Тип человека — тип игры?

А теперь, дорогой читатель, мы вынуждены поговорить об опасности только что описанных теорий. Насколько соблазнительным кажется возможность приклеить на людей, да и на самого себя, как ярлык одну из четырех моделей личности (шизоидная, депрессивная, истеричная и подавляющая), настолько же соблазнительно считать взаимосвязь индивидуальных расстройств и их звукового выражения неизменной и жестко определенной.

Рассказ о коммуникативных нарушениях и их звукообразах ни в коей мере не является перечислением закрепленных за людьми диагнозов. Звукообразы — это отображение души того, кто их производит, а все то, что стоит за зажимом или манипуляциями в игре, можно выяснить только в беседе с пациентом. Ретрофлек- сивная игра в восприятии других слушателей или исполнителей может показаться очень осторожной, осмотрительной, даже нежной игрой. Ато, что кажется нежным и осторожным другим слушателям, самим исполнителем может оцениваться как нечто яростное и агрессивное.

Выговорить свои чувства

Только тогда, когда исполнитель сообщит нам о своих чувствах, возникших во время импровизации, слушатель сможет окончательно понять, какие чувства обуревали его в процессе слушания, какие образы появились в воображении.

Необходим пояснительный разговор, терапевтический анализ тех чувств, которые возникли при импровизации. Исполнители-пациенты и импровизирующий вместе с ними терапевт обмениваются друг с другом впечатлениями и пытаются перенести результаты анализа на реальную жизнь клиента и учитывать его прежний опыт и события прошлого, для того чтобы понять его нынешнее состояние.

Данное понимание индивидуальных звукообразов и специфических обстоятельств жизни пациента является базисом терапевтической работы, стремящейся произвести изменения концепции существования клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: