О «родном доме» и его «тени»

Внутренний «родной дом» человека — это особенно ярко проявляющаяся внутренняя сила человека, его знак. Возможно, знаком человека является его необычайная способность к близости и потребность в близости (депрессивная сила). Или же внутренним «родным домом» оказывается некий упорядочивающий момент, способность быстро и убедительно структурировать непонятное, а также зависимость человека от порядка и структуры.

Кроме того, в понятие «родного дома» включается и то явление, которое прямо противоположно основной силе, но принадлежит лишь ей одной: ее тень, или «тень от родного дома».

Приведем пример.

Человек с явно выраженными чертами депрессивного типа в отношениях с партнером или целой группой людей показывает себя с совершенно иной стороны, а именно тоскует по независимости, по автономии, что полностью соответствует шизоидной силе, хотя нежно и с любовью относится к своему партнеру. Партнер же в таком случае должен мечтать о дистанцированном, шизоидном типе. Б старых пословицах и поговорках (например, «противоположности сходятся»), а также во многих литературных произведениях мы наталкиваемся на сочетания «родного дома» и его «тени» у пар, составленных по принципу «противоположные заряды притягиваются», и завороженно наблюдаем за конфликтами разнополюсных характеров. В таких парах каждый любит другого за то, чего у него самого нет. Так, подкаблучники женятся на сильных женщинах (и наоборот). Или два друга получают истинное удовольствие от общения, потому что один делится с другим своей солидностью, а второй с первым — своей бесшабашностью. Я называю такие партнерские структуры взаимодополняющими.

Взаимодополняющие партнерские структуры мы, конечно же, обнаруживаем не только у семейных и дружеских пар. Они встречаются и на работе, так как с одной сотрудницей, например, я общаюсь с радостью, а с другим сотрудником — вообще слова сказать не могу. Или же задумаемся о взаимоотношениях учитель — ученик: их успех также зависит оттого, насколько притягиваются или отталкиваются их «дома» и «тени».

Интерес к человеку, обладающему теми качествами, которых никогда не было у меня, я считаю результатом действия уравновешивающей силы. Однако стремление компенсировать недостатки одного за счет ресурсов другого трудно назвать позитивным аспектом действия силы равновесия. Например, жене предлагается целиком и полностью удовлетворять нездоровые потребности мужа, находящегося в состоянии депрессии. В подобном виде партнерства зависимость при всем желании не воспримешь как благо. Один человек просто использует другого в качестве лечебного бальзама.

Для решения подобных проблем тоже используются метода активной групповой музыкальной терапии (равно как и другие виды групповой терапии). Известная многочисленность таких групп позволяет надеяться, что каждый участник сможет найти подходящего оппонента и вместе с ним поучиться налаживать партнерское взаимодействие с учетом «родных домов» и их «теней».

«Игра теней» — проекционная игра

Помните, проекция в психоанализе означает узнавание тех сторон души другого человека, которые есть и у самого себя, но до сих пор пребывали в безвестности. Собственные «тени», о которых мы здесь говорим и с которыми «играем», участвуя в музыкальной импровизации, могут быть сыграны с душой и от души и могут затем проецироваться на партнера в описываемых выше моделях отношений. Данная «теневая проекция» часто встречается во время музыкальной импровизации, звукообраз которой мы не можем все-таки принимать за полное отображение внутренних сил исполнителя. Он в любом случае остается комплексной личностью, что, собственно, и передает его игра. Мы всегда бываем богаче, чем показываем и выражаем в поведении. Богаче тем, чего выразить, увы, не можем. И богаче тем, что может проявиться в игре наших теней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: