Отрицательная сторона

Отрицательная сторона данной силы — как и всех прочих — проявляется тогда, когда она становится избыточной. Чрезмерная истерическая сила может привести к неумению устанавливать и удерживать связи (и все из-за безудержного любопытства). Эта обедненность общечеловеческих связей может касаться и людей, и общения с ними, работы или даже мнений и представлений. Если в конце концов истерическая сила приведет к болезненной истерии, страдающий от нее начнет и партнеров, и мнения «менять как перчатки». Поднимает голову страх, за которым скрывается все та же избыточная истерическая сила: страх ограниченности, окончательности, неизменности. Истерическая сила в нашей душе больше всего тоже боится «последнего вида ограничения», смерти. Но в то время как человек, одержимый силой принуждения, держится за накопленное, истеричный сопротивляется смерти путем сохранения в неприкосновенности своей свободы — свобода от партнерства (поэтому он не устанавливает одну постоянную связь); свобода от мнения другого человека («Да я совершенно другого мнения, чем вы! Я вот за прямо противоположное ратую... и абсолютно не важно, почему...»); свободы от собственного твердого мнения («Да мало ли я о чем вчера трепался. Никто не может мне помешать сегодня стать умнее, чем вчера...» — не совсем точная цитата из Конрада Аденауэра).

Однако данная свобода мнимая. Риманн называет ее свободой «против чего- то», а не «за что-то». Неукротимая тяга к свободе является не чем иным, как перманентной самообороной против постоянства и размеренности. Трагичным в этой борьбе воли «против чего-то» является то, что все традиционные представления и ценности (сила единения, а следовательно, любовь и теплота, помогающие противостоять кризисам) оказываются совершенно искаженными.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Сейчас вы должны постараться ощутить в себе истерическую силу.

Встаньте в дверном проеме лицом к вашей квартире. Представьте, что видите данное помещение впервые. Теперь попробуйте скопировать поведение человека, которого это помещение раздражает. Пройдитесь по квартире, проведите пальцем по мебели. Приподнимите ногой краешек ковра и отбросьте его... Нажмите пальцем на пару клавиш пианино, — если оно, конечно, у вас есть... Или пощелкайте выключателем... Поднимите вазу с цветами и поставьте ее куда-нибудь в другое место...

Обойдите еще раз все помещение.

Измените при этом вашу манеру держаться. Чуть сгорбитесь или, наоборот, выпрямитесь, взболтайте или понюхайте духи.

Делайте все это быстро, причем не важно, в какой последовательности... Но не оставайтесь долго в одном положении и не останавливайтесь надолго на одном месте.

Пройдитесь вновь по квартире, представив, что вы — марионетка, которая освободилась от веревочек кукловода и пытается пробраться в этот мир без какой-либо поддержки...

Можете ли вы описать ваши чувства во время упражнения?

На чем сконцентрировалось сейчас ваше внимание?

Припоминается ли вам при этом какой-либо человек из вашего окружения, в манере поведения которого проскальзывают подобные странности?

И: можете ли вы припомнить музыку из вашего «музыкального репертуара», которая соответствовала бы вашим чувствам во время упражнения и после?

Только что описанный тип поведения американские психологи называют ирре- левантным. В данном случае подразумевается человек, который откликается на любой раздражитель, реагируя на все, но не считая ни один объект значимым и поэтому ни на чем подолгу не задерживаясь.

Такое поведение объясняется страхом привыкания. Истерик боится, что все новое очень скоро станет серым и неинтересным, привычным, а потому старым. Он постоянно в движении, ни за что не держится, гонимый страхом всеобщей одинаковости и привычности.

Такой человек поневоле теряет свою первоначальную глубину, постепенно становясь существом рассеянным и невнимательным.

Истерическая сила в его душе, превращаясь в избыточную, вынуждает разбрасываться интересами и партнерами и не дорожить даже местом жительства и профессией, менять их часто и решительно.

Такой человек не занимается самопознанием, ему неинтересно, что думают о нихдругие. Нету него и понимания той или иной ситуации (контекста, пространства, времени и т. д.). Чрезмерная истерическая сила приводит прежде всего к неадекватности восприятия действительности, потому что такой человек слишком разбросан, слишком рассеян, склонен к истерическим припадкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: