Транспортная составляющая маркетинговой стратегии в системе «спрос-предложение» предполагает использование разнообразных форм и методов взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта для лучшего удовлетворения меняющихся потребностей клиентуры в транспортных. Под конкуренцией подразумевается соперничество различных видов транспорта в получении преимуществ и экономических выгод при оказании транспортных услуг. Известно, что именно конкуренция стимулирует транспортные предприятия к повышению качества услуг и заставляет их придерживаться тарифов, которые формируются на рынке транспортных услуг.
Однако специфика каждого из видов транспорта, их технические и технологические особенности заранее предопределяют области их использования на транспортном рынке, что в той или иной степени ограничивает возможность конкуренции и способствует взаимодействию видов транспорта.
Так, водный, воздушный и трубопроводный транспорт практически слабо конкурируют друг с другом.
|
|
Конкуренция между железнодорожным и автомобильным транспортом также ограничена полигоном действия, возможностью осуществлять массовые перевозки, экономичностью каждого из них.
Более эффективно и выгодно для потребителей взаимодействие автомобильного транспорта с железнодорожным в начальных и конечных пунктах его протяженных маршрутов. При недостаточной развитости автодорожной сети в и отсутствии железных дорог в некоторых регионах России конкуренция между этими видами транспорта возможна, но, как правило, только на относительно коротких расстояниях (до 200—500 км).
В осуществлении пассажирских междугородных перевозок наиболее конкурентными являются железнодорожный и воздушный транспорт наряду с взаимодействием с автобусным сообщением в конце маршрутов.
Грузовладелец выбирает определенный вид транспорта или их сочетания с учетом следующих факторов:
базисных условий поставки товаров;
- характеристик груза (его массы, объема, габаритов, конфигурации,
опасности, температурного режима перевозок и др.);
- количества отправляемых партий груза и их ценности;
- расстояния перевозки; существующих ограничений по скорости дос-
тавки груза; близости расположения пункта назначения груза к железным, автомобильным дорогам, морским или речным портам, грузовым аэропортам;
- необходимости охраны груза в пути следования;
- возможности контроля местонахождения груза по маршруту его про-
движения и др.
При выборе предпочтительного вида транспорта или их сочетания рассчитывают общие совокупные затраты по каждому альтернативному варианту перевозки.
|
|
Во избежание различных нарушений между конкурентами в транспортной отрасли осуществляется государственное регулирование рынка транспортных услуг. Основными правовыми актами упорядочения конкуренции на рынке транспортных услуг являются действующие федеральные законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О естественных монополиях».
Основными направлениями развития конкуренции на рынке транспортных услуг являются:
- совершенствование антимонопольного регулирования;
- поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение рынка свободных цен;
- создание условий, обеспечивающих недискриминационный доступ транспортных операторов к транспортной инфраструктуре потребителей транспортных услуг к транспортной инфраструктуре;
- устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции транспортных операторов;
- коммерциализация услуг транспортной инфраструктуры с привлечением частных операторов;
- совершенствование системы допуска к транспортной деятельности на основе механизмов лицензирования и подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям. Постепенный переход к более "мягким" формам государственного регулирования;
- поддержка малого и среднего бизнеса на транспорте;
- содействие развитию транспортной логистики, а также современных информационных технологий в сфере транспорта.