Нарушение третье: зажим, или ретрофлексия

Сознание того, что стремление к общению с окружающими людьми завело человека в тупик, может привести к ретрофлексии (дословно: поворот на себя). О том человеке, что находится в состоянии ретрофлексии, мы говорим, что он подавлен, зажат, погружен в себя. Например: кто-то ждет от своего партнера или целой группы признания, нежности, любви и не получает их вообще или не в том объеме, на которое рассчитывал. В данном случае «ретрофлектирующий» человек запирает сам себя в одиночную камеру, он молча, про себя страдает из-за того, что чего-то не получил или получил, но мало.

В процессе музыкальной импровизации он играет с удовольствием, но в основном в одиночку. Он дает самому себе то, что с таким наслаждением получил бы от других: поддержку, опору, близость. Это близость, производящая саму себя, а значит, фиктивная, ненастоящая...

Подобные люди ни с кем не обмениваются мнением но время музыкального общения: они ничего не получают от других и ничего не дают им в ответ... Вся их импровизация превращается в разговор с самим собой.

Изо всех духовных сил здесь значительней всего проявляется депрессивная сила, определяющая ретрофлексивное поведение. Становясь чрезмерной, она диктует человеку стиль поведения, отличающийся тихим упрямством, обиженнос- тъю, изолированностью.

В этой ситуации также может примешиваться сила принуждения, «навязывания» (какодин из вариантов существования в изоляции), а также шизоидная сила. Возможно, такие люди воздвигают границы между собой и прочими людьми, хотя сами и тоскуют по человеческим отношениям.

Какие силы и в какой степени приводят кретрофлексии, можно различить лишь познакомившись с пациентом и организовав с ними совместную работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: