В этот период география развивалась в России очень быстро: были проведены многочисленные исследования в кругосветных экспедициях, путешествиях в Антарктиду, Центральную Азию, Сибирь и др.; формировались самобытные научные географические школы; яркую страницу в историю географических исследований вписало Географическое общество; закладывались основы географического образования.
Русские кругосветные плавания. Открытие Антарктиды. В XIX в. территория России значительно расширилась. Русские утвердились на Камчатке, возникла русская колония на Аляске и северо-западном побережье Америки. Необходимость сношения Петербурга с этими отдаленными районами стимулировала организацию крупных морских экспедиций, в том числе и кругосветных.
Первым русским кругосветным плаванием было путешествие И. Ф. Крузенштерна (1770— 1846 "гг.) и Ю. Ф. Лисянского (1773— 1837 гг.). Они должны были установить связь с русскими поселениями в северо-западной Америке, посетить Камчатку, доставить русское посольство в Японию, а также провести научные исследования. Сразу отметим, что в основном цель была выполнена. Корабли «Надежда» (на нем плыл руководитель экспедиции И. Ф. Крузенштерн) и «Нева» (под управлением Ю. Ф. Лисянского), выйдя из Кронштадта в августе 1803 г., пересекли Атлантический океан, обогнули мыс Горн и направились к северу. В дальнейшем они разошлись, и их совместное плавание было лишь эпизодическим.
Ю. Ф. Лисянский установил связь с русской колонией в Америке, обследовал побережье Аляски, о. Кадьяк и из г. Кантона (ныне Гуанчжоу) через Индийский океан, обогнув Африку, вернулся в Кронштадт в июне 1806 г. Во время плавания был открыт остров в архипелаге Гавайских островов (теперь о. Лисянского), проведены исследования морских течений (вместе с Крузенштерном он уточнил их направление и происхождение), а также определены координаты посещенных пунктов.
И. Ф. Крузенштерн отправился к берегам Камчатки, дошел до Петропавловска, потом в Японии простоял семь месяцев в Нагасаки и снова двинулся на Камчатку (надо было доставить посла в Петропавловск), обследовав по пути часть Курильских островов и побережье Сахалина. В дальнейшем, возвращаясь домой, экспедиция проводила гидрографические, астрономические и другие наблюдения. Были собраны многочисленные материалы по растительности, животному миру, этнографии. Вернулся Крузенштерн в Кронштадт только в конце лета 1806 г.
И Крузенштерн, и Лисянский описали свои кругосветные путешествия. Кроме того, Крузенштерн опубликовал двухтомный «Атлас Южного моря» (1823— 1826 гг.). Его именем названы ряд островов, проливов, мысов.
После этого путешествия русские совершили 28 кругосветных плаваний. В результате были открыты многие острова, описаны рифы и течения, собран большой материал об островах. Русские мореплаватели пользовались заслуженным авторитетом среди моряков других стран.
Уникальной по замыслу и исполнению была экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена (1778— 1852 гг.) и М. П. Лазарева (1788— 1851 гг.). Цель ее — провести исследования в Южной приполярной области. Экспедиция под руководством Беллинсгаузена отправилась в 1819 г. на двух кораблях — «Восток» (Беллинсгаузен) и «Мирный» (Лазарев).28 января 1820 г. корабли подошли к неизвестному материку. Этот день записан в летописи географических открытий как день открытия Антарктиды. Кроме Антарктиды было открыто еще 29 островов, и русские имена появились на карте этой полярной области: о. Петра I, о. Шишкова, Земля Александра I и др. Корабли экспедиции шесть раз пересекли Южный полярный круг и обошли новый материк. Моряки определили координаты мест стоянок, провели магнитометрические наблюдения. Путешествие было описано Ф. Ф. Беллинсгаузеном в книге «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане...» (3-е изд., 1960 г.).
В честь Ф. Ф. Беллинсгаузена названо море в Южном Ледовитом океане, ледник в Антарктиде, мыс на Сахалине, остров в архипелаге Туамоту. Нашла отражение на карте и фамилия Лазарева — атолл в Тихом океане, мыс в Амурском заливе, остров в Аральском море и др.
Научные географические школы. Под научной школой понимается группа ученых, объединяемых общей методологией исследования и общими взглядами на сущность изучаемых явлений, владеющих сходными методами работы. Мы уже отмечали, что еще в Древней Греции были школы, правда работавшие по схеме: учитель — ученик — учитель — ученик. Преемственность в научных взглядах и методах работы является показателем жизнеспособности школы. С научными школами связаны наиболее выдающиеся достижения. Конечно, научная школа в наше время — это не древнегреческая школа: мощные коллективы, работающие по одному плану, состоящие из единомышленников, имеют преимущество перед двумя-тремя учениками.
Научная школа не может существовать без руководителя, который выступает, особенно вначале, как генератор идей, мозговой и организующий центр коллектива. Но научная школа — это не обязательно организованный коллектив (институт, кафедра, отдел). Ученые могут работать в разных учреждениях, но идейно объединяться вокруг одного человека. Руководитель научной школы должен быть не только крупным ученым, но и личностью, щедро делящейся своими мыслями, умеющей наладить работу других людей. Не все выдающиеся ученые имели или имеют свои научные школы. Мы знаем продуктивные научные школы Л. Д. Ландау, Э. Резерфорда, П. Л. Капицы в физике. Прекрасным руководителем был С. П. Королев, умевший сплотить в единый коллектив и ученых, и инженеров, увлеченных идеей космических полетов.
Возникновение научной школы обычно связано с появлением нового научного направления. Условия для образования школы особенно благоприятны в высшем учебном заведении, где творчески работающие преподаватели имеют возможность заразить своими идеями еще не искушенных в науке учеников. Могут единомышленники группироваться и вокруг научного журнала. Постоянно действующая экспедиция, изучающая масштабную географическую задачу, с сильным руководителем во главе тоже может стать основой для организации научной школы.
Научные школы в географии начали зарождаться в XIX в., хотя, конечно, нельзя сказать, что условия для их формирования всегда были благоприятными. Главная трудность заключалась в отсутствии географического образования: в Московском университете кафедра географии и антропологии была создана в 1884 г., а в Петербургском университете — в 1887 г. Не была также научных учреждений географического профиля и научных журналов. Вместе с тем М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, участники академических экспедиций будировали теоретическую' мысль и закладывали предпосылки для образования научных школв будущем.
Первая научная географическая школа. Ею следует считать школу Военной академии Генерального штаба, учрежденной в 1832 г. Наряду с другими дисциплинами в Военной академии изучалась военная география, т. е. географические особенности отдельных территорий с точки зрения возможности их использования в стратегических и тактических целях. В 1856 г. было образовано геодезическое отделение, на котором слушателям' читались курсы статистики (география), физической географии, отдельные страноведческие дисциплины, например география стран Азии. В летнее время обучающиеся занимались съемкой местности и самостоятельно составляли географические описания территории площадью 60 км2 (на каждого слушателя). В целом офицеры получали в академии хорошую географическую подготовку и владели методикой составления комплексных географических характеристик отдельных территорий (стран, губерний).
Среди преподавателей академии выделялись профессора П. А. Языков и Д. А. Милютин, трудами которых создана страноведческая школа в России. Они полагали, что предмет военной географии следует расширить: истинное комплексное описание должно включать физико-географические, статистические (экономико-географические), этнографические, политические особенности, Д. А. Милютин считал важной задачей науки изучение законов о физических явлениях на поверхности Земли. Ему был близок по духу А. Гумбольдт, а к идеям К. Риттера он относился критически. По образному выражению Милютина, «делать человека зависящим исключительно от влияния природы значило бы унижать его на степень животного, движимого одним инстинктом». С другой стороны, Милютин призывал исследовать воздействие самого человека на природу. В общем, он отделял географию (в его понимании только физическую) от статистики (общественные явления).
Кроме П. А. Языкова и Д. А. Милютина в Военной академии Генерального штаба физическую географию преподавали Э. К. Гофман и Л. И. Шренк. Слушатели изучали также метеорологию с ■ климатологией и минералогию. Выпускниками академии были такие видные ученые и путешественники, как Н. М. Пржевальский, А. А. Тилло, М. В. Певцов и др.
Научная школа Русского географического общества. Географическое общество было учреждено в Петербурге в 1845 г. усилиями Ф. П. Литке, К. И. Арсеньева, К. М. Бэра, В. И. Даля, И. Ф. Крузенштерна и других известных ученых. Президентами Географического общества номинально являлись члены императорской фамилии, но всю тяжесть работы несли на своих плечах до революции его вице-президенты: сначала Ф. П. Литке и затем П. П. Семенов-Тян-Шанский.
Первый руководитель Русского географического общества Ф. П. Литке (1797- 1882 гг.) участвовал в кругосветном плавании под командованием В. М. Головнина, возглавлял такое же плавание на шлюпе «Сенявин» (1826 —1829 гг.), проводил исследования в Северном Ледовитом океане и написал книгу «Четырехкратное путешествие в Северном Ледовитом океане на военном бриге „Новая Земля" в 1821—1824 гг.» (1828 г.). Именем Ф. П. Литке названы пролив между п-овом Камчатка и о. Карагинский, гора и залив на Новой Земле и др. Географическое общество учредило в 1873 г. Большую золотую медаль имени Ф. П. Литке, которая до настоящего времени присуждается за исследования в области гидрологии и в Северном Ледовитом океане.
Но особенно много сделал для Географического общества, развития географии, изучения России и зарубежных стран П. П. Семенов (впоследствии Семенов-Тян-Шанский, 1827 — 1914 гг.). Многосторонний ученый, прекрасный организатор науки, видный государственный деятель, П. П. Семенов-Тян-. Шанский с 1873 по 1914 г. возглавлял Географическое общество, которое в дореволюционное время являлось центром организации исследований. Поэтому научную школу общества по праву называют и школой Семенова-Тян-Шанского.
Выпускник Петербургского университета, П. П. Семенов сначала специализировался в области ботаники (тема его магистерской диссертации — «Придонская флора»), но потом значительно расширил сферу своих научных интересов, включив в нее геологию, геоморфологию, энтомологию (науку о насекомых), зоологию, статистику. Он переводил на русский язык, дополнял и комментировал риттеровское «Землеведение», был знаком с А. Гумбольдтом. Таким образом, П. П. Семенов был и естествоиспытателем, и экономистом.
Но был П. П. Семенов и прекрасным полевым исследователем: в 1856— 1857 и. 1886— 1887 гг. ученый впервые проделал ряд протяженных маршрутов по горной системе Тянь-Шань. Так, он первым выполнил съемку берегов оз. Иссык-Куль, обследовал Заилийский Ала-Тау, Джунгарский Ала-Тау, Кунгей Ала-Тау, Терскей Ала-Тау, Центральный Тянь-Шань, первым из европейцев поднялся на склоны высочайшей вершины Хан-Тенгри и открыл группу ледников в бассейне р. Сарыджас. Экспедиция обследовала 23 горных перевала, собрала богатые коллекции горных пород, насекомых, моллюсков, прекрасный гербарий. В результате были выяснены особенности орографии и геологического строения Тянь-Шаня и отвергнуто как несостоятельное мнение А. Гумбольдта о его вулканическом происхождении. П. П. Семенов изучил также особенности высотной поясности ландшафтов в горах Тянь-Шаня. В общем, он первым выполнил научное описание этой горной страны и за успехи в ее изучении стал называться Семеновым-Тян- Шанеким.
С 1864 по 1874 г. П. П. Семенов-Тян-Шанский возглавлял Центральный статистический комитет, в котором подготавливалась первая перепись населения России, концентрировались экономические материалы и было выполнено районирование. Итогом его деятельности в этой области явился пятитомный «Географическо-статистический словарь Российской империи» (1863—1885 гг.).
П. П. Семенов-Тян-Шанский написал многие разделы и был редактором капитальных изданий «Живописная Россия» (1881,— 1885 гг.) и «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (1899— 1914 гг.). В этих многотомных работах, обобщающих колоссальные материалы по географии, все разделы написаны по одному плану, образно и доступно для широкого1 читателя.
Ученый очень широко трактовал науку «землеведение», в которую включал картографию, орографию, геологию, геогнозию (геоморфологию), гидрологию и гидрографию, метеорологию и климатологию. Но так как «венцом» планеты является человек, то в науку, считал он, необходимо включать и антропологию, историческую археологию, этнографию, демографию, политическую и историческую географию, статистику (современную экономическую географию). Столь широким взглядом на науку объясняется, почему программы экспедиций, организуемых: Географическим обществом, отличались большим размахом.
П. П. Семенов-Тян-Шанский был также членом Государственного совета (вспомните картину И. Е. Репина в Русском музее) и знатоком живописи. Ему принадлежала прекрасная коллекция из 700 картин голландских мастеров, которая сейчас украшает залы Эрмитажа, он — автор двухтомного труда. «Этюды истории нидерландской живописи».
Этот незаурядный человек и крупный ученый смог сплотить вокруг Географического общества молодых, отважных, образованных людей, будущих исследователей и знаменитых путешественников. Среди них — блестящее созвездие имен, навеки вписанных в анналы истории науки: Н. М. Пржевальский и целая группа его последователей, Н. А. Северцов, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, И. М. Мушкетов и др. Остановимся вкратце на их деятельности.
Н. М. Пржевальский (1839—-1888 гг.) составил буквально эпоху в исследовании Центральной Азии и смежных территорий, совершив четыре путешествия. Маршрут его первой экспедиции начался в 1870 г. в Кяхте, далее пролегал через Монголию» китайскую провинцию Ганьсу, Северный Тибет, пустыню Гоби, снова Монголию и закончился в Иркутске в 1873 г. Вторая экспедиция (1876 — 1877 гг.) исследовала районы Восточного Тянь-Шаня и бассейн р. Тарим. Во время третьей экспедиции (1879— 1880 гг.) ученый прошел через Джунгарию, Восточный Тянь-Шань, Цайдам и Северный Тибет до верховьев р. Янцзы, но достичь столицы Тибета Лхасы ему не удалось. Четвертая экспедиция (1883— 1885 гг.) обследовала горную систему Куньлунь и оз. Лобнор и закончилась в г. Каракол. Отсюда должна была начаться пятая экспедиция, но Пржевальский внезапно заболел и умер.
Итоги четырех экспедиций впечатляющи: Н. М. Пржевальский со своими спутниками прошел более 30 тыс. км по неизведанным пространствам Центральной Азии, выполнил маршрутную съемку, правильно обозначил на карте верховья рек Янцзы и Хуанхэ, открыл горные хребты и оз. Лобнор. Кроме того, Пржевальский собрал богатейшие коллекции по ботанике, зоологии и материалы метеорологических наблюдений. Он обнаружил неизвестный вид — дикую лошадь, названную впоследствии лошадью Пржевальского, а также вид дикого верблюда. Экспедиция уделяла внимание особенностям быта, уклада, общественных отношений населения.
В честь великого путешественника назван город на берегу оз. Иссык-Куль (бывший Каракол переименован в Пржевальск), хребет в системе Куньлуня, ледник на Алтае, мыс на о. Итуруп (Курильские острова), отдельные виды растений и животных. В Ленинграде в Александровском саду стоит памятник Н. М. Пржевальскому, воздвигнутый в 1892 г., его именем назван переулок, где жил ученый в 1881—1887 гг. Географическое общество СССР присуждает золотую медаль имени Н. М. Пржевальского за исследования в области картографии, изучения Азии.
У Н. М. Пржевальского было много последователей, некоторые из них работали с ним в экспедициях.
В. И. Роборовский (1856—1910 гг.) участвовал в двух последних — тибетских — экспедициях Н. М. Пржевальского, выполняя обязанности зоолога и ботаника. В 1893 г. он возглавил экспедицию Русского географического общества, направленную в Восточный Тянь-Шань и Нань-Шань и изучившую Труфанскую впадину, Цайдамскую котловину и весьма подробно горную систему Нань-Шань. Во время работ В. И. Роборовского разбил паралич, и обратно исследователи возвращались под руководством его помощника П. К. Козлова. В результате экспедиции нанесен на карту ее маршрут протяженностью 17 тыс. км, проведены метеорологические и астрономические наблюдения, собран материал по этнографии, особенно тангутов, составлены коллекции горных пород, растений, птиц и др.
М. В. Певцов (1843— 1902 гг.) после смерти Н. М. Пржевальского возглавил в 1889—1890 гг. организованную им экспедицию в Кашгарию, Куньлунь и Тибет. В результате было положено на карту 10 тыс. км пути, составлена карта Восточного Туркестана и северной окраины Тибета, определены высоты многих пунктов и географические координаты.
П. К. Козлов (1863—1935 гг.) — участник четвертой экспедиции Пржевальского, а также экспедиций Певцова и Роборовского, в течение многих лет самостоятельно изучал различные районы Центральной Азии. Так, в 1899—1901 гг. он руководил экспедицией в Монголию и Тибет, в 1907—1909 гг. в Центральную и Южную Монголию, Гоби, в 1923—1926 гг. — первой советской экспедицией в Центральную Монголию.
Мировую славу П. К. Козлову принесли раскопки мертвого города Хара-Хото (южная часть Гоби), погребенного в песках и открытого в 1908 г. По заданию Географического общества он сделал план города и произвел пробные раскопки, которые дали богатейший археологический материал. Так, было найдено около 2 тыс. рукописных книг на тангутском, китайском и других языках. В 1909 г. Козлову удалось раскопать ценный памятник буддийской культуры «ступу» с тысячами книг на шелке, сотнями скульптур, украшений и др. Экспедиция не смогла вывезти часть вещей и большую скульптуру. Когда П. К. Коз,- лов через 17 лет вернулся, обнаружить уникальные предметы ему не удалось: песчаные бури и барханы уничтожили все ориентиры.
Н. М. Пржевальский, В. И. Роборовский, М. В. Певцов и П. К. Козлов оставили описания своих путешествий, а также многочисленные материалы и коллекции. Следует подчеркнуть преемственность в их экспедиционных работах, их личные деловые контакты.
Г. Н. Потанин (1835— 1920 гг.) свою экспедицию провел еще в 1863— 1864 гг., т. е. до знаменитых путешествий Пржевальского. Эта, как и другие экспедиции, была организована Географическим обществом для обследования оз. Зайсан и хр. Тарбагатай. В 1876—1877 гг. Г. Н. Потанин, возглавив экспедицию в северо-западную Монголию и Туву, изучил орографический план этих горных территорий и установил самостоятельность Тянь-Шаня и Монгольского Алтая, уточнил на карте местоположения хр. Танну-Ола и восточных отрогов Тянь-Шаня. В 1879— 1880 гг. ученый продолжал экспедиционное исследование этой территории, а в 1884—1886, 1892—1893, 1899 гг. занимался изучением Северного Китая, Центральной Монголии, восточного Тибета. Г. Н. Потанин собрал ценные сведения rib геологии, геоморфологии, экономике, этнографии этих малоисследованных районов. Он подробно и одним из первых изучил фольклор, этнографию, религию многих тюркских и монгольских народностей — тангутов, дунган, китайцев, маньчжуров-и др.
В экспедициях ученого принимала участие его жена, А. В. Потанина (1843— 1893 гг.), первая женщина-исследовательница Центральной Азии. Она собрала обширный этнографический материал, который впоследствии обобщила в рйДе книг, например «Буряты» (1891 г.) и др. s
Г. Е. Грумм-Гржимайло (1860—1936 гг.) путешествовал в 1884 г. по Алайскому хребту и северному Памиру, а в 1887 продолжил изучение Памира, а в 1889—1890 гг. руководил экспедицией в Центральную Азию, во время которой был открыт хр. Бейшань и определены высоты в пределах Турфанской впадины. В 1903— 1914 гг. ученый исследовал Западную Монголию, Урянхайский край (так раньше называлась Тува), Дальний Восток. Крупный энтомолог, он собрал в путешествиях прекрасные коллекции бабочек, постоянно, занимался глазомерной съемкой и уточнил местоположения различных географических объектов — хребтов, котловин, населенных пунктов.
•S3 |
Таким образом, Русское географическое общество чрезвычайно много сделало для изучения труднодоступных районов Центральной Азии, фактически открыв ее для европейцев. Но обществом исследовались и другие района, в частности огромные пространства Сибири и Дальнего Востока.
Среди крупных географов дореволюционной России выделяется П. А. Кропоткин (1842—1921 гг.) — ученый, путешественник, знаменитый революционер — теоретик анархизма. Сфера научных интересов П. А. Кропоткина была очень широкой. Так, в 1862— 1867 гг.. он, совершив несколько экспедиций по Восточной Сибири и Маньчжурии, составил орографическую схему Восточной Сибири, открыл в хр. Ильхури-Алинь и на северном склоне Саянских гор несколько потухших вулканов, изучал Патомское и Витимское плоскогорья. В 1871 г. он исследовал направления морских течений в Баренцевом море и неожиданно теоретически доказал существование суши севернее Новой Земли, сославшись» правда, на П. Л. Шиллинга. Австрийская экспедиция открыла в 1873 г. на этом месте группу островов, назвав ее в честь своего короля Землей Франца-Иосифа. Но самое главное, что сделал для географии П. А. Кропоткин,— это разработка ледниковой теории. Исходя из своих наблюдений в Финляндии, Швеции, на Патомском нагорье, он пришел к выводу, что формы рельефа этих областей и поверхностные отложения имеют ледниковое происхождение, а следовательно, материковое оледенение было широко распространено в четвертичное время (последний период геологической истории Земли) в Северном полушарии. Свои взгляды он изложил в классической работе «Исследования о ледниковом периоде» |(1876 г.). Эта теория получила развитие в настоящее время и широко используется при объяснении генезиса рельефа, изучении эволюции почв, растительности, ландшафтов.
В личности П. А. Кропоткина органично соединялись крупный ученый и видный революционер. Так, в 1876 г. он совершил смелый побег из Николаевского военного госпиталя в Петербурге, где отбывал арест за свою революционную деятельность, а на склоне лет признал правильность политики партии большевиков. Именем Кропоткина названы хребет на Патомском плоскогорье, хребет и вулкан в Восточном Саяне, гора в Антарктиде, город в Краснодарском крае, набережная, площадь и улица в Москве, улица в Ленинграде.
В историю географии и геологии славная страница вписана В. А. Обручевым (1863— 1956 гг.), на протяжении многих лет изучавшим Сибирь, Среднюю и Центральную Азию. Он прошел длинными маршрутами Закаспийскую область (так раньше называлась равнинная часть Средней Азии) в 1886— 1888 гг., участвовал в экспедиции Г. Н. Потанина, возглавлял исследования в Сибири — главном объекте его научных интересов. В лице В. А. Обручева соединились крупный путешественник, первооткрыватель и выдающийся теоретик. Так, изучая Каракумы, он пришел к правильному выводу об их водном происхождении и установил, что сухое русло Узбой является руслом древней Амударьи. В Центральной Азии он, с одной стороны, открыл шесть новых хребтов, а с другой — обосновал теорию об эоловом происхождении лесса. Изучая золотоносные районы бассейна р. Лены, ученый дал прогноз поисков россыпей золота. Исследуя Байкал, он пришел к выводу о сравнительно недавнем образовании его котловины. Итоги своих работ он изложил в фундаментальной трехтомной «Геологии Сибири» (1935— 1938 гг.). С 1947 г. В. А. Обручев был почетным президентом Географического общества СССР. Широкий читатель хорошо знает его и как автора научно-фантастических романов «Плутония», «Земля Санникова», а также научно-приключенческой повести «В дебрях Центральной Азии». В честь Обручева назван минерал обручевит, его имя носят хребет в Туве, оазис в Антарктиде, ледник в Монгольском Алтае и др.
П. К. Козлов, Г. Е. Грумм-Гржимайло, В. А. Обручев — ученые, дореволюционные исследования которых получили продолжение в советское время. При этом они никогда не порывали связи с Географическим обществом.
Почетное место в научной школе Русского географического общества принадлежит Н. Н. Миклухе-Маклаю (1846 —1888 гг.). Основная область его научных интересов — антропология и этнография. Ученый снискал себе мировую славу как исследователь первобытных народов, в частности туземцев племени папуа. Географическое общество в 1869 г. одобрило план экспедиции Н. Н. Миклухи-Маклая на о. Новую Гвинею. В 1871 г. он высадился на северо-восточном берегу этого острова и прожил среди папуасов 15 месяцев, изучая их быт, язык, нравы. Снова вернувшись на Новую Гвинею в 1874 г., он поселился на юго-западном побережье. В 1880 г. ученый обследовал юго-восточный берег острова. Постоянно общаясь с туземцами, Миклухо-Маклай своей гуманностью добился взаимопонимания и уважения папуасов. И хотя прошло много лет со времени его путешествий, на Новой Гвинее до сих пор передают из рода в род рассказы о смелом и доброжелательном Маклае и иногда называют детей именем Маклай.
Н. Н. Миклухо-Маклай привез из экспедиций ценнейшие материалы, зарисовки, дневниковые записи, этнографические коллекции. Все материалы путешествий хранятся в архиве Географического общества и Музее антропологии и этнографии в Ленинграде. Главная заслуга ученого заключается в том, что он доказал и последовательно отстаивал положение о видовом единстве и родстве человеческих рас, изучал меланизийский антропологический тип человека, неоднократно выступал в защиту местного населения от колонизаторов.
С 1878 по 1882 г. великий исследователь жил в Австралии. Там он женился и организовал близ Сиднея биологическую станцию. Сейчас в Австралии есть Общество Миклухи-Маклая, сохраняющее память об этом замечательном человеке. Глубочайшим уважением пользуется Н. Н. Миклухо-Маклай и в СССР.
Географическое общество организовывало не только сухопутные, но и морские экспедиции. К их числу относятся путешествия по исследованию Черного, Каспийского, Карского и других морей. Общество всячески поддерживало также работы по изучению европейской части страны. В этой связи нельзя не назвать А. А. Тилло (1839—■ 1900 гг.), научные исследования которого посвящены геодезии, картографии, земному магнетизму,, метеорологии. Он составил гипсометрическую карту европейской части страны в масштабе 24 км в 1 см, измерил длину главных рек России, определил разность уровней Аральского и Каспийского морей, дал сводку всех магнитных определений на территории России.
Таким образом, Географическое общество и его бессменный руководитель в дореволюционное время П. П. Семенов-Тян-Шанский сумели объединить вокруг себя многих талантливых ученых-путешественников — открывателей новых земель, теоретиков науки, моряков, военных. Русское географическое общество организовывало разнообразные географические исследования не только в России, но и в зарубежных странах.
На формирование научных школ, как уже отмечалось, большое влияние оказывают высшие учебные заведения, готовящие кадры научных работников. Особенно важную роль в этом деле играли и играют университеты, в которых возникли первые кафедры географии, географические факультеты и институты.
Научная школа Д. Н. Анучина в Московском университете. Выдающееся место в истории создания первой кафедры географии (1884 г.) в Московском университете, организации всей системы подготовки молодых специалистов принадлежит Д. Н. Анучину (1843— 1923 гг.). Этот чрезвычайно разносторонний ученый, сфера научных интересов которого охватывала антропологию, этнографию и археологию, физическую географию, геоморфологию, гидрологию и страноведение, первоначально читал на кафедре все курсы: общую физическую географию, физическую географию России, географию зарубежных стран, историю землеведения, этнографию России, общую этнографию и антропологию.
Основным объектом географии, по Д. Н. Анучину, является поверхность Земли, а главная задача науки состоит в изучении «пространственных отношений между местностями и точками». Но в отличие от К. Риттера, А. Геттнера и некоторых других представителей хорологического направления Д. Н. Анучин подчеркивал, что для понимания современного состояния поверхности Земли необходимо уяснить ее развитие. Никто и сейчас не сможет возразить против такой принципиальной основы определения задач географии.
По мнению Д. Н. Анучина, география не является единой наукой, в процессе развития она распалась на комплекс наук. Этот комплекс прежде всего включает общую географию (общее землеведение) и частную географию (страноведение), причем особое место занимает история географии. Общее землеведение подразделяется на астрономическую (математическую) географию, геофизику (или физику земного шара), физическую географию, состоящую из орографии, океанографии, климатологии, и биологическую географию, слагающуюся из географии растений, географии животных и географии человека.
Д. Н. Анучин участвовал в путешествиях на Кавказ (1891 г.), а также к истокам крупнейших рек России (1890, 1894, 1895 гг.). Особенно плодотворными были итоги его экспедиций к верховьям Волги. Он впервые подробно изучил оз. Селигер и группу Верхневолжских озер, определил их глубины, составил карты, описал берега и др. Итоги своих экспедиционных исследований ученый подвел в ряде работ, в том числе «Верхневолжские озера и верховья Западной Двины» (1897 г.). Д. Н. Анучина справедливо считают основоположником науки об озерах (лимнологии) в России.
Из других многочисленных трудов Анучина можно выделить «Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений» (1895 г.), который и сейчас не потерял научного значения. Образцом страноведческой работы является его «Япония и японцы» (1907 г.). Кроме того, Д. Н. Анучину принадлежит много работ по истории географии, антропологии, этнографии. Он создал учебники «Курс физической географии» (1907 г.) и «Землеведение» (1895— 1909 гг.). В 1894 г. ученый организовал и долгое время был редактором журнала «Землеведение».
Глубина и разносторонность интересов Д. Н. Анучина, его внимательное отношение к ученикам, смелое отстаивание интересов кафедры, поразительное трудолюбие повлияли на формирование научной школы Московского университета, которую справедливо называют и «анучинской научной школой в географии».
Научная школа Анучина велика, и многие представители ее стали выдающимися учеными в различных областях географии, создавшими впоследствии свои школы. К ним относятся прежде всего Л. С. Берг, А. А. Борзов, А. С. Барков, А. А. Крубер, Б. Ф. Добрынин, И. С. Щукин, А. Н. Джавахишвили и др. Отметим вкратце основные исследования в дореволюционное время.
Л. С. Берг (1876—1950 гг.) вначале работал преимущественно в области физической географии и зоологии. В предоктябрьский период он изучал озера Сибири и Средней Азии и написал классическую монографию «Аральское море» (1908 г.). Заинтересовавшись проблемой «иссушения Азии», которая активно обсуждалась как зарубежными, так и русскими учеными, Л. С. Берг выступил против гипотезы прогрессирующего иссушения этой территории с целым, рядом статей. Кроме того, он занимался геоморфологическим районированием и, используя данные по тектонике, разработал теорию происхождения лесса (он считал, что эта порода возникает в результате выветривания и почвообразования), а также изучал ихтиофауну бассейна р. Амур. Большое значение для теории ландшафтоведения имела работа Л. С. Берга «Опыт разделения Сибири и Туркестана на ландшафтные и морфологические области» (1913 г.). В советское время Л. С. Берг существенно углубляет свои работы в области ландшафтоведения и создает свою научную школу.
В предоктябрьский период А. А. Крубер (1871 — 1941 гг.) занимался изучением карста на Русской равнине (в Тульской губернии), Кавказе, в Крыму, Югославии и написал труд «О карстовых явлениях в России» — первую сводку о карстовых формах рельефа европейской части. Будущий видный страновед Б. Ф. Добрынин (1885— 1951 гг.) совершил в это время путешествие в Средиземноморские страны, особое внимание уделив геоморфологии. Виднейший советский геоморфолог И. С. Щукин (1885— 1985 гг.) начал свои геоморфологические исследования, основной чертой которых является взгляд на рельеф как на неотъемлемую часть ландшафта. А. Н. Джавахишвили (1875 — 1973 гг.), унаследовав от своего учителя Д. Н. Анучина интерес к антропологии и географии, написал двухтомный труд, по антропологии Грузии, а в советское время занимался вопросами геоморфологии и ландшафтоведения. Научная деятельность А. А. Борзова и А. С. Баркова развернулась в послеоктябрьский период.
Таким образом, работы учеников Д. Н. Анучина посвящены геоморфологии, озероведению, антропологии, страноведению, т. е. тем научным направлениям, в которых он работал и сам.
География в Петербургском университете. В этом университете находятся истоки знаменитой докучаевской научной школы, в нем работал выдающийся географ А. И. Воейков, здесь образовалась и вторая в России кафедра географии.
Глава одной из самых значительных научных школ В. В. Докучаев (1846— 1903 гг.) был одновременно естествоиспытателем широкого профиля, прекрасным организатором экспедиций и блестящим педагогом. Первые исследования ученого касались геоморфологии и истории четвертичного периода. В дальнейшем он связал исследования новейших отложений с изучением почвенных образований и в 1877 г. совместно с В. И. Чаславским составил почвенную карту европейской части России. Постепенно формируется учение В. В. Докучаева о почве как самостоятельном естественноисторическом теле.
Таким образом, первая и очень важная заслуга Докучаева состоит в создании почвоведения как самостоятельной науки. Почва является результатом взаимодействия различных факторов почвообразования — климата, рельефа, материнских горных пород, растительности, животных организмов. Большое влияние оказывает и время, в течение которого происходит ее формирование. Следовательно, почва — это важный компонент ландшафта, от которого ее отделить нельзя. В. В. Докучаев рассматривает почву как «зеркало ландшафта», отражающее многие особенности природных систем. Например, типичная подзолистая почва формируется под хвойным лесом, распространенным в области умеренно холодного климата, для которого характерно преобладание осадков над испаряемостью. Многие свойства этой области отразятся в подзолистой почве. Типичный подзолистый горизонт — это результат воздействия кислой среды, образующейся при разложении остатков хвойных пород, и промывного режима, обусловленного климатом. Но на накопление влаги влияет и рельеф, значит, мощность подзолистого горизонта может указывать и на особенности рельефа. Типичная подзолистая почва состоит из нескольких горизонтов, и все они не случайны: они отражают природные особенности территории, в том числе и состав материнских пород.
Основные теоретические положения почвоведения освещены Докучаевым в фундаментальной работе «Русский чернозем» (1883 г.). Он разработал классификацию почв, дал им названия, известные во всем мире. Теория о почве, факторах почвообразования— это не плод кабинетных размышлений, а результат кропотливых изысканий, проведенных в экспедиционных условиях. В 1882—1885 гг. Докучаев руководил экспедицией по оценке земель Нижегородской губернии, а в 1888—1892 гг. — Полтавской. Очень важной была третья, так называемая Особая экспедиция для испытания и учета лесного и водного хозяйства в степях России, которая была организована после сильнейшей засухи 1891 г. и работала с 1892 по 1896 г. В процессе экспедиции были не только изучены особенности природы степей, но и внесены предложения по улучшению водного хозяйства, созданию лесных полос и др. Откликом ученого на засуху явилась также работа «Наши степи прежде и теперь» (1892 г.), представляющая собой образец регионального анализа степного ландшафта в практических целях.
Итак, почвоведение Докучаева выросло из широкой естественнонаучной концепции о взаимозависимости всех компонентов природы и отражает запросы практики ведения сельского хозяйства.
Вторая крупнейшая научная заслуга В.В. Докучаева состоит в разработке учения о зонах природы. Еде до Докучаева были известны отдельные факты зонального распространения климата (скорее, тепловых поясов) и растительности (и по широте, и по высоте), но в качестве универсального закон зональности сформулирован не был. Получив оригинальные материалы о зональном распределении почв и обобщив данные о распространении других компонентов природы, Докучаев изложил сущность зональности следующим образом: «… благодаря известному положению нашей планеты относительно Солнца, благодаря вращению Земли, ее шарообразности климат, растительность и животные распределяются по земной поверхности, по направлению с севера на юг, в строго определенном порядке, с правильностью, допускающей разделение земного шара на пояса — полярный, умеренный, подтропический, экваториальный и пр.»[8]. Работа «К учению о зонах природы» стала настольной книгой всех, занимающихся естественной историей, географией. В конце жизни Докучаев мечтал создать науку о взаимосвязях между различными природными явлениями и процессами. Фактически функции этой науки выполняет современная физическая география.
Третья крупная заслуга В. В. Докучаева состоит в создании научной школы, объединившей будущих видных ученых нашей страны. Основными предпосылками возникновения этой научной школы явились следующие:
1. Стройная концепция Докучаева о взаимосвязях и взаимодействиях в природной среде, требующая комплексного анализа всех факторов при изучении даже одного природного компонента, например растительности, увлекла учеников, позволила им другими глазами взглянуть на природные объекты.
2. Докучаев был профессором, в течение 25 лет преподавал в Петербургском университете и имел возможность обучать теории студентов.
3. Докучаев — прекрасный полевой работник — умел на месте «распутывать сложные клубки» природных взаимосвязей и учил своих преемников «читать книгу природы» во время экспедиций.
4. Докучаев был деятельным патриотом, служил примером в работе. Так, говоря о положительном влиянии леса на водный режим территории, он собственными руками заложил в Воронежской губернии лесные полосы, которые и сейчас образуют в степи лесной заповедный остров — Каменную степь.
Среди многочисленных представителей научной школы В. В. Докучаева мы выделим лишь тех крупных ученых, которые были его учениками по университету и участниками его экспедиций.
А. Н. Краснов (1862—1914 гг.) — географ, ботаник, путешественник, принимавший участие в экспедициях Докучаева, исследовал юг Русской равнины, Кавказ, Тянь-Шань, Алтай, посетил Японию, Индию, Цейлон (теперь Шри-Ланка) и др. Ученый является автором фундаментальной работы «Травяные степи Северного полушария» (1894 г.), в которой отразилось до кучаевское понимание природного комплекса, и университетского учебника «Основы землеведения». Работая в Харьковском университете, он заведовал кафедрой географии и много сделал для акклиматизации культуры чая в России. В 1912 г. А. Н. Краснов переехал в Закавказье и по ландшафтно-географическому принципу организовал знаменитый Батумский ботанический сад, имеющий большую коллекцию экзотических растений. В своем детище на возвышенном месте и похоронен этот замечательный ученый.
Г. И. Танфильев (1857—1928 гг.), участник Полтавской и Особой экспедиций Докучаева, был крупным ботаником-географом и физико-географом. Он изучал ландшафты Тиманской тундры, лесостепи, Барабинской низменности (Западная Сибирь), Крыма, Черноморского побережья Кавказа. Танфильеву принадлежит первое научное физико-географическое районирование Европейской России, в котором он использовал зональный принцип. Он является автором четырехтомного труда «География России» (1916—1924 гг.), а также работ по обоснованию границ лесной зоны на севере и юге. С 1905 г. и до конца своей жизни Г. И. Танфильев был профессором Новороссийского университета и, так же как и А. Н. Краснов, способствовал распространению идей В. В. Докучаева.
Будущее светило науки В. И. Вернадский (1863—1945 гг.) участвовал в Полтавской экспедиции Докучаева. Впоследствии он стал разносторонним ученым — геологом, геохимиком, кристаллографом, радиогеологом. Но главная научная заслуга' В. И. Вернадского — это разработка основ геохимии и учения о биосфере. Можно высказать предположение, что импульс к исследованию геохимических и биосферных проблем В. И. Вернадский получил от В. В. Докучаева. Правда, в дореволюционное время он в основном занимался минералогией. Впоследствии В. И. Вернадский обратил внимание на большую геологическую роль живых организмов и жизни вообще в формировании осадочных горных пород, образовании газового состава атмосферы и др. Под влиянием работ ученого биосферой стали называть всю область Земли, в которой не только существует жизнь, но которая и сформирована или видоизменена жизнью. В результате развития биосфера переходит в ноосферу, характеризуемую ведущей сознательной деятельностью человека.
Ученым широкого профиля был и Г. Н. Высоцкий (1865— 1940 гг.). По приглашению В. В. Докучаева он участвовал в Особой экспедиции. Свои теоретические исследования Высоцкий сочетал с практической деятельностью. Так, работая на Велико-Анадольском опытном участке (Приазовская возвышенность), он изучал вопросы степного лесоразведения. И при этом, хорошо зная почвоведение, ботанику, гидрологию, физическую географию, подходил к решению практических задач на основе комплексного географического метода, составлял типологические карты мест произрастаний растительных группировок
К. Д. Глинка (1867—1927 гг.) и Н. М. Сибирцев (1860— 1900 гг.)^ продолжили разработку учения В. В. Докучаева о почве, пройдя школу его экспедиционных исследований. Так, К. Д. Глинка в 1908—1916 гг. возглавлял почвенно-ботанические экспедиции, направляемые Переселенческим управлением в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. В 1911 г. он организовал Докучаевский почвенный комитет, а впоследствии был первым директором Почвенного института имени Докучаева. Н. М. Сибирцев развивал учение В. В. Докучаева о почвенной зональности. Вместе с Г. И. Танфильевым он участвовал в составлении Почвенной карты Европейской России (1900 г.), удостоенной Большой золотой медали на Парижской выставке. Н. М. Сибирцев — автор учебника «Почвоведение» (1899 г.), в котором серьезное внимание уделяется происхождению почв.
Среди учеников К. Д. Глинки были Л. И. Прасолов, С. С. Неуструев, А. И. Бессонов, в будущем тоже крупные ученые-почвоведы и физико-географы. Таким образом, можно говорить о нескольких поколениях последователей В. В. Докучаева. Но' научную школу Докучаева представляют также ученые и практики, которые не были его учениками или учениками его учеников. К их числу относится Г. Ф. Морозов, который под влиянием идей В. В. Докучаева стал рассматривать лес как своеобразный природный комплекс, связывающий в единое целое деревья, кустарники, мхи, почвы и другие компоненты. Он создал учение о лесе, понимая последний как «явление географическое».
Особое и очень почетное место в истории географии занимает профессор Петербургского университета А. И. Воейков (1842— 1916 гг.), который был и активным деятелем Географического общества. Он не принадлежал к какой-нибудь научной школе, не создал и своей школы. Вместе с тем трудно назвать географа, работы которого были бы такими актуальными в настоящее время, как труды А. И. Воейкова. Прежде всего он много путешествовал, посетил Западную Европу, Америку, Южную и Переднюю Азию, Японию, Индию, а также Крым, Кавказ и другие регионы России.
Но главное — А. И. Воейков явился основоположником климатологии в России. Его перу принадлежит великолепная книга «Климаты земного шара, в особенности России» (1884 г.), в которой он показал взаимосвязь климата с другими природными компонентами, вскрыл физическую сущность процессов климатообразования, впервые в географии использовал метод балансов (например, баланс влаги в воздухе, баланс воды в ледниках). Он создал в Географическом обществе метеорологическую комиссию и основал в 1891 г. журнал «Метеорологический вестник» — первое издание подобного типа в России. Выдающийся теоретик, А. И. Воейков много внимания уделял практическим вопросам. Так, он фактически является основоположником сельскохозяйственной метеорологии, агроклиматологии.
Очень современны идеи Воейкова о воздействии человека на природу. Приведем в качестве примера названия некоторых его работ: «Земельные улучшения и их соотношения с климатом и другими естественными условиями», «Человек и вода: способы пользования водой и их географическое распределение», «Человек и пески», «Хлопководство и климат» и др. Воейков умело применял исторический метод, старался предвидеть возможные последствия воздействий человека на природу.
А. И. Воейков был принципиальным, но резким человеком, особенно когда ему приходилось рецензировать слабые работы. Он обращал на себя внимание окружающих своей экстравагантностью, чудачествами. Но это был человек огромного таланта и колоссальной работоспособности. Достаточно сказать, что ему принадлежит 1700 книг и статей. Отдавая дань первенства климату, А. И. Воейков умело использовал комплексные географические методы и по праву считается одним из выдающихся географов XIX—начала XX в.
В 1887 г. в Петербургском университете была организована кафедра географии, но научная школа на этой кафедре в дореволюционное время не сложилась. В. В. Докучаев и А. И. Воейков не привлекались к решению вопроса о заведовании вновь созданной кафедрой. Более того, участие Воейкова в преподавании ограничивалось чтением лишь спецкурса. Докучаев преподавательской деятельности по кафедре вообще не вел.
Заведовать кафедрой географии был приглашен Э. Ю. Петри (1854—1899 гг.), занимавший кафедру географии и антропологии в Бернском университете. Кандидатура эта была не очень удачной, так как Петри, антрополог по специальности отношение к географии имел лишь косвенное. Правда, он ратовал за улучшение преподавания географии в России, редактировал один из лучших атласов своего времени — «Большой всемирный настольный атлас Маркса» (1905 г.). Э. Ю. Петри читал курсы общей географии, географии Западной Европы и географии России. К необязательным для студентов курсам относились география Кавказа, география Центральной Азии, география Средней Азии.
После смерти Э. Ю. Петри заведовать кафедрой было поручено П. И. Броунову (1852—1927 гг.). По специальности он был метеорологом, изучал движение циклонов и антициклонов в Европе. Поэтому курс «Общая физическая география», который он читал, носил отпечаток его интересов. Структура курса была следующей: общие сведения о Земле, метеорология суши, воды, суши, океаны и моря. Разделы о растительности, животном мире, почвах, человеке отсутствовали. Главная заслуга Броунова заключается в том, что он предложил считать объектом географии наружную оболочку Земли. В 1916 г. П. И. Броунов перешел на кафедру физики, а через год обязанности заведующего кафедрой географии стал исполнять Л. С. Берг. Итак, повторим: в дореволюционное время научная школа на кафедре географии не образовалась. Но еще раз напомним, что в университете работали В. В. Докучаев, А. И. Воейков и А. Н. Бекетов, а это с лихвой компенсировало слабость кафедры. Несколько слов о Бекетове.
А. Н. Бекетов (1825—1902 гг.) был крупным ботанико-географом и хорошо дополнял В. В. Докучаева. Он оказал влияние на формирование научных интересов А. Н. Краснова и Г. И. Танфильева и сам создал русскую школу ботанико-географов, в которую входили будущий президент АН СССР В. Л. Комаров, исследовавший растительность Дальнего Востока, Средней и Восточной Азии, Н. И. Кузнецов, изучавший растительность Кавказа, и др.
Подводя итоги развития географии в XIX—начале XX в., мы можем сказать, что в этот период она достаточно окрепла, в ней появились отдельные отрасли, сформировались научные школы. Основоположниками физической географии по праву считаются Д. Н. Анучин, В. В. Докучаев, А. И. Воейков. Сложнее обстоит дело с экономической географией. Мы уже отметили заслуги П. П. Семенова-Тян-Шанского в развитии географии, в том числе и экономической, которая в прошлом называлась статистикой. Одновременно с ним работал и один из основоположников русской экономической географии — К. И. Арсеньев.
К. И. Арсеньев (1789— 1865 гг.), два года занимавший должность профессора в Петербургском университете и уволенный в 1821 г. за критику крепостного права, в дальнейшем возглавил статистические работы в министерстве внутренних дел. Ему принадлежит книга «Краткая всеобщая география» (1818 г.), которая неоднократно переиздавалась и была единственным руководством по географии в России на протяжении 30 лет. В 1848 г. ученый опубликовал «Статистические очерки России», явившиеся важной вехой на пути развития экономической географии. Он составил первую схему географического районирования страны, подразделив ее территорию на отдельные полосы (лесную, сухих песчаных степей и расположенную между ними) и пространства (Низкое, Степное, Окское, Уральское, Сибирское и др.). К. И. Арсеньев уделял внимание характеристике природных условий и ресурсов, влияющих на развитие хозяйства.
Большое воздействие на экономическую географию оказали работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, посвященные анализу путей общественного развития.
§ 9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ
В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Современным воззрениям на географию как науку, ее ме тодам, методологии, значению для практики, особенностям деятельности географа посвящены последующие главы. Поэтому здесь мы остановимся только на главных вехах истории географической науки. В советское время было продолжено изучение географии нашей замечательной страны, создавались новые научные школы, развивались научные школы, основывающиеся на славных традициях русской географии. Традиции и новаторство — таковы важнейшие черты советской географии.
Основные достижения в изучении территории страны. После Октябрьской революции молодой Советской республике требовались ресурсы для развития экономики и осуществления плана электрификации России (ГОЭЛРО). В изучении природных ресурсов и состояла задача географии, как и ряда других наук, особенно геологии. Но сразу обнаружилась главная трудность — отсутствие карт. Фигурально выражаясь, без знания своего дома нам трудно найти запрятанные в нем вещи. Точно так же без карт разного масштаба, с различной нагрузкой невозможно не только обнаружить подземные сокровища, но и вообще составить правильное представление о них.
Поэтому картографическим работам с самого начала уделяется особое внимание. Уже в 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет об учреждении Высшего геодезического управления, в 1921 г. дал указание о составлении первого советского географического атласа. Была проведена гигантская работа по созданию карты миллионного масштаба территории всей страны, которая началась в 1918 г., а закончилась в 1946 г. Всего было, составлено 180 листов карты! Создание карты потребовало организации и постоянного совершенствования съемочных работ на огромной территории. Одновременно уточнялось расположение многих географических объектов. Так, была заново положена на карту береговая линия Северного Ледовитого океана. При этом, с одной стороны, были открыты новые острова в архипелаге Северной Земли (в Карском море), а с другой — обнаружено исчезновение о. Васильевского, находившегося к западу от Новосибирских островов. Этот остров в 1912 г. был нанесен на карту известным полярным исследователем Б. А. Вилькицким, а в 1936 г. на месте острова оказалась мель. Было также установлено, что легендарные острова «Земля' Санникова» (к северу от Новосибирских островов) и «Земля Андреева» (к западу от о. Врангеля) не существуют.
В горных странах были определены высотные отметки (открыты высочайшие вершины СССР-пик Коммунизма, 7495 м; пик Ленина, 7134 м), выявлены новые хребты, уточнено расположение горных систем. Особенно важными достижениями ознаменовались работы на Северо-Востоке страны: было установлено, что так называемый хр. Черского на самом деле представляет собой систему из девяти параллельных цепей; впервые положен на карту хр. Сунтар-Хаята; открыт обширный ледниковый район. В Средней Азии подробно изучалась «крыша мира» — Памир и были засняты труднодоступные области хр. Академии наук, самого длинного в СССР ледника Федченко (71,2 км), названного в честь известного исследователя этих районов А. П. Федченко. Подробно исследовалась Камчатка: впервые были составлены точные карты, открыт уникальный район гейзеров, в 1931 г. осуществлено восхождение на вулкан "Ключевская сопка. В общем, вся страна с ее разнообразной природой стала ареной деятельности советских геодезистов, которые нередко являлись первопроходцами. В настоящее время, «а всю территорию СССР имеются точные карты, значение которых для народного хозяйства очень велико. Современные подробные специальные карты создаются на основе аэрофотосъемки и космической съемки (см. гл. 4). Так, все колхозы, совхозы, лесхозы обеспечены специальными картами почв, севооборотов, лесов и т. д. масштабов 1:10 ООО или 1:25 ООО.
Грандиозная, имеющая важное народнохозяйственное значение работа выполнялась по изучению Советской Арктики — освоение северных отдаленных районов требовало знания природных ресурсов, надежного транспортного обслуживания. Но для этого необходимо было знать особенности природы северных морей: климата, направления течений, дрейфа льдов и др. Может ли Северный морской путь, о котором мечтал еще великий М. В. Ломоносов, быть надежной транспортной магистралью? Такой вопрос встал перед учеными, специалистами полярного мореплавания.
Первым положительным ответом на него был сквозной рейс «Сибирякова» в 1932 г. В 1934 г. из Владивостока в Мурманск за одну навигацию по Северному морскому пути прошел ледокол «Литке». А в 1939 г. состоялся первый в истории двойной сквозной рейс ледокола «Иосиф Сталин».
В изучении Арктики целая эпоха связана с дрейфующими станциями, получившими романтическое название «Северный полюс». Историю открыла в.,1937 г. станция «Северный полюс». Ее возглавил легендарный человек, герой Арктики и Великой Отечественной войны И. Д. Папанин (1894—1986 гг.), в дрейфе принимали участие геофизик Е. К. Федоров, океанолог П. П. Ширшов, радист Э. Т. Кренкель,. Станция получила массу интересных данных о дрейфе льдов, глубинах океана, особенностях морских вод (соленость, температура и, др.), изучала магнитные явления и т. д. Но главное — ее успешная работа показала возможность и необходимость использования дрейфующих станций для исследования акватории Северного Ледовитого океана. С тех пор прошло много времени, но по-прежнему дрейфуют во льдах станции, и в 1987 г. это уже была двадцать девятая.
Огромную роль в исследовании севера сыграли и продолжают играть летчики. Подвижные «прыгающие» отряды не без риска садились на лед, проводили комплекс наблюдений, а затем опускались в другом месте океана. Напомним, что в 1937 г, В. П. Чкалов совершил перелет через Северный полюс; а и 1941 т. И. И. Черевичный осуществил полет на «полюс относительной недоступности» (к северу от о. Врангеля).
Практически вся акватория Северного Ледовитого океана стала доступной для плавания ледокольных судов после создания атомных двигателей. Как известно, успешные рейсы на географический Северный полюс выполнили атомные ледоколы «Ленин», «Арктика», «Сибирь».
Сейчас в Арктике работает целая система наземных и дрейфующих станций, наблюдения проводятся также со специально оборудованных самолетов, ледокольных и других судов. Спутники и ракеты контролируют состояние погоды. Эта огромная информация автоматически обрабатывается с помощью электронно-вычислительных систем. Всю научно-организационную работу в Арктике координирует Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, которым в течение 25 лет руководил выдающийся "советский полярник А. Ф. Трешников.
С Арктическим бассейном связали свою судьбу и многие другие" известные русские и советские ученые. Так, В. Ю. Визе (1886— 1954 гг.). с 1912 г. (экспедиция Г. Я. Седова) и до конца своей жизни проводил исследования в Арктике, совершенствовал на основании огромного фактического материала методику ледовых прогнозов, значение которых для обеспечения плавания по Северному морскому пути чрезвычайно велико. P. JI. Самойлович (1881 — 1940 гг.), как и В. Ю. Визе, начавший изучение Арктики в дореволюционное время (участие в экспедиции В. А. Русанова на Шпицберген в 1912 г.), внес весомый вклад в, ее исследование и в советский период. Можно, было бы назвать и еще многих полярников, изучавших Арктику, но этого не позволяют сделать рамки данного учебного пособия. Однако надо сказать, что при всей современной технике, которая служит исследовательской работе, труд полярника остался нелегким и требует знаний, энергии и здоровья.
Важным достижением в изучении природной среды СССР является заново созданная за годы Советской власти система наблюдений. К ней относится сеть метеорологических станций, обсерваторий, гидрологических постов на разных реках и озёрах страны. На специальных площадках изучается сток воды, а на береговых станциях — влияние морского волнения на берег. Об исследованиях, ведущихся в заповедниках, речь пойдет в гл. 5.
Обобщающими итогами работ советских географов по изучению страны являются прежде всего такие комплексные картографические произведения, как атласы. Еще в 1937 г. был издан Большой советский атлас мира, в 1350—195 3 гг. — трехтомный Морской атлас, в 1964 г. — Физико-географический атлас мира. Кроме того, составлены Климатический атлас, Атлас сельского хозяйства и многочисленные другие специальные атласы как страны в целом, так и отдельных республик, краев и областей.
Большим достижением географов явилось создание «Водного кадастра СССР», в котором обобщены данные о всех реках и озерах страны, справочников по климату различных территорий. Масштабные работы выполнены и обобщены водному балансу, агроклиматологии. По климату, рельефу, почвам, растительности и другим компонентам природной среды созданы обобщающие монографии. Изданы серии книг, содержащие комплексную физико-географическую или экономико-географическую характеристику как страны в целом, например серия «Советский союз», так и отдельных регионов.
Научно-географические школы в СССР. После установления Советской власти, как отмечалось, продолжали развиваться отдельные научные направления и школы, существовавшие в дореволюционный период, и начали формироваться новые научные школы, связанные с прогрессом науки.
Анучинская школа в Московском университете развивалась преимущественно в двух направлениях. Это, во-первых, страноведческие исследования и, во-вторых, геоморфологические. Школу страноведения в физической географии возглавил преемник Д. Н. Анучина Б. Ф. Добрынин. В МГУ составляются многочисленные характеристики стран и отдельных регионов СССР, разрабатываются вопросы физико-географического районирования и его применения в практике сельского хозяйства. Последнее направление возглавил Н. А. Гвоздецкий, который одновременно является крупным карстологом страны. Видными страноведами стали и ученики Добрынина — М. П. Забродская, работающая в Воронеже, и географ-писатель Ю. К. Ефремов.
Продолжателем анучинских традиций является также А. А. Борзов. Прекрасно понимая большую науковедческую роль географического синтеза, картографического метода, взаимосвязи геоморфологии и палеогеографии, А. А. Борзов руководил в довоенные годы Калининской экспедицией МГУ, изучавшей рельеф области последнего оледенения. Участники экспедиции, в будущем известные специалисты Н. Е. Дик, А. И. Спиридонов, М. В. Карандеева и другие стали преемниками научного направления А. А. Борзова. Из школы Борзова вышли и крупные советские ученые, академики К. К. Марков и И. П. Герасимов, много сделавшие для изучения эволюции рельефа, его генезиса. Впоследствии они расширили сферы своих научных интересов и встали во главе крупных научных коллективов (так, И. П. Герасимов долгое время был директором Института географии Академии наук СССР). Школа Борзова дала географии и таких видных ландшафтоведов, как Н. А. Солнцев, Д. Л. Арманд, К. И. Геренчук.
Докучаевская научная школа разветвилась, образовав коллективы почвоведов, ботанико-географов, географов и др. Синтетические идеи, относящиеся к природному комплексу, получили развитие в научной школе Л. С. Берга, который всю свою судьбу связал с Ленинградским "университетом и Зоологическим институтом АН СССР.
Л. С, Берга справедливо называют отцом ландшафтоведения. В советское время он продолжал развивать зональную •концепцию и издал фундаментальный двухтомный труд «Географические зоны Советского Союза» (1947—1952 гг.), в котором, как и в других работах этого исключительно разностороннего ученого-академика, представлены современные подходы — системный, исторический, экологический и др. Последователем. Л. С. Берга был С. В. Калесник, связавший концепции общего землеведения с ландшафтной географией. Одновременно он является одним из основоположников гляциологии в СССР. Продолжил дело Л. С. Берга его ученик А. Г. Исаченко, который обогатил ландшафтоведение новыми методами исследования, в частности картографическим. В настоящее время ландшафтная концепция рассматривается в качестве ключевой на кафедре физической географии ЛГУ.
Развитие ландшафтоведения сопровождалось появлением новых идей, которые создавали предпосылки для формирования новых научных школ. Достаточно плодотворной оказалась научная школа Б. Б. Полынова по геохимии ландшафта. Докучаевец по духу, Б. Б. Полынов (1877— 1952 гг.) ввел в науку понятие о геохимическом ландшафте, т. е. об участке территории, для которого характерен определенный тип миграции химических элементов и соединений. Учениками и продолжателями идей Б. Б. Полынова являются М. А. Глазовская, А. И. Перельман и др.
Научная школа А. А. Григорьева оформилась как школа •по геофизике ландшафта. Акад. А. А. Григорьев (1883 — 1968 гг.) считал важнейшей задачей географии изучение физико-географических процессов, формирующих как географическую, оболочку в целом, так и ее отдельные участки — пояса, зоны, ландшафты. Большое внимание он уделял роли тепла и влаги в процессе ландшафтообразования, и действительно, трудно переоценить роль энергетики в этом процессе. Кроме того, А. А. Григорьев занимался физико-географическим районированием, историей науки. Будучи директором Института географии АН СССР, он организовал целый ряд крупных исследований. Учениками А. А. Григорьева являются В. И. Прокаев Ф. Н. Мильков, Ю. Л. Раунер и др. '
В ландшафтоведении большую роль сыграла также научная школа В. Б. Сочавы, который разработал учение о геосистемах (см. гл: 1 и 4) и организовал в Восточной Сибири сеть уникальных физико-географических стационаров.
Проблемы антропогенного изменения ландшафтов в связи с возрастающим воздействием на них человека изучают научные коллективы, сложившиеся в Воронеже (руководитель Ф. Н. Мильков), МГУ (А. М. Рябчиков) и др.
Кроме школ в ландшафтоведении за советское время сформировались научные школы и в других отраслях физической, географии. Назовем их руководителей. Одним из основоположников геоморфологии является Я. С. Эдельштейн, профессор Ленинградского университета с 1925 г., автор учебника «Основы геоморфологии» (1947 г.). Географо-гидрологические школы развивались в Ленинграде (руководитель — крупный организатор гидрологических исследований в стране В. Г. Глушков, принимавший участие в разработке плана ГОЭЛРО) и в Москве (под руководством С. Д. Муравейского, рассматривающего сток как важный географический фактор). Одним из основоположников советской океанологии и создателем" научной школы является Ю. М. Шокальский (1856— 1940 гг.). Он впервые в нашей стране разработал курс океанографии и читал его в Военно-Морской академии и Ленинградском университете. Ученик Ю. М. Шокальского — акад. А. Ф. Трешников — сам имеет многочисленных учеников и последователей. Создателем ав