В США прогнозирование ассимилировало последние достижения экономической теории, математических методов и электронно-вычислительной техники. Прогнозируется развитие экономики на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, отдельные фирмы, товарные рынки.
Среди методов прогнозирования широкое распространение получили:
- модель «затраты - выпуск»,
- эконометрические модели,
- экспертные оценки,
- модели динамических рядов,
- метод экономических индикаторов.
Прогнозирование в США сформировалось и функционирует как отрасль коммерческой деятельности.
Вопрос 14.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В ЯПОНИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ В ЯПОНИИ
Япония. Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании систем социально-экономических прогнозов, планов и научно-технических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики.
В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы, которые носят индикативный характер.
Планы-программы дают:
- представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики,
- показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны,
- обосновывают рекомендации по решению этих проблем.
Для разработки планов изучаются статистические данные, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании этих данных делается научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации, каждая корпорация вырабатывает свою стратегию.
Средства и пути достижения поставленных целей в планах-программах:
- льготное кредитование,
- льготное налогообложение,
- ускоренная амортизация,
- бюджетное субсидирование,
- поддержка рискованных инновационных проектов,
- госзаказ.
Вопрос 15.
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ
Южная Корея. Гос. планирование в Южной Корее началось с так называемого плана Натана, разработанного в 1954 г. с привлечением экспертов ООН.
В начале 60-х гг. экспертами Американского агентства международного развития была разработана долгосрочная (на 20 лет) программа развития экономики Южной Кореи. Она опиралась на рекомендации МВФ, которые предполагали, что достичь высоких темпов экономического роста и повысить эффективность общественного производства в развивающихся странах возможно путем приоритетного развития экспортных отраслей и за счет ориентации на мировой рынок.
В концептуальном плане программа предполагала:
- ориентацию индустриального развития на всемерное укрепление связей с рынками ведущих промышленно развитых стран;
- включение экспортного сектора экономики в систему международного разделения труда;
- приоритетное инвестирование конкурентоспособных отраслей экономики;
- поддержание внутреннего потребления на минимальном уровне;
- контроль государства над производством.
Широкое распространение в прогнозировании получили экспертные оценки. Имеет место централизованное планирование с использованием средне-, долгосрочных планов и целевых программ. Под контролем государства находятся внутрифирменные издержки и качество продукции, иностранный капитал. В основе экономического рынка Южной Кореи лежит рынок не внутренний, а мировой.