В аналитически понимаемой музыкальной терапии символика музыки и музыкальных инструментов не является неизменной, строго зафиксированной. Музыкальный терапевт занимается этой символикой в связи с проблемами своих клиентов, предлагая пациентам свое понимание их смысла и спрашивая их мнения на этот счет. Очень часто у клиента появляется новое представление о самом себе — светлый образ или образ-тень.
Некоторые детали возможной символики инструментов мы уже рассматривали.
• Корпус инструмента из классической группы струнных (виолончель, альт, скрипка, контрабас), а также родственных инструментов, типа арфы и лиры и щипковых инструментов, для многих людей символизирует женское начало, воплощение уюта, защищенности и нежности, которые связываются в сознании многих людей с женским телом. Струны арфы и других струнных или щипковых инструментов часто вызывают целый ряд ассоциаций с прикосновениями, лаской другого человека. С тем, что в воспоминаниях мы неразрывно связываем с взаимодействием матери и младенца. Многим людям при взгляде на те же инструменты в голову приходят совершенно иные ассоциации... Для некоторых музыкальные инструменты вообще не имеют никакого символического значения.
|
|
• Группа деревянных духовых инструментов, как, например, флейты, гобои, кларнеты, напротив, символизируют мужское начало, представляя собой определенный фаллический символ. А для некоторых все будет совершенно по-другому...
Группа медных духовых инструментов (редко использующихся музыкальными терапевтами, да и у пациентов не относящихся к числу любимых) с их блестящей латунной «одежкой» (под «золото») для многих из пациентов ассоциируется с возможностью стать и сильными, и могущественными. Символика туб, труб и фанфар для многих может быть выражена в словах «я хочу вдохнуть в тебя жизнь».
Ударные инструменты часто зовутся «инструментами агрессии», чисто «мужскими» инструментами, — «хотя бы уж потому, что есть барабанные палочки, которыми можно по чему-то ударить», как выразилась одна из «покалеченных мужчинами» пациенток во время разговора после импровизации.
Эти и другие значения, на мой взгляд, все-таки слишком субъективны по своей природе, однако эта «субъективность» имеет свои объяснения...
Как терапевт, я всеми силами борюсь с собственным желанием всему дать свое объяснение, поскольку особенно важно, чтобы подобные объяснения исходили от клиента. Музыкальный терапевт может сделать их своими — или позволить пациенту идти собственной дорогой к интерпретации различных символов.
Мы уже с вами говорили о том, что инструменты, традиционно воспринимаемые как символы «нежности и ласки», могут использоваться некоторыми для дикого выброса агрессии. И, наоборот, огромный барабан помогает двоим людям, играющим на нем, наладить доверительный диалог.
|
|
Не всегда все соответствует «классическим» или «стандартным» канонам. Нередко терапевта подстерегают неожиданности. Так, однажды на приеме я предложил семейной паре выбрать себе инструменты для музыкальной импровизации. Он — выдержанный, вежливый, умеющий подстраиваться под окружающих человек; она — клубок нервов, чрезмерного темперамента и диктата («Пойдем, садись вот сюда, нет, нетуда—там тебе свет в глаза попадет. Да, вот туда. Воттаклучше...»).
А потом они заиграли, он — на маленьком треугольнике, а она — угадайте- ка! — на большом бочкообразном барабане, который мне отдал за ненадобностью хозяин лавочки музыкальных инструментов.