Музыкальная импровизация означает игру с символами

В аналитически понимаемой музыкальной терапии символика музыки и музыкальных инструментов не является неизменной, строго зафиксированной. Музыкальный терапевт занимается этой символикой в связи с проблемами своих клиентов, предлагая пациентам свое понимание их смысла и спрашивая их мнения на этот счет. Очень часто у клиента появляется новое представление о самом себе — светлый образ или образ-тень.

Некоторые детали возможной символики инструментов мы уже рассматривали.

• Корпус инструмента из классической группы струнных (виолончель, альт, скрипка, контрабас), а также родственных инструментов, типа арфы и лиры и щипковых инструментов, для многих людей символизирует женское начало, воплощение уюта, защищенности и нежности, которые связываются в сознании многих людей с женским телом. Струны арфы и других струнных или щипковых инструментов часто вызывают целый ряд ассоциаций с прикосновениями, лаской другого человека. С тем, что в воспоминаниях мы неразрывно связываем с взаимодействием матери и младенца. Многим людям при взгляде на те же инструменты в голову приходят совершенно иные ассоциации... Для некоторых музыкальные инструменты вообще не имеют никакого символического значения.

• Группа деревянных духовых инструментов, как, например, флейты, гобои, кларнеты, напротив, символизируют мужское начало, представляя собой определенный фаллический символ. А для некоторых все будет совершенно по-другому...

Группа медных духовых инструментов (редко использующихся музыкальными терапевтами, да и у пациентов не относящихся к числу любимых) с их блестящей латунной «одежкой» (под «золото») для многих из пациентов ассоциируется с возможностью стать и сильными, и могущественными. Символика туб, труб и фанфар для многих может быть выражена в словах «я хочу вдохнуть в тебя жизнь».

Ударные инструменты часто зовутся «инструментами агрессии», чисто «мужскими» инструментами, — «хотя бы уж потому, что есть барабанные палочки, которыми можно по чему-то ударить», как выразилась одна из «покалеченных мужчинами» пациенток во время разговора после импровизации.

Эти и другие значения, на мой взгляд, все-таки слишком субъективны по своей природе, однако эта «субъективность» имеет свои объяснения...

Как терапевт, я всеми силами борюсь с собственным желанием всему дать свое объяснение, поскольку особенно важно, чтобы подобные объяснения исходили от клиента. Музыкальный терапевт может сделать их своими — или позволить пациенту идти собственной дорогой к интерпретации различных символов.

Мы уже с вами говорили о том, что инструменты, традиционно воспринимаемые как символы «нежности и ласки», могут использоваться некоторыми для дикого выброса агрессии. И, наоборот, огромный барабан помогает двоим людям, играющим на нем, наладить доверительный диалог.

Не всегда все соответствует «классическим» или «стандартным» канонам. Нередко терапевта подстерегают неожиданности. Так, однажды на приеме я предложил семейной паре выбрать себе инструменты для музыкальной импровизации. Он — выдержанный, вежливый, умеющий подстраиваться под окружающих человек; она — клубок нервов, чрезмерного темперамента и диктата («Пойдем, садись вот сюда, нет, нетуда—там тебе свет в глаза попадет. Да, вот туда. Воттаклучше...»).

А потом они заиграли, он — на маленьком треугольнике, а она — угадайте- ка! — на большом бочкообразном барабане, который мне отдал за ненадобностью хозяин лавочки музыкальных инструментов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: