Семейная педагогика и дошкольное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: характеристика семьи как среды для развития ребенка

семья — это социальная микросреда, в которой создаются благоприятные или неблагоприятные условия реализации потенциальных возможностей ребенка. Семья — это первая социальная среда, которая окружает ребенка на протяжении длительного времени и играет одну из определяющих ролей в формировании его личности. Именно от семьи в значительной степени зависит, какие именно индивидные предпосылки ребенка получат наибольшее развитие. Именно в семье он получает первый опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. В первую очередь от семьи зависит формирование характера, поведенческих стереотипов, полоролевая идентификация ребенка, уровень его самооценки, ценностные ориентации и др.

Вместе с тем, под термином «семья» подразумевается целый ряд параметров, факторов, условий, которые окружают и воздействуют на ребенка в течение долгого времени. Все обусловленные семьей «средовые» условия развития ребенка можно разделить на объективные и субъективные.

К объективным условиям относятся: материальное положение семьи, условия ее жизни, социальный статус и уровень образования родителей и другие. Следует заметить, что объективные факторы действуют не впрямую, а через создание определенных условий для развития ребенка. Например, более высокие доходы семьи обычно создают условия для более разнообразных занятий, кружков, возможностей использования компьютера, т.е. создают условия для развития задатков ребенка. Плохие жилищные условия могут привести к тому, что у ребенка не будет в квартире своего личного, неприкосновенного пространства, что ведет к формированию таких черт, как пассивность, боязнь ответственности, неуверенность в К субъективным характеристикам семьи, непосредственно влияющим на формирование и развитие личности ребенка, относятся: психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые, коммуникативные и социально-перцептивные аспекты взаимоотношений, характер супружеского взаимодействия, личностные особенности родителей, стиль и методы семейного воспитания, психолого-педагогическая компетентность родителей, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, прародителями, другими людьми и т.д.

ребенок в семье включен в систему межличностных отношений на разных уровнях. Это:

- Детско-родительские отношения (включающие отношения с матерью и отношения с отцом как отдельные, не во всем совпадающие системы);

- Отношения между сиблингами (братьями и сестрами);

- Отношения со старшим поколением (бабушкой, дедушкой, возможно, другими родственниками);

- Отношения внутри подсистемы соответствующего ребенку пола (мать, бабушки, сестры — для девочки; отец, дедушки, братья — для мальчика);

- Отношения с подсистемой противоположного ребенку пола.

Каждый из этих уровней, с психологической точки зрения, включает в себя следующие компоненты:- эмоциональный компонент - чувства и эмоции, испытываемые по отношению друг к другу;-поведенческий компонент — набор ролей, сложившиеся поведенческие стереотипы, отражающие индивидуальные особенности членов семьи, особенности коммуникации между членами семьи;- когнитивный компонент — знания, представления о семейных ценностях, способах разрешения противоречий и т.п.- социально-перцептивный компонент - восприятие и понимание членами семьи друг друга.

Семейное воспитание — это направленные на ребенка, в большей или меньшей мере осознаваемые воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.

Родители, осуществляющую воспитательную деятельность, как субъекты любой другой деятельности, характеризуются целой совокупностью качеств, имеющих многоуровневый характер, среди которых можно выделить:-психофизиологические особенности, темперамент родителя и личностные качества родителя;-мотивацию воспитательной деятельности;

-уровень развития педагогических способностей, уровень психолого-педагогической компетентности, специальных знаний по воспитанию детей, опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: