Рынок транспортных услуг заставляет предприятия различных видов транспорта не только конкурировать между собой, но и взаимодействовать. Наиболее эффективное взаимодействие и координация различных видов транспорта проявляется в технической, технологической, организационной, экономической, информационной и правовой областях.
Взаимодействие видов транспорта в технической области реализуются посредством:
-создания морских, железнодорожных и автомобильных паромов, дорожных эстакад и переездов в разных уровнях;
- унификации и стандартизации узлов, деталей и габаритов погрузочно-разгрузочных машин и механизмов;
- согласования параметров контейнеров для последовательного использования автомобильных полуприцепов-контейнеровозов, судов-контейнеровозов и т.п., а также согласования конструкций грузовых автомобилей, вагонов, судов и самолетов для удобства перегрузки этих контейнеров с одного вида транспорта на другой.
Для осуществления пассажирских перевозок в целях удобства пассажиров строятся объединенные пассажирские вокзалы и станции (железнодорожно-автобусные, автобусно-речные, аэро-автобусные и др.), совмещенные кассы обслуживания пассажиров и единые информационно-вычислительные центры в крупных транспортных узлах.
|
|
Технологическая область взаимодействия предусматривает организацию комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта:
- разработку согласованных графиков работы участвующих видов транспорта, грузоотправителей и грузополучателей;
- составление взаимоувязанных с интересами пассажиров удобных расписаний прибытия и отправления разных видов транспорта;
- организацию комплексных технологических процессов погрузки и разгрузки грузов в крупных транспортных узлах.
Экономическая область взаимодействия включает в себя:
- разработку и согласование планов-прогнозов спроса на транспортные услуги различными видами транспорта, находящимися в государственной и частной собственности; определение объемов смешанных перевозок грузов по регионам (например, по поставкам в районы Крайнего Севера) на основе маркетинговых подходов;
- разработку стратегии развития транспортно-дорожного комплекса страны и его обеспечения, определение размеров необходимых инвестиций и способов их субсидирования по видам транспорта или финансово-промышленным группам;
- обоснование и согласование показателей учета транспортных затрат по видам транспорта для правильного их отражения в макроэкономических показателях (совокупном общественном продукте, межотраслевом балансе) и при решении задач развития и размещения производительных сил;
|
|
- разработку единой методической основы определения эксплуатационных расходов, себестоимости перевозок, эффективности капитальных вложений и производительности труда, сопоставимых по видам транспорта;
- обоснование и согласование общих методических положений формирования цен и тарифов на транспортные услуги различными видами транспорта и в смешанном сообщении в условиях их государственного регулирования и свободного ценообразования, а также выработку согласованных методов стимулирования клиентуры при интермодальных перевозках;
- разработку единых показателей транспортной обеспеченности предприятий и регионов, а также измерителей качества и эффективности транспортного обслуживания клиентуры;
- согласование системы распределения доходов между транспортными предприятиями (независимо от формы их собственности) при смешанных перевозках и обоснование нормативов материальной ответственности за соблюдение условий перевозок и сохранность перевозимых различными видами транспорта грузов.
Правовая область взаимодействия включает в себя решение юридических, правовых вопросов, касающихся взаимоотношений между различными видами транспорта и между органами транспорта и клиентурой (грузовладельцами и пассажирами).
Различные варианты взаимодействия видов транспорта рассматриваются и учитываются при составлении транспортно-технологической схемы, которая определяет:
- этапность доставки и система взаимодействия поставщиков товара, его потребителей, транспортных и экспедиторских организаций;
- способ доставки (обычный, контейнерный, пакетный);
- типы применяемых транспортных средств;
- способы производства погрузочно-разгрузочных и складских работ по маршруту движения.
Затем все маршруты передвижения груза «от двери до двери» делят на определенные «шаги» по каждому варианту доставки, по каждому из которых рассчитываются приведенные затраты и суммируются каждого варианта.
Таким образом, при сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта при их взаимодействии основными показателями являются:
- уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок);
- капитальные вложения;
- скорости движения и сроки доставки;
- наличие провозной и пропускной возможностей;
- маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;
- надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность;
- гарантии сохранности перевозимых грузов и багажа;
- условия эффективного использования транспортных средств, механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.
Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна. Она зависит от мощности и структуры грузопотоков, дальности перевозок, величины отправок, типа подвижного состава, материально-технической базы вида транспорта и ряда других факторов.