Игры с тем, что полностью чуждо

«Я не узнаю самого себя в этой музыке», — поражаются некоторые из нас. Человек удивляется собственной спонтанности, сильной, мощной игре на барабане, хотя сам (и другие — тоже) не замечал ранее за собой такого, всегда ожидая от себя пугливости, осмотрительности, осторожности. И наоборот: кто-то беспомощно прячется за инструментом, сидит и не знает, что ему делать. И это тот самый человек, который считал себя самого — и воспринимался другими — харизматическим лидером.

То, что удивляет нас, воспринимается как противоположность, как нечто совершенно чуждое и к исполнителю никак не относящееся, тем не менее имеет к нему прямое отношение, принадлежит ему, проявляется в игре.

«Сегодня я открыл себя заново», — говорит один пациент другому после одной из импровизаций. Подобное выявление тайного, доселе неведомого помогает нам понять, что кажущаяся нам чужой, совершенно новой сторона характера является неразрывной частью личности исполнителя, укрытой в бессознательном...

Такие подавленные, искаженные чувства порождают на первый взгляд беспричинную тоску. Из-за нее образуются не только морщины, но и невротические нарушения и расстройства, которые рано или поздно дадут о себе знать.

Поэтому-то и существует в мире психотерапия (в том числе и музыкальная), исходящая из того, что нет только прямых дорог, ведущих к выявлению и осознанию теневых сторон нашей психики, что есть еще и окольные пути, подчас оказывающиеся самыми верными. В терапии речь идет о том, чтобы найти и использовать эти окольные пути. Человек, ищущий выхода из лабиринта проблем, имеет право заглянуть во все закоулки, посмотреть назад, прежде чем броситься на новые поиски, замереть перед новой непроходимой стеной, перевести дыхание, вновь оглянуться... Даже обратный путь, которого всегда так боится человек, может оказаться той самой дорогой, что выведет из запутанного лабиринта его жизни; выведет из болезней, кризисов, а когда-нибудь и из нее самой...

Большинство пациентов музыкальной терапии, да и любой другой аналитической психотерапии вспоминают о болезненных, тягостных чувствах. И все же регресс, оглядка назад — это часто необходимый шаг на пути к прогрессу. Не существует гладких, прямых дорог, на которых не бывает чрезвычайных ситуаций. Только идя обходными дорожками, делая маленькие шаги назад, можно своевременно обнаружить то существенное, что тормозит наше продвижение вперед. Чем мы становимся старше, тем чаще думаем о том, что только смерть способна вывести нас из состояния бесплодного кружения, которое мы начали, вступив в лабиринт в самом начале жизни.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Постарайтесь вспомнить (если хотите и можете), существовали ли подобные непростые дороги в вашем прошлом, когда вы гораздо больше смогли прочувствовать, пережить, чем когда-либо еще? Были ли это дороги заблуждений, блужданий? Что вы думали тогда о себе? Что вообще с вами происходило? Как вы чувствуете себя сегодня, когда вспоминаете о тех временах? Открылся ли вам истинный смысл того неправильного пути? И как вы вообще выбрались из него тогда? С каким духовным запасом?

А что было у вашего партнера: замечаете ли вы в его жизненном пути какой- нибудь конструктивный смысл?

Приключалось ли с вами что-то из ряда вон выходящее, когда бы особенно отчетливо проявились в аши «темные стороны»? Когда кто-нибудь сказал вам: «Я тебя вообще не узнаю!» Или когда у вас самих появилось чувство: «Ах, да я ли это?!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: