Конкуренция видов транспорта

Транспортная составляющая маркетинговой стратегии в системе «спрос-предложение» предполагает использование разнообразных форм и методов взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта для лучшего удовлетворения меняющихся потребностей клиентуры в транспортных. Под конкуренцией подразумевается соперничество различных видов транспорта в получении преимуществ и экономичес­ких выгод при оказании транспортных услуг. Известно, что именно конкуренция стимулирует транспортные пред­приятия к повышению качества услуг и заставляет их придерживаться тарифов, которые формируются на рынке транспортных услуг.

Однако специфика каждого из видов транспорта, их технические и технологические особенности заранее предопределяют области их использования на транспортном рынке, что в той или иной степени ограничивает возможность конкуренции и способствует взаимодействию видов транспорта.

Так, водный, воздушный и трубопроводный транспорт практически слабо конкурируют друг с другом.

Конкуренция между железнодорожным и автомобильным транспортом также ограничена полигоном действия, возможностью осуществлять массовые перевозки, экономичностью каждого из них.

Более эффективно и выгодно для потребителей взаимодействие автомобильного транспорта с железнодорожным в начальных и конечных пунктах его протяженных маршрутов. При недостаточной развитости автодорожной сети в и отсутствии железных дорог в некоторых регионах России конкуренция между этими видами транспорта возможна, но, как правило, только на относительно коротких расстояниях (до 200—500 км).

В осуществлении пассажирских междугородных перевозок наиболее конкурентными являются железнодорожный и воздушный транспорт наряду с взаимодействием с автобусным сообщением в конце маршрутов.

Грузовладелец выбирает определенный вид транспорта или их сочетания с учетом следующих факторов:

базисных условий по­ставки товаров;

- характеристик груза (его массы, объема, габари­тов, конфигурации,

опасности, температурного режима перево­зок и др.);

- количества отправляемых партий груза и их ценности;

- расстояния перевозки; существующих ограничений по скорости дос-

тавки груза; близости расположения пункта назначения груза к железным, автомобильным дорогам, морским или речным пор­там, грузовым аэропортам;

- необходимости охраны груза в пути следования;

- возможности контроля местонахождения груза по маршруту его про-

движения и др.

При выборе пред­почтительного вида транспорта или их сочетания рассчитывают общие совокупные затраты по каждому альтернативному вари­анту перевозки.

Во избежание различных нарушений между конкурентами в транспортной отрасли осуществляется государственное регулирование рынка транспортных услуг. Основными правовыми актами упорядочения конкуренции на рынке транспортных услуг являются действующие федеральные зако­ны «О конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках» и «О естественных монополиях».

Основными направлениями развития конкуренции на рынке транспортных услуг являются:

- совершенствование антимонопольного регулирования;

- поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение рынка свободных цен;

- создание условий, обеспечивающих недискриминационный доступ транспортных операторов к транспортной инфраструктуре потребителей транспортных услуг к транспортной инфраструктуре;

- устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции транспортных операторов;

- коммерциализация услуг транспортной инфраструктуры с привлечением частных операторов;

- совершенствование системы допуска к транспортной деятельности на основе механизмов лицензирования и подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям. Постепенный переход к более "мягким" формам государственного регулирования;

- поддержка малого и среднего бизнеса на транспорте;

- содействие развитию транспортной логистики, а также современных информационных технологий в сфере транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: