Взаимодействие видов транспорта

Рынок транспортных услуг заставляет предприятия различных видов транспорта не только конкурировать между собой, но и взаимодействовать. Наиболее эффективное взаимодействие и координация различных видов транспорта проявляется в техни­ческой, технологической, организационной, экономической, инфор­мационной и правовой областях.

Взаимодействие видов транспорта в технической области реализуются посредством:

-создания морских, железнодорожных и автомобильных паромов, дорожных эстакад и переездов в разных уровнях;

- унификации и стандартизации узлов, деталей и габаритов погрузочно-разгрузочных машин и механизмов;

- согласования параметров контейнеров для последовательного использования автомобильных полуприцепов-контейнеровозов, судов-контейнеровозов и т.п., а также согласования конструкций грузовых автомобилей, вагонов, судов и самолетов для удобства перегрузки этих контейнеров с одного вида транспорта на другой.

Для осуществления пассажирских перевозок в целях удобства пассажиров строятся объединенные пассажирские вокзалы и станции (железнодорожно-автобусные, автобусно-речные, аэро-автобусные и др.), совмещенные кассы обслуживания пассажиров и единые информационно-вычислительные центры в крупных транспортных узлах.

Технологическая область взаимодействия предусматривает организацию комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта:

- разработку согласованных графиков работы участвующих видов транспорта, грузоотправителей и грузополучателей;

- составление взаимоувязанных с интересами пассажиров удобных расписаний прибытия и отправления разных видов транспорта;

- организацию комплексных технологических процессов погрузки и разгрузки грузов в крупных транспортных узлах.

Экономическая область взаимодействия включает в себя:

- разработку и согласование планов-прогнозов спроса на транспортные услуги различными видами транспорта, находящимися в государственной и частной собственности; определение объемов смешанных перевозок грузов по регионам (например, по поставкам в районы Крайнего Севера) на основе маркетинговых подходов;

- разработку стратегии развития транспортно-дорожного комплекса страны и его обеспечения, определение размеров необходимых инвестиций и способов их субсидирования по видам транспорта или финансово-промышленным группам;

- обоснование и согласование показателей учета транспортных затрат по видам транспорта для правильного их отражения в макроэкономических показателях (совокупном общественном продукте, межотраслевом балансе) и при решении задач развития и размещения производительных сил;

- разработку единой методической основы определения эксплуатационных расходов, себестоимости перевозок, эффективности капитальных вложений и производительности труда, сопоставимых по видам транспорта;

- обоснование и согласование общих методических положений формирования цен и тарифов на транспортные услуги различными видами транспорта и в смешанном сообщении в условиях их государственного регулирования и свободного ценообразования, а также выработку согласованных методов стимулирования клиентуры при интермодальных перевозках;

- разработку единых показателей транспортной обеспеченности предприятий и регионов, а также измерителей качества и эффективности транспортного обслуживания клиентуры;

- согласование системы распределения доходов между транспортными предприятиями (независимо от формы их собственности) при смешанных перевозках и обоснование нормативов материальной ответственности за соблюдение условий перевозок и сохранность перевозимых различными видами транспорта грузов.

Правовая область взаимодействия включает в себя решение юридических, правовых вопросов, касающихся взаимоотношений между различными видами транспорта и между органами транспорта и клиентурой (грузовладельцами и пассажирами).

Различные варианты взаимодействия видов транспорта рассматриваются и учитываются при составлении транспортно-технологической схемы, которая определяет:

- этапность доставки и система взаимодействия поставщиков то­вара, его потребителей, транспортных и экспедиторских организаций;

- способ доставки (обычный, контейнерный, пакетный);

- типы применяемых транспортных средств;

- способы производства погрузочно-разгрузочных и складс­ких работ по маршруту движения.

Затем все маршруты передвижения груза «от двери до двери» делят на определенные «шаги» по каждому варианту доставки, по каждому из которых рассчитываются приведенные затраты и суммируются каждого варианта.

Таким образом, при сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта при их взаимодействии основными показателями являются:

- уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок);

- капитальные вложения;

- скорости движения и сроки доставки;

- наличие провозной и пропускной возможностей;

- маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;

- надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность;

- гарантии сохранности перевозимых грузов и багажа;

- условия эффективного использования транспортных средств, механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна. Она зависит от мощности и структуры грузопотоков, дальности перевозок, величины отправок, типа подвижного состава, материально-технической базы вида транспорта и ряда других факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: