Дошкольное детство является не периодом подготовки к школе, а самоценным этапом жизни человека, на котором закладываются фундаментальные личностные качества
Дошкольное образование - важнейшее условие реализации потенциала развития личности, формирования ее идентичтости, базовой культуры детей, их позитивной социализации и личностного роста в условиях информационного общества
Особенности современного детства
Социокультурная ситуация развития ребенка дошкольного возраста
• неравенство доступа к качественному дошкольному образованию
• распад сети ведомственных дошкольных организаций
• фактическое отсутствие бизнес-структур, заинтересованных в развитии и поддержке системы дошкольного образования
• деформация традиционного уклада воспитания ребёнка в семье и рост числа неполных семей, сужение родственных связей, преобладание однодетных семей и пр.
Особенности ФГОС дошкольного образования
ФГОС основа разработки
Конституция Российской Федерации Конвенция ООН о правах ребенка ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Семейный кодекс Российской Федерации учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации
ФГОС направлен на обеспечение
формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности
сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека
равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса
становления основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста
формирования социокультурной среды дошкольного детства
развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка
поддержки разнообразия детства через развитие вариативности дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, интересов и образовательных потребностей воспитанников (включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов)
преемственности дошкольного и начального уровней общего образования
ФГОС дошкольного образования является ориентиром для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования
Родители имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в образовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.
Преемственность уровней образования (единая философия образования для всех уровней образования)
Миссия дошкольного образования - становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости
Ожидания от системы дошкольного образования
государство – готовность к школе и полноценное социальное психоэмоциональное и физическое развитие ребенка
для работающих родителей – доступность высококачественного ухода и присмотра за ребенком
От учебно-дисциплинарной к модели личностного развития, опосредованного совместной деятельностью дошкольное образование направлено на:
формирование общей культуры
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств личности
формирование предпосылок учебной деятельности
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни
сохранение и укрепление здоровья детей
ФГОС обеспечивает:
единство образовательного пространства Российской Федерации
преемственность основных образовательных программ
вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся
государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Образовательные программы дошкольного образования основаны на индивидуальном подходе к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
ФГОС должен предусматривать:
устойчивую тенденцию роста детей с ОВЗ
семейное неблагополучие
строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ
необходимость создания сетей ДОУ комбинированного вида с научно-обоснованной регламентацией взаимодействия общего и специального дошкольного образования
ФГОС требования к результатам:
Результаты освоения Общеобразовательной Программы дошкольного образования обеспечивают полноценное развитие детей дошкольного возраста, необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им образовательной программы следующего уровня общего образования
Цели оценивания
Помочь детям оценить собственный прогресс, понять, чему учиться и что делать, развивать интерес к познанию
Помочь родителям в познании мира ребенка, оценить социальную компетентность ребенка, понимать особенности взросления своих детей, сформировать реалистичные ожидания по отношению к своим детям, понять особенности образовательной программы и сотрудничать с педагогами в целях обеспечения детей лучшими образовательными возможностями.
Портрет выпускника детского сада:
любящий свою семью, принимающий ее ценности и традиции
любящий свою Родину, эмоционально реагирующий на государственные символы, проявляющий любознательность к истории и культуре своей малой Родины, народа, России
осознающий себя личностью, проявляющий заботу и внимание к окружающим
умеющий организовать игровую деятельность самостоятельно и в группе
мотивированный на исследовательскую и творческую деятельность, способный к самостоятельному поиску решений
владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию
осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности
осознающий и принимающий элементарные общественные нормы и правила поведения, владеющий элементарными навыками управления эмоциональным состоянием, здорового и безопасного образа жизни
владеющий средствами вербального и основами невербального общения.