Заказ №577. 354 Глава VIII. Психология воспитания


354 Глава VIII. Психология воспитания

показатели, которые рассмотрены выше, слабо представлены, то можно считать, что класс как группа находится на низком уровне развития. Организуя работу с таким классом, следует учитывать:

1) что в такой группе преобладают учащиеся, для которых
значительно важнее индивидуальная деятельность, чем группо­
вая, в их взаимоотношениях преобладает индивидуализм, недо­
статочно развитое чувство коллективизма;

2) действия учеников этой группы доводятся до конца только
в такой ситуации, когда руководитель стимулирует и контролиру­
ет каждого из них. При работе с таким классом недостаточно про­
сто дать им задание (например, собрать металлолом, организовать
экскурсию). Требуются большая четкость в постановке задачи,
подробный инструктаж, распределение сил и контроль. Все это
необходимо особенно усилить, когда задание трудное.

Высшим уровнем развития группы является коллектив. В клас­се, где сложился коллектив, каждый школьник сознает себя час­тицей целого. Для такого класса характерно:

1) единодушие мнений, взаимопомощь и взаимовыручка, во взаимоотношениях — дружелюбие, поддержка, разумное разре­шение конфликтов, если они возникают;

2) сплоченность, собранность при выполнении ответствен­ных заданий (в группе низкого уровня такая ситуация может вы­звать обиды, агрессивную реакцию, отказ от дальнейшей работы, даже конфликты). В классе, где сложился коллектив, хорошие ре­зультаты выполнения заданий могут быть и в том случае, когда класс стимулируется в целом и требования можно и нужно предъяв­лять через коллектив.

При изучении детей в коллективе было выявлено два рода отношений: «отношения ответственной зависимости» (по терми­нологии А.С. Макаренко) и личные отношения симпатии и тяго­тения их друг к другу.

В последние годы большое внимание уделяется исследованию личных взаимоотношений в детском коллективе: с одним предпо­читают идти в трудный туристический поход, с другим — гото­виться к экзаменам, с третьим - идти в кино. Зная эти отноше­ния, общность 'интересов, можно создать такие малые группы, в которых учащиеся были бы психологически совместимы для вы­полнения коллективной работы. Учет отношений предполагает и их формирование. С целью установления дружеских, товарищес­ких отношений целесообразно иногда для выполнения какого-либо задания комплектовать группы из школьников, мало симпатизи-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: