Взаимодействие человека и техносферы. Среда обитания и её эволюция

В XX столетие ознаменовалось потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация. Это вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост техногенного воздействия. Во многих странах оно продолжает нарастать и в настоящее время. В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания – техносфера.

Биосфера – область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

Техносфера– регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (техносфера – регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда).

Регион – территория, обладающая общими характеристиками состояния биосферы или техносферы.

Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение медицинского обслуживания и др.) сказалось на продолжительности жизни людей:

Век Продолжительность жизни человека, лет
Медный, бронзовый, железный……………  
К началу XIX в …………………………… 35-40
В конце XX в.....………………………… 60–63

Созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей. Появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности и экологичности от допустимых требований.

Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой (табл. 0.1). Данные табл. 0.1 показывают, что на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах – в Европе, Северной Америке, Японии. Здесь естественные экосистемы сохранились в основном на небольших площадях, они представляют собой небольшие пятна биосферы, окруженные со всех сторон нарушенными деятельностью человека территориями, и поэтому подвержены сильному техносферному давлению.

Техносфера – детище XX в., приходящее на смену биосфере.

К новым техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных прежде всего повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Характерное состояние системы «человек–среда обитания», совокупность и направленность воздействия негативных факторов в регионах техносфер

Человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая и др.) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:

комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

3. Современный мир опасностей. Условия возникновения и реализации опасности. Опасности технологической среды. Стадия оценки опасности Опасности, вредные и травмирующие факторы.

Необходимость повышения уровня безопасности существования человека в условиях техносферы встала достаточно остро в XX в., когда человечество стало нести значительные, в том числе людские, потери от воздействия негативных факторов техносферы. Это привело к необходимости распознавать, оценивать и прогнозировать опасности, действующие на человека, а также обеспечивать безопасные условия его жизнедеятельности путем создания малоопасных компонентов техносферы и применения защитной техники.

Опасность, условия ее возникновения и реализации. Опасность - центральное понятие в ноксологии. Опасности возникли одновременно с возникновением материи и будут сущест­вовать вечно. Опасности представляют собой недопустимые для вос­приятия материальным объектом потоки вещества, энергии и информации.

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное в определенных условиях причинять ущерб здоровью человека(или привести его к гибели), природной среде, материальным ценностям непосредственно или косвенно. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.

Источник опасности - это компоненты био­сферы и техносферы, космическое пространство, социальные и иные системы, излучающие опасность. Для каждого источ­ника опасности характерно наличие уровня, зоны и продол­жительности действия. Для описания источника опасности с позиций его негативного влияния на человека и природу используют величину материальных отходов (выбросов, сбросов и отбросов), интенсивность энергетических излу­чений и вероятность данного воздействия (риск).

Защита от опасностей - способы и методы сни­жения уровня и продолжительности действия опасностей на че­ловека и природу.Принципиально защиту объекта от опасно­стей реализуют снижением негативного влияния источников опасности (сокращением значения риска и размеров опасных зон); выведением объекта из опасной зоны; применением эко-биозащитной техники и средств индивидуальной защиты.

Естественные опасности обусловливают стихийные явления, климатические условия, рельеф местности и т.п. Антропогенные опасности возникают вследствие воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.). Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей. Антропогенные опасности в XX- XXI столетии неуклонно продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и изготовлении технических систем; при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль); при неправильном выполнении обслуживающим персоналом процедур управления; при неправильной организации рабочего места оператора; при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и тренированности к выполнению поставленных задач.

Опасности машин и технологий по своей сути антропогенны, поскольку их творцом считается чело­век, но учитывая их многообразие, значимость, обезличенность по отношению к их создателю, эти опасности в современном представлении выделяют в от­дельную группу - группу техногенных опасностей. Техногенные опасности создают элементы техносферы - машины, сооружения и вещества. Перечень техногенных реаль­но действующих опасностей значителен и насчитывает более 100 видов. К распространенным и обладающим достаточно высоки­ми уровнями относятся производственные опасности: запылен­ность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнит­ные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пони­женные параметры атмосферного воздуха в помещениях (температура, влажность, подвижность, давление), недостаточ­ное и неправильно организованное искусственное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд, элек­трический ток, падающие предметы, высота, движущиеся части машин и механизмов, части разрушающихся конструкций и др.

В быту и в городских условиях человека сопровождает так­же большая гамма техногенных негативных факторов. Это воздух, загрязненный продуктами сгорания при­родного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избы­точным содержанием вредных примесей; недоброкачествен­ная пища; шум, инфразвук, вибрация; электромагнитные по­ля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радио­релейных устройств; ионизирующие излучения при различных медицинских обследованиях, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта...

Антропогенные опасности связаны с отрицательным воздействием техносферы на человека. Ухудшается состояние здоровья людей. Появляются новые болезни (СПИД и др.). Увеличивается чис­ло детей с врожденными болезнями и задержкой в умственном раз­витии. В России только 15 - 20% школьников являются абсолютно здоровыми. Эксперты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения периодически изучают жизнеспособность народов. Коэффициент жизнеспособности оценивается по пятибалльной шкале. Он характеризует возможность сохранения генофонда, физиологического и интеллектуального потенциала народов. Самые развитые страны получили оценки «три» или «четыре». В России коэффициент жизнеспособности равен 1,4.

Кроме естественных, антропогенных и техногенных опасностей можно выделить еще две группы опасностей: есте­ственно-техногенные и антропогенно-техногенные.

К естественно-техногенным отнесятся опасно­сти, которые инициируются естественными процессами (землетрясения, ветры, дожди и т. п.), но приводят к разруше­нию технических объектов (зданий, плотин, дорог и т. п.) и сопровождаются потерей здоровья и жизни людей или разрушениям элементов окружающей среды.

К антропогенно-техногенным относятся опасности, которые инициируются вследствие ошибок человека (обыч­но оператора технической системы) и проявляются через несанкционированное действие или разрушение техники или сооружений (аварии на транспорте по вине водителей, пожары и взрывы из-за неправильного обращения с огнем, с электрооборудованием и т. п.).

Следовательно, по происхождению все опасности можно подразделить на естественные; естественно-техногенные; антропогенные; антропогенно-техноген­ные и техногенные. Рассмотрим основные направления защиты от опасностей (рис. 5)

Создатели технических и технологических систем должны нести моральную и юридическую ответственность за обеспечение безопасности разрабатываемых технологий производства. Они должны предвидеть и предотвращать негативные последствия разрабатываемых технологий не только в настоящем времени, но и через многие десятки лет. Новые технологии должны быть надежны при их эксплуатации не только в нормальном режиме, но и в экстремальных условиях.

Р и с. Основные направления защиты от опасностей технологической среды

Правительства стран должны обеспечивать качественную экспертизу новых технологий, осуществлять жесткий контроль за безопасностью их эксплуатации, готовить нормативные документы и акты, предусматривающие ответственность лиц за безопасность разрабатываемых, вводимых и эксплуатируемых технологий.

При создании новых производств необходимо предусматривать:

- внедрение ресурсосберегающих, безотходных и малоотход­ных технологических процессов и технологий;

- комплексную переработку сырья (до минимума сокраща­ющую отходы производства);

- утилизацию отходов, их переработка в полезную продукцию способствует экономии сырья и материалов, охране окружающей среды.

Стадии оценки опасностей:

Первая стадия оценки опасности - это качественный анализ, т. е. ее идентификация во временно-пространственных координатах:

а) установление типа опасности по их классификации; б) установление связей с другими опасностями методами таксономии; в) выявление характера ущерба по таксономии и номенклатуре ущербов.

Вторая стадия оценки - это количественный анализ, т. е. выбор метода квантификации и оценка пределов изменения опасности:

а) суммирование опасностей; б) определение взаимодействия опасностей; возможны эффекты синергический (совместное действие опасностей, превышающее действие их в отдельности) и ингибирующий (совместное действие опасностей, уменьшающее действие их в отдельности); в) оценка ущерба; г) выявление причин опасности и ущерба.

Идентификация опасностей – процесс распознавания и параметрического описания опасностей в поле их действия.

Поле опасностей -совокупность источников опасности, находящихся около защи­щаемого объекта. Поле опасностей, действующих на объект, можно представить в виде совокупности факторов первого, второго, третьего и иных кругов, расположенных вокруг защищаемого объекта. Основное влияние на объект защиты (человека) оказывают факторы первого круга. Факторы второ­го круга влияют в основном на другие объекты защиты (здания, сооружения, промышленные территории и т. п.). Опасности третьего круга оказывают всеобщее влияние на население ре­гионов и крупных городов, континентов и все население Зем­ли. Опасности второго и третьего круга опосредованно могут воздействовать на каждого человека, усиливая влияние первого круга опасностей.

В состав первого круга опасностей, непосредственно действующих на человека, входят:

- опасности, связанные с климатическими и погодны­ми изменениями в атмосфере и гидросфере;

- опасности, возникающие из-за отсутствия норматив­ных условий деятельности по освещенности, по содержа­нию вредных примесей, по электромагнитному и радиаци­онному излучениям и т. п.;

- опасности, возникающие в селитебных зонах и на объ­ектах экономики при реализации технологических процессов и эксплуатации технических средств как за счет несовершенства техники, так и за счет ее нерегламентированного использова­ния операторами технических систем и населением в быту;

- чрезвычайными опасностями, возникающими при стихийных явлениях и техногенных авариях, в селитебных зонах и на объектах экономики;

- опасности, возникающие из-за недостаточной подго­товки работающих и населения по безопасности жизнедея­тельности.

Причины возникновения опасностей второго круга, обусловлены наличием (и нерациональным обращением) отхо­дов производства и быта; чрезвычайными опасностями, воз­никающими при стихийных явлениях и техногенных авариях; недостаточным вниманием руководителей производства к вопросам безопас­ности проведения работ и т. п. Это создает условия для непра­вильной организации рабочих мест, нарушения условий труда, для загрязнения воды, продуктов питания и т. п.

Опасности третьего круга - опасности межрегионально­го и глобального влияния. К ним следует отнести отсутствие необхо­димых знаний и навыков у разработчиков при проектировании технологических процессов, технических систем, зданий и со­оружений; отсутствие эффективной государственной системы руководства вопросами безопасности в масштабах отрасли эко­номики или всей страны; недостаточное развитие системы под­готовки научных и руководящих кадров в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий (травмоопасный) фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Антропогенные опасности во многом определяются наличием отходов, неизбежно возникающих при любом виде деятельности человека в соответствии с законом о неустранимости отходов (или) побочных воздействий производств [0.8|: «В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они не устранимы и могут быть переведены из одной физико-химической формы в другую или перемещены в пространстве». Отходы сопровождают работу промышленного и сельскохозяйственного производств, средств транспорта, использование различных видов топлива при получении энергии, жизнь животных и людей и т.п. Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы, производственного и бытового мусора, потоков механической, тепловой и электромагнитной энергии и т.п. Количественные и качественные показатели отходов, а также регламент обращения с ними определяют уровни и зоны возникающих при этом опасностей.

Значительным техногенным опасностям подвергается человек при попадании в зону действия технических систем: транспортные магистрали; зоны излучения радио-и телепередающих систем, промышленные зоны и т.п. Уровни опасного воздействия на человека в этом случае определяются характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне. Вероятно проявление опасности и при использовании человеком технических устройств на производстве и в быту; электрические сети и приборы, станки, ручной инструмент, газовые баллоны и сети, оружие и т.п. Возникновение таких опасностей связано как с наличием неисправностей в технических устройствах, так и с неправильными действиями человека при их использовании. Уровни возникающих при этом опасностей определяются Энергетическими показателями технических устройств.

В настоящее время перечень реально действующих негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов. К наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими концентрациями или энергетическими уровнями относятся вредные производственные факторы: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха (температуры, влажности, подвижности воздуха, давления), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд и др.

Даже в быту нас сопровождает большая гамма негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум, инфразвук; вибрации; электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; ионизирующие излучения (естественный фон, медицинские обследования, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта); медикаменты при избыточном и неправильном потреблении; алкоголь; табачный дым; бактерии, аллергены и др.

Мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в конкретный момент времени, зависит от текущего состояния системы «человек – среда обитания». На рис. 0.4 показана характерная суточная миграция городского жителя (сотрудника промышленного предприятия) в системе «человек – техносфера», где размер радиуса условно соответствует относительной доле негативных факторов антропогенного происхождения в различных вариантах среды обитания.

4. Классификация основных форм деятельности. Умственный и физический труд.
Основные формы деятельности человека.
Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности подразделяются на физический и умственный труд. Трудовую деятельность принято делить на физическую и умственную. Деление это условно, так как никакая трудовая деятельность невозможна без регулирующей роли центральной нервной системы, без волевых усилий. При оценке физических усилий используется понятие «тяжесть труда», отражающее нагрузку на скелетную мускулатуру, сердечно-сосудистую и другие физиологические системы. Для характеристики умственной деятельности принято понятие «напряженность труда», отражающее преимущественную нагрузку на центральную нервную систему.
Научно-техническое развитие вызывает преобразование характера трудовой деятельности. В середине ХХ в. из всей энергии, которая производилась на Земле, 96% приходилось на долю мышечной силы человека. В наши дни мышечная энергия в общем энергетическом балансе мира составляет всего 1%.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, нервно-мышечную и дыхательную системы организма человека. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, имеет ряд отрицательных последствий: низкую производительность, высокое напряжения физических сил и потребность в длительном отдыхе (до 50 % рабочего времени).

С повышением тяжести физического труда и напряженности умственного труда увеличивается потребление кислорода. Существует предел максимального количества кислорода, которое в силах потребить человек – так называемый кислородный потолок. Обычно он не превышает 3–4 л/мин. Во время выполнения очень тяжелого труда доставка кислорода в организм достигает своего предела, но потребность в нем становится еще большей и не удовлетворяется в процессе работы. В этот момент в организме возникает состояние кислородной недостаточности – гипоксии, которая становится повреждающим фактором. Нарушаются внутриклеточные окислительные процессы и образуются токсичные вещества – свободные радикалы кислорода, отравляющие организм. Если тяжелый физический и умственный труд продолжается очень долго или человек не привык к большим физическим или умственным нагрузкам, то его дыхательная и сердечно-сосудистая системы плохо обеспечивают работу мышц и клеток головного мозга. В организме существуют механизмы, препятствующие развитию подобного опасного состояния. Происходит снижение работоспособности, развивается утомление. Однако если работоспособность не успевает восстановиться к началу следующего рабочего дня, развивается переутомление, сопровождающееся хронической гипоксией, нарушением нервной деятельности, заболеваниями сердечно-сосудистой и других систем.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для него характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

Умственная работа относится к числу весьма трудоемких и напряженных. Установлено, что мера загрузки человека умственной работой при ручной уборке и мытье полов равна 9%, работе на токарном станке – 52%, при управлении автомашиной в городе – около 60%, а при вдумчивом чтении – 100%.
Для человека важен и совершенно необходим физический труд. Существуют болезненные состояния у людей умственного труда, которые в известной степени связаны с недостатком физической нагрузки: сутулость, болезни суставов, позвоночника, ожирение.

Выделяют четыре основные группы профессий: физического, механизированного, автоматизированного и умственного труда. Все эти формы труда представлены в современном производстве, но доля первых двух снижается, а последних – возрастает. Тяжесть умственного труда во время обучения увеличивается в силу того, что происходит на фоне статического напряжения, связанного с необходимостью дополнительное время сохранять определенную позу в течение определенного времени.

Причина возрастания нервного напряжения в современном производстве - увеличение информации, увеличение масштабов производства, возрастание скорости производственных процессов, повышение ответственности. Все это становится причиной возрастания нервного напряжения, особенно характерного для профессий, требующих высокой ответственности (авиадиспетчеры, дежурные на пультах управления энергосистем, администраторы, руководители производства и т. д.).

Росту нервного напряжения способствует высокий ритм работы, особенно в тех случаях, когда ритм задается работнику извне и не может регулироваться им (работники связи, фармацевты, кассиры, продавцы и т. д.). В связи с изменением характера современного производства изменяются содержание и физиология труда. Если раньше основное внимание ученых концентрировалось на энергетической стороне физической работы, то сегодня главными становятся проблемы нервного напряжения, изыскание способов предупреждения высоких степеней состояния напряжения, увеличивающих ошибки, снижающих производительность труда, приводящих к переутомлению и иногда к заболеваниям.

Состояние напряжения возникает всякий раз, когда перед организмом встает какая-нибудь сложная задача, цель (возникает потребность), а средств для ее решения, достижения (удовлетворения) оказывается недостаточно. Появляющееся при этом напряжение мобилизует скрытые резервы организма, способствуя достижению цели. Степень напряжения пропорциональна значимости цели, т. е. важности задачи (величине потребности) и величине дефицита средств, необходимых дли ее достижения. При небольшом дефиците ресурсов возни­кает состояние адекватной мобилизации. Изменения вегетативных функций способствует повышению общей работоспособности. Артериальное давление при этом по сравнению с показателями в состоянии покоя несколько повышается, но не выходит за пределы нормы. Возрастает вентиляция легких и потребление кислорода, увеличивается внимание, улучшается интеллектуальная активность. Адекватная мобилизации полезна для организма, так как обеспечивает лучшие возможности для выполнения работы, решения поставленных задач (достижение цели, удовлетворение потребности). Увеличение активности ряда органов и систем оказывает тренирующее воздействие на организм. В случае, если дефицит ресурсов, которыми располагает организм достижения данной цели оказывается более значительным, а сама цель является весьма существенной, то возникает более высокая степень напряжения - стеническая отрицательная эмоция с более выраженными физиологическими сдвигами, а также изменениями психики. Для стенической отрицательной эмоции характерно появление ярости, гнева, негодования. Энергетические ресурсы организма при этом мобилизованы полностью. Наблюдаются резкие изменения ряда показателей вегетативных функций - «вегетативная буря». Физиологические процессы в организме перестраиваются, чтобы обеспечить организму возможность любой ценой решить возникшую задачу. При этом усиливаются и все защитные реакции организма, мобилизуются иммунные процессы, увеличивается свертываемость крови и т. д. Стеническая отрицательная эмоции представляет собой важную для преодоления критической ситуации реакцию, сложившуюся в процессе эволюции (для обеспечения победы в схватке с противником или бегства от более сильного врага).

Филологическая природа этой реакции осталась по существу неизменной и у современного человека. Как и сотни тысяч летназад, стеническая отрицательная эмоции появляется в трудных ситуациях, чтобы облегчить организму выход и сложившегося положения.

Степень напряжения по мере развития утомления растет. Это возникает вследствие того, что утомление понижает информационные и энергетические ресурсы организма, увеличивая тем самым дефицит средств, необходимых для решения данной задачи.

При нерациональной организации труда адекватная мобилизации возникающая, как правило, в начале рабочего дня, к середине или к концу его может перейти в стеническую отрицательную эмоцию. При этом могут возникнуть ярость, гнев и негодование, которые иногда способствуют появлению ненависти к самой работе и неприязни к сотрудникам. Это состояние может вылиться в конфликты способные расколоть коллектив, снизить производительность труда, а иногда спровоцировать возникновение заболеваний.

Классификация трудовой деятельности:

- труд, требующий значительной мышечной активности, имеет место при отсутствии механизированных средств, характеризуется повышенными энергетическими затратами;

- механизированный труд - уменьшен объем мышечной деятельности, в работу вовлечены мелкие мышцы конечностей, которые обеспечивают большую скорость и точность движений. Однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводит к монотонности труда и наступлению утомления;

- труд, связанный с полуавтоматическим и автоматическим производством характеризуетсявыключением работника из процесса непосредственной обработки предмета труда, труд выполняет механизм. Задача рабочего ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты данного труда - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

- конвейер (групповая форма труда) - определяется дроблением процесса труда на операции с заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту при помощи конвейера. Чем меньше интервал времени, затрачиваемый рабочим на операцию, тем монотоннее работа, упрощеннее ее содержание, чаще возникает преждевременная усталость и быстрое нервное истощение;

- труд, связанный с дистанционным управлением подразделяетсянаформы управления производственным процессом (требует частых активных действий рабочего), и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер. Его основная задача - контроль показаний приборов и при необходимости поддержание постоянной готовности к вмешательству в процесс управления объектом;

- интеллектуальный (умственный) труд подразделяют на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например: труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

У правленческий труд (труд руководителя) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, нервно-эмоциональным напряжением.

Труд учащихся и студентов характеризуется активизацией познавательных процессов (память, внимание, восприятие); наличием стрессовых ситуаций на экзаменах, зачетах.

Творческий труд (научные работники, конструктора, писатели, композиторы, художники, архитекторы) приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения.

Классификация труда. Ф изический труд классифицируется по тяжести труда, умственный– по напряженности.

Классификация труда по тяжести. Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный ап­парат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы, выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену; величина суммарного усилия, прилагаемого за смену для удержания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы. Это мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Классификация труда по напряженности труда. Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на Ц.Н.С., органы чувств, эмоциональную сферу работника.

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на: оптимальный– 1-й класс, допустимый – 2-й класс, напряженный – 3-й класс – труд трех степеней.

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:

- степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности;

- нагрузка на анализаторы: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов;

- эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей;

- монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций;

- режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Например: труд авиадиспетчера требует большой интеллектуальной нагрузки, связанной с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой взаимосвязанных параметров в условиях дефицита времени и при повышенной ответственности за конечный результат. Труд характеризуется большой длительностью сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала, плотностью сигналов и числом одновременно наблюдаемых объектов; высокой эмоциональной нагрузкой в связи с очень большой ответственностью и значимостью ошибки для жизни большого числа людей. По этим показателям труд авиадиспетчера можно отнести к напряженному труду третьей степени.

Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности, напряжения aнализаторов и т.д., классифицируется как по тяжести, так и по напряженности труда. Это труд водителей, наборщиков типографий, пользователей ЭВМ, вводящих в память большие объемы информации и т.д. Труд людей этих профессий характеризуется стереотипностью рабочих движений с участием мышц пальцев, кистей, рук или плечевого пояса, постоянством рабочей позы, напряжением анализаторов (прежде всегозрения), длительностью сосредоточенного наблюдения и т.д.

Труд спасателей характеризуется большими физическими нагрузками, эмоциональным напряжением из-за ответственности за жизньлюдей, нерегулярностью работы в любое время суток. Однако особенностью труда спасателя является непостоянство физического и эмоционального напряжения.

Факторы, способствующие росту напряжения:

1) работа более 75 ч в неделю на промышленном предприятии;

2) скучная и нелюбимая работа;

3) работа по своей сложности превосходящая уровень квалификации работника;

4) слишком легкая или «сидячая» работа;

5) монотонная однообразная работа, не позволяющая проявить инициативу или ответственность;

6) работа при недостаточном освещении, при сильном шуме, недостаточной венти­ляции помещения, при высокой температуре, влажности и несоблюдении других правил гигиены труди;

7) неудовлетворительные домашние условия: недостаточное питание, дефицит свободного времени, минимум развлечений, вдовство или разводы, болезни близких в семье, финансовые трудности, неудовлетворительные жилищные условия, большие затраты времени на дорогу к работе.

8) Изменение профиля работы, частую перемену мест и характера работы, резкие и существенные изменения графика работы, возросшую ответственность, снижение ответственности, неудовлетворительные отношения с руководителями или коллегами по работе, отсут­ствие работы более одного месяца, угроза безработицы.

3. Классификация условий трудовой деятельности. Условия труда -это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

К вредным производственным факторам относят:

а) физические факторы:

- температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

- неионизирующие электромагнитные поля и излучения; электростатические поля, постоянные магнитные поля (в т.ч. и геомагнитное), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, электромагнитные излучения оптического диапазона (в т. ч. лазерное и ультрафиолетовое);

- ионизирующие излучения;

- производственный шум, ультразвук, инфразвук;

- вибрация (локальная, общая):

- аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;

- освещение – естественное (отсутствие или недостаточное), искусственное (недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блесткость, пульсация освещенности);

- электрически заряженные частицы воздуха – аэроионы;

б) химические факторы - в т. ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;

в) биологические факторы – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроор­ганизмы.

г) факторы трудового процесса.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающего вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровень не превышает гигиенических нормативов (Р.2.2.2006 - 05 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»).

Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работающих, создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Неблагоприятные факторы отсутствуют, либо не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для насе­ления.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организ­ма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

3.1 – условия труда характеризуются отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

3.2 – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и теми бо­лезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

3.3 – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обуслов-ленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

3.4 – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с вре­менной утратой трудоспособности.

К вредным условиям труда можно отнести условия, в которых трудятся металлурги, шахтеры, работающие в условиях повышенной загрязненности воздуха, шума, вибрации, неудовлетворительных параметров микроклимата, тепловых излучений; регулировщики движения на магистралях с интенсивным движением, находящиеся в течение всей смены в условиях высокой загазованности и повышенного шума. Например: при превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны до 3 раз создаются вредные условия труда 1-й степени; при превышении от 3 до 6 раз – 2-й степени; от 6 до 10 раз – 3-й степени; от 10 до 20 раз – 4-й степени. При превышении предельно допустимых уровней (ПДУ) шума до 10 дБ (децибел) – 1-я степень вредных условий труда; от 10 до 25 дБ – 2-я степень; от 25 до 40 дБ – 3-я степень; от 40 до 50 дБ – 4-я степень.

Экспозиция – количественная характеристика интенсивности и продолжительности действия вредного фактора.

Защита временем – уменьшение вредного действия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса на работающих за счет снижения времени их действия (введение внутрисменных перерывов, сокращение рабочего дня, увеличение продолжительности отпуска, ограничение стажа работы в данных условиях).

В зависимости от количественной характеристики и продолжи­тельности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм.

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда не допускается, за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. Работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты, при строгом соблюдении режимов, регламентированных для таких работ. Это труд пожарных, горноспасателей, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Экстремальные условия создаются, при превышении ПДК вредных веществ более чем в 20 раз, ПДУ шума – более чем на 50 дБ.

Тяжелый и напряженный труд оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека. По мере развития технического прогресса необходимо стремиться к уменьшению степени тяжести и напряженности труда путем механизации и автоматизации тяжелых физических работ, передачи функций контроля, управления, принятия решений и выполнения стереотипных технологических операций и движений автоматам и электронно-вычислительным машинам. Трудовая деятельность человека должна осуществляться в допустимых условиях производственной среды. Однако при выполнении некоторых технологических процессов в настоящее время технически невозможно или экономически крайне затруднительно обеспечить непревышение норм для ряда факторов производственной среды. Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: