Морской транспорт играет большую роль в транспортной системе страны, обеспечивая потребности в перевозках грузов в районы Крайнего Севера, Приморья, Сахалина, Курильских островов, Камчатки и Охотского побережья. Однако особенно значима его роль в обеспечении внешнеэкономических и международных транзитных перевозок.
К числу основных показателей работы морского транспорта относятся:
- рейс грузового или пассажирского судна – время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку (для грузового) или время на проследование из пункта начального отправления до конечного пункта назначения по линии перевозок (для пассажирского судна);
- годовой грузооборот порта - общее количество груза, проходящее через его причалы за год и др.
По сравнению с другими видами транспорта морские перевозкиимеютряд технико-экономических особенностей, определяющих в отдельных случаях их преимущества:
- возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота России;
|
|
- относительно небольшой расход топлива и энергии;
- сравнительно небольшие капиталовложения в связи с отсутствием необходимости сооружения морских путей сообщения;
- высокая (практически неограниченная) пропускная способность;
- относительно низкая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта при перевозках на большие расстояния.
К недостаткам морского транспорта относятся:
- высокая зависимость от естественно-географических и навигационных условий, определяющих продолжительность навигационного периода и порой сложность ледового режима;
- относительно высокие капиталовложения на строительство сложного портового хозяйства.