Игры с символами — что это такое?

Греческое слово symbolon означает «знак, опознавательная примета». Это своего рода эталон, с которым можно что-то сравнивать и сопоставлять.

Задумаемся над смыслом тоненького обручального колечка. Тот, кто его носит, знает о его материальной ценности: колечко из драгоценного металла (золота 585-й пробы), с внутренней стороны выгравировано имя партнера (в большинстве случаев) и дата вступления в брак (не всегда). Символом данное кольцо становится не из-за этих надписей, а из-за того значения, которым его наделяет хозяин: кольцо говорит о взаимоотношениях с другим человеком; оно напоминает о любви к нему, прежней и настоящей. Кольцо имеет для своего хозяина ценность большую, чем стоимость ювелирного украшения.

Или же — расширим круг символов — возьмем контрабас. До понедельника он скромно стоял в помещении для занятий музьгкальной терапией (все шесть недель с начала занятий новой группы) в дальнем углу, почти спрятанный гардинами. Вернер, мой новый пациент, отыскал этот тяжелый, неуклюжий инструмент для своих импровизаций и сыграл несколько звуков. И сделал это с нежностью и трепетом...

В состоявшемся после импровизации разговоре, когда можно было рассказывать о воображаемых образах, чувствах, аспектах восприятия, особенно важных во время игры, Вернер сказал: «Я думал о своей жене» (с которой расстался). Чуть позже, когда его спросили о «не столь важных, побочных» воспоминаниях (потому что эти вроде бы не такие важные, отрывочные воспоминания, эти бледные образы зачастую и являются самым главным и нужным), он добавил: корпус музыкального инструмента всегда напоминал ему женское тело. И когда его жена играла на виолончели, поставив инструмент между ног, его очень часто обуревали сексуальные фантазии. Когда он видел музыканта, играющего на струнном инструменте, ему казалось, что тот гладит женское тело.

Ассоциации Вернера не столь уж и необычны. Корпуса струнных инструментов в оркестре многим людям напоминают женские формы. И в куполах церквей есть нечто женское, округлое, а устремленные в небеса шпили кирх рассматриваются как символ фаллоса. Джин Гебсер развивает теорию рождения подобных символов в своей работе «Прошлое и настоящее» и предлагает нам поговорить о женских и мужских началах, ищущих для себя символы в нас и вокруг нас.

На самом деле мы окружены огромным количеством символов, которые управляют нашим бессознательным и подвергают сомнению то, что сомнению не подлежит. К. Г. Юнг большую часть своих работ посвятил исследованию символов- архетипов, истории их возникновения и воздействия на человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: