Обратите внимание на то, что на бланке регистрации ответов за вертикальной чертой указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число обведенных номеров достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя считается установленным указанный тип отклонения в воспитании.
Буквы за чертой - это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Причем некоторые названия шкал подчеркнуты: это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка под горизонтальной чертой и обозначена теми же буквами, что и основная.
I. Уровень протекции - сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:
1) гиперпротекция (чрезмерная) — шкала Г+;
2) гипопротекция (недостаточная) - шкала Г—.
П. Степень удовлетворения потребностей — в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных:
|
|
1) потворствование (стремление родителей к максимальному
и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка) —
шкала У+;
2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное
стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка) -
шкала У—.
III. Уровень требовательности к ребенку в семье - обязанности, запреты, наказания:
1) чрезмерность требований-обязанностей представляет риск психотравматизма - шкала Т+;
2) недостаточность требований-обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу — шкала Т—;
3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сензитивной и тревожно-мнительной акцентуации - шкала 3 +;
4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера — шкала 3-;
5) чрезмерность санкций — чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения - шкала С+;
6) минимальность санкций - упование на поощрение, со
мнение в результативности любых наказаний - шкала С-.
План-задание для самостоятельной работы 393
Неустойчивость стиля воспитания — резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство, — шкала Н.
Сочетания разных особенностей формируют тип семейного воспитания:
потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+ при Т, 3-, С-);
доминирующая гиперпротекция (Г +, У—, Т +, 3+, С +);
эмоциональное отвержение (Т +, У, С +);
гипопротекция (гипоопека) (Г—, У—, Т —, 3—);
повышенная моральная ответственность (Г—, У—, Т +).