Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: слушание музыки

Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка на занятии может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи.

Известно, что запись, хотя и обогащает процесс обучения, не может заменить «живого» исполнения, которое более действенно. Музыка требует посредника между композитором и слушателями. Этот посредник – исполнитель. Только он может вдохнуть жизнь в музыкальное произведение.

Программа воспитания дошкольников по разделу «Слушание музыки» имеет конкретные задачи: знакомить детей с художественными образцами современной, классической, народной музыки;-развивать музыкальную восприимчивость, способствовать эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;- дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.

В дошкольном возрасте при слушании музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей:- На первом – втором году жизни малыши различают общее настроение, характер музыки, воспринимают эмоциональное её содержание.-В младших группах детского сада дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Для этого возраста характерны внешние проявления эмоций – жесты, удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании.- У Четырёх – пятилетних дошкольников появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти.- Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями. Дети старшего дошкольного возраста отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения. расширяется их словарный запас.

Программа по слушанию музыки строится на основе чётко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, усложняются и выразительные средства.

В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:1) Какие чувства передаёт музыка? Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки (музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая);2) О чём рассказывает музыка? (музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях); 3) Как рассказывает музыка? Детей знакомят с языком музыки, это: (мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).

55 Планирование образовательной работы в группе детей дошкольного возраста: - таблица в отдельном файле


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: