина, изучая таких детей, обнаружила самые различные причины, которые порождают неуспеваемость. Это от­сутствие нужных общественных мотивов учения, интеллектуаль­ная пассивность, неправильные навыки и способы учебной рабо­ты (неумение учиться, неаккуратное, недобросовестное отноше­ние к труду).

Представляют интерес и типы неуспевающих, которых изу­чал Н.И. Мурачковский:

• низкое качество мыслительной деятельности сочетается у учащихся с положительным отношением к учению и «сохранени­ем позиции» школьника;

• высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной «утрате позиции» ученика. На качество учебной работы влияет то, что такие неуспевающие привыкли заниматься только тем, что им нравится. Отсутствие более широкой мотивации при­водит к неуспеху в учении. Неуспех вызывает конфликт и общее негативное отношение к школе;

• низкий уровень умственного развития (и обучаемости) сочетается с отрицательным отношением к учению.

Как же приобщить к учению таких детей? Противоречие за­ключается в следующем: для того чтобы вызвать у них положи­тельное отношение к учению, необходимо таким неуспевающим давать легкие задачи, однако чтобы развить интеллект, нужны от­носительно трудные задачи.

В своей работе, посвященной школьникам с отставаниями в учебе и отклонениями в поведении, Т.А. Шилова рассмотрела не­сколько видов неуспеваемости: устойчивая по всем предметам, устойчивая по одному предмету, т.е. специфическая неуспевае-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: