Правовые основы дошкольного образования: характеристика ФГОС ДО

Дошкольное детство является не периодом подготовки к школе, а самоценным этапом жизни человека, на котором закладываются фундаментальные личностные качества

Дошкольное образование - важнейшее условие реализации потенциала развития личности, формирования ее идентичтости, базовой культуры детей, их позитивной социализации и личностного роста в условиях информационного общества

Особенности современного детства

Социокультурная ситуация развития ребенка дошкольного возраста

• неравенство доступа к качественному дошкольному образованию

• распад сети ведомственных дошкольных организаций

• фактическое отсутствие бизнес-структур, заинтересованных в развитии и поддержке системы дошкольного образования

• деформация традиционного уклада воспитания ребёнка в семье и рост числа неполных семей, сужение родственных связей, преобладание однодетных семей и пр.

Особенности ФГОС дошкольного образования

ФГОС основа разработки

Конституция Российской Федерации Конвенция ООН о правах ребенка ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Семейный кодекс Российской Федерации учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации

ФГОС направлен на обеспечение

формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности

сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека

равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса

становления основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста

формирования социокультурной среды дошкольного детства

развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка

поддержки разнообразия детства через развитие вариативности дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, интересов и образовательных потребностей воспитанников (включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов)

преемственности дошкольного и начального уровней общего образования

ФГОС дошкольного образования является ориентиром для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования

Родители имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в образовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Преемственность уровней образования (единая философия образования для всех уровней образования)

Миссия дошкольного образования - становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости

Ожидания от системы дошкольного образования

государство – готовность к школе и полноценное социальное психоэмоциональное и физическое развитие ребенка

для работающих родителей – доступность высококачественного ухода и присмотра за ребенком

От учебно-дисциплинарной к модели личностного развития, опосредованного совместной деятельностью дошкольное образование направлено на:

формирование общей культуры

развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств личности

формирование предпосылок учебной деятельности

формирование навыков здорового и безопасного образа жизни

сохранение и укрепление здоровья детей

ФГОС обеспечивает:

единство образовательного пространства Российской Федерации

преемственность основных образовательных программ

вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся

государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Образовательные программы дошкольного образования основаны на индивидуальном подходе к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

ФГОС должен предусматривать:

устойчивую тенденцию роста детей с ОВЗ

семейное неблагополучие

строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ

необходимость создания сетей ДОУ комбинированного вида с научно-обоснованной регламентацией взаимодействия общего и специального дошкольного образования

ФГОС требования к результатам:

Результаты освоения Общеобразовательной Программы дошкольного образования обеспечивают полноценное развитие детей дошкольного возраста, необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им образовательной программы следующего уровня общего образования

Цели оценивания

Помочь детям оценить собственный прогресс, понять, чему учиться и что делать, развивать интерес к познанию

Помочь родителям в познании мира ребенка, оценить социальную компетентность ребенка, понимать особенности взросления своих детей, сформировать реалистичные ожидания по отношению к своим детям, понять особенности образовательной программы и сотрудничать с педагогами в целях обеспечения детей лучшими образовательными возможностями.

Портрет выпускника детского сада:

любящий свою семью, принимающий ее ценности и традиции

любящий свою Родину, эмоционально реагирующий на государственные символы, проявляющий любознательность к истории и культуре своей малой Родины, народа, России

осознающий себя личностью, проявляющий заботу и внимание к окружающим

умеющий организовать игровую деятельность самостоятельно и в группе

мотивированный на исследовательскую и творческую деятельность, способный к самостоятельному поиску решений

владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию

осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности

осознающий и принимающий элементарные общественные нормы и правила поведения, владеющий элементарными навыками управления эмоциональным состоянием, здорового и безопасного образа жизни

владеющий средствами вербального и основами невербального общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: