• ходьба по узкой линии, бревну, без предметов и с предметами,
с преодолением препятствий (перешагивание мяча, натянутой
веревочки и т.д.);
• упражнения с предметами: с мячами, с обручами (катание обру
чей, прыжки через обручи, вращение обруча вокруг туловища и
т. д.), с кеглями (игра по правилам), с серсо (набрасывание колец
на палку), со скакалками короткими и длинными (разнообраз
ные прыжки, на месте и в движении, по одному, по два и т.д.);
• упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемые на
месте, во время ходьбы, в отдельных играх («Запрещенное дви
жение», «Ровным кругом» и др.), в качестве составной части
подвижных игр;
Методические основы физической культуры дошкольников
• подвижные игры с построениями и перестроениями, с общера-
звивающими упражнениями, с бегом, прыжками, метанием, пре
одолением препятствий;
• эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, передвижени
ем на санках, лыжах и т.д.;
• спортивные развлечения типа катания на самокатах, велосипе
дах, роликовых коньках, а зимой на двухполозных и обычных
коньках, катание на санках, лыжах, элементы игры в бадминтон,
развлечения с волейбольным, баскетбольным, футбольным мя
чами и с хоккейными клюшками и др.
|
|
Общее время двигательной активности детей на прогулке должно составлять не менее 60—70% ее продолжительности. При этом основные движения, применяемые на прогулке, должны быть хорошо знакомы детям, элементы спортивных игр и спортивные упражнения могут разучиваться вновь.
Режиму двигательной активности всех детей на прогулке следует уделять особое внимание. Педагог косвенно руководит играми детей, предоставляет им игрушки и пособия, заинтересовывает подвижной игрой, предлагает самостоятельно играть, старается вовремя переключать детей с одного вида деятельности на другой. Дошкольникам можно предоставлять выбор упражнений, однако нужно систематически привлекать всех детей к упражнениям в элементах жизненно важных видов движений.
Содержание прогулки, включающее естественные виды движений, подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения типа катания на лыжах, на коньках и др., должно согласовываться с учебным материалом физкультурных занятий, дополнять его и способствовать лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивать двигательный опыт и в целом совершенствовать моторное развитие дошкольников. Следует знать, что подвижные игры и физические упражнения на прогулке нельзя отождествлять с физкультурными занятиями. Двигательная деятельность на прогулке проводится в непринужденной форме, длительность занятий меньше. При подборе движений следует учитывать интересы детей. В начале учебного года целесообразно проводить несложные физические упражнения и игры с простым содержанием и сюжетом. Рекомендуется проводить игры и физические упражнения, соответствующие времени года.
|
|
Мнение некоторых воспитателей, что дети лучше отдохнут, если не вмешиваться в их игры, что детям надо дать «свободу», крайне ошибочно. Конечно, педагогу проще только гулять с детьми и сле-
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
лить за их поведением. Однако исследования доказывают, что стиль руководства во многом определяет оздоровительный эффект данного мероприятия. При «невмешательстве» руководителя в организацию активного отдыха определенная активность наблюдается среди некоторой части мальчиков (играют в футбол, в хоккей, в снежки и т. п.). Остальные дошкольники, главным образом девочки, либо ходят по площадке, либо стоят группами и разговаривают, часть девочек играет в малоподвижные самодеятельные игры, не свойст-венные активному отдыху.
Двигательная деятельность детей в зимнее время значительно сокращается, уменьшается и время нахождения ребят на воздухе, что отрицательно сказывается на их самочувствии и физическом развитии. Педагогу следует помнить, что проведение прогулки зимой на воздухе имеет свою специфику. Он обязан следить за тем, чтобы дети быстро включались в игру, действовали активно и не простаивали в бездействии на морозе. Для этого следует чаще менять водящих, стараться исключить правила, по которым дети надолго выбывают из игры. Лучше такие игры не проводить. В основном проводятся игры, в которых все дети одновременно выполняют движения. I! холодную погоду игры с речитативом и пением применять не нужно, в осенний период времени рекомендуется подбирать игры, которые проводятся на ограниченной площадке («Пустое место») пли без смены мест играющих («Запретное движение»).
При планировании игр и физических упражнений на каждый день следует учитывать их место в режиме дня. До утренней гимнастики (весной и летом) рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушками (с мячом, с обручем, кольцеброс и пр.). Утром нецелесообразно использовать физические упражнения, вы-(ывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие иолыиих затрат физической энергии, это истощает детей и снижает их возможности в овладении знаниями, умениями и навыками в течение дня. Во время вечерней прогулке следует помнить, что через 2 -3 часа, после дневного сна, работоспособность детей начинает снижаться.
В начале дневной прогулки, после спокойных занятий, требующих сосредоточенного внимания, проводятся игры большой по-циижности со всей группой. Обычно это две игры: первая игра — с большой или средней нагрузкой, вторая — малой или средней по-'шпжности. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуют игры средней подвижности и проводят их в середине или конце
Методические основы физической культуры дошкольников
прогулки. Следует помнить, что игры большой подвижности нельзя проводить перед приемом пищи, а после — только через 25—30 минут после еды. На вечерней прогулке полезно организовывать игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно. В течение года дошкольники знакомятся примерно с 10—15 новыми играми. Новые подвижные игры могут разучиваться на прогулке, при этом объясняется и 2—3 раза проводится более простой вариант. На физкультурном занятии изученная игра повторяется с добавлением правил. На следующих прогулках данная игра может повторяться в изменяющейся обстановке, с усложненным сюжетом, с добавлением правил. Одну и ту же игру при разучивании следует повторять 3—4 раза в течение недели, затем ввести другую игру. Но ранее изученные игры следует вновь проводить через определенный промежуток времени.
|
|
На дневной прогулке можно использовать физические упражнения с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. Спортивным упражнениям и развлечениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня. В начале прогулки физические упражнения проводить нежелательно. В весенне-осен-ний период — в середине прогулки, в зимний период в конце прогулки.
Существует несколько вариантов организации подвижных игр и физических упражнений на воздухе:
1-й вариант: проводится по типу физкультурных занятий со всей группой одновременно. Подбор упражнений подчинен тем же требованиям. При их проведении обеспечивается достаточно высокая моторная плотность — 80—85%.
2-й вариант: комплекс из однотипных физических упражнений (основных движений или элементов спортивных игр).
3-й вариант: подвижные игры — одна или 2—4 разной подвижности и на разные движения.
4-й вариант: комплексы подвижных игр и физических упражнений с определенной направленностью для дифференцированной работы с детьми.
5-й вариант: сюжетные игры с движениями: «Альпинисты», «Пограничники» и др.
6-й вариант: игры с элементами спортивного ориентирования.
7-й вариант: индивидуальная работа с детьми.
8-й вариант: самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве.
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
Гимнастика после сна. После дневного сна в дошкольном учреждении проводится гимнастика. Гимнастика облегчает пробуждение ребенка, стимулирует деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющее воздействие. Гимнастика после сна, как правило, имеет две части. Первая часть проводится в постели. Эта часть короткая. Ее задача — помочь ребенку постепенно перейти от состояния сна к состоянию бодрствования. В нее включаются упражнения типа потягивания, а также движения руками и ногами в медленном темпе.
|
|
Во второй части дети встают с кроватей и, снимая спальную одежду, остаются в трусах с босыми ногами. Они выполняют ряд общеразвивающих упражнений (можно использовать комплексы ритмической гимнастики) и ходят по комбинированной дорожке. I [апример: сначала детям предлагается пройти по лежащему на полу канату; затем по ребристой доске; далее по резиновому коврику с мелкими шипами; далее идет влажный солевой коврик. В заключение процедуры дети высушивают ноги о байковый коврик.
При выполнении детьми упражнений лежа в постели необходимо соблюдать следующие требования:
• постель должна быть ровная, подушку следует убрать с постели,
чтобы ребенок мог без помех растянуться во весь рост;
• при выполнении упражнения из исходного положения лежа на
спине (или на животе) голова, туловище, ноги должны состав
лять прямую линию, то есть ребенок должен лежать на постели
ровно; воспитатель должен проверить исходное положение каж
дого ребенка;
• каждое упражнение нужно называть, объяснять и проверять ис
ходное положение, при выполнении следить за его качеством;
• темп всех упражнений должен быть не быстрый, чтобы дать
возможность ребенку потянуться, выпрямиться; выполняя уп
ражнения, можно прибегать к кратковременным задержкам пра
вильных положений и поз (от 2 до 6 сек);
• количество упражнений дозируется индивидуально, критерием
может быть как самочувствие ребенка, так и его желание зани
маться.
3.3. Физкультурно-массовые мероприятия
Физкультурно-массовые мероприятия представлены в дошкольном учреждении физкультурными досугами, праздниками физической культуры и пешими походами. Красочность внешнего оформления,
Методические основы физической культуры дошкольников
доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможность широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди детей дошкольного возраста. Поэтому проведение их часто становится традиционным и предусматривается общим планом работы дошкольного учреждения.
Физкультурный досуг. Физкультурный досуг — одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.
Содержание досуга — это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются их двигательные способности. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.
Физкультурный досуг в дошкольном учреждении проводится 1 — 2 раза в месяц, начиная со 2-й младшей группы (3—4 года). Рекомендуется проводить его в вечернее время (16—17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9—11 часов).
Физкультурные досуги проводятся как на воздухе, так и в помещении. Их продолжительность колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на здоровье детей.
Младших дошкольников еще затрудняют одновременные совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы. В старшем дошкольном возрасте возможно объединение двух параллельных возрастных групп.
В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Педагоги могут наметить тематику досугов для конкретных возрастных групп и место их проведения. Взяв за основу программный материал по воспитанию, обучению и развитию детей дошколь-
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
пого возраста, при планировании досугов специалист по физической культуре должен исходить из условий своего дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их двигательного опыта, уровня физической подготовленности.
Так как физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, подвижных играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования движений. I la первый план выходят задачи оздоровительные и особенно — воспитательные: В отличие от физкультурного занятия здесь не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и под-иодящих упражнений. Тем не менее надо стараться, чтобы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных двигательных способностей, происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка. Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми. Следует провести индивидуальные дополнительные снятия с ребятами, у которых выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение.
В досуг могут включаться сюрпризные моменты (введение персонажа, получение письма от кого-либо с заданием, вручение ма-пеньких подарков, призов). В то же время не следует злоупотреблять материальными поощрениями, так как дети должны приучаться по-пучать удовольствие от самих движений и совместного участия в них, а не от ожидания подарков.
Важно отметить, что подготовка и проведение досуга доступно одному педагогу (воспитателю, специалисту по физической культуре). В данном случае в качестве персонажа можно использовать иг-1>ушку-бибабо. При необходимости привлечения помощника для проведения мероприятия (особенно для младших дошкольников) роль персонажа может быть доверена заранее подготовленному ре-Пенку подготовительной группы.
Младший и средний дошкольный возраст. Задачи физкультурного цосуга во 2-й младшей группе состоят в том, чтобы, привлекая ре-'чмка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему ранни, в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцах, Хороводах.
Детей средней группы необходимо приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях. При этом
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
следует побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.
Содержание подвижных игр и игровых упражнений должно строиться на основе опыта ребенка, его представлениях и знаниях об окружающих предметах, людях, животных. В этом возрасте часто включают игры, где надо выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.
Для детей младшего и среднего возраста досуги проводят в сюжетной форме с введением литературного (сказочного) героя или без него. Следует отметить, что персонаж должен быть знаком детям, вызывать у них положительные эмоции. Дети не должны его бояться. Здесь педагогу могут помочь знание программного литературного материала для детей данного возраста или совет старшего воспитателя дошкольного учреждения, а также взаимодействие с воспитателями группы, которые на своих занятиях могут провести предварительную работу с детьми.
Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальную организацию деятельности, когда все дети одновременно вовлечены в игры и упражнения.
В среднем дошкольном возрасте следует постепенно вводить в содержание игры с элементами соревнования. Детям этого возраста еще не свойственно проявление чувства коллективизма, они заботятся только о своем успехе. Поэтому элементы соревнования носят индивидуальный характер. Например, игра «Кто быстрее наполнит корзинку шишками» и т. п.
Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка. Поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Для музыкального сопровождения может использоваться как аудиозапись, так и «живое.» исполнение (фортепиано, аккордеон и другие музыкальные инструменты). Подбирая произведения для досуга, специалисту по физической культуре следует помнить, что текст должен соответствовать теме и содержанию досуга. Уровень громкости должен быть оптимальным, так как слишком громкое или тихое звучание может возбуждать и отвлекать ребенка. Поэтому перед началом досуга нужно выбрать уровень звучания в помещении, где будет проводиться мероприятие.
Если у специалиста по физической культуре вызывает затруднение подбор музыкального сопровождения, то ему следует обратиться за консультацией к музыкальному руководителю дошкольного учреждения. Возможно также проведение физкультурно-музыкального
досуга, в который включают, кроме физических упражнений, танцевальные композиции, хороводные игры, песни, разучиваемые на музыкальных занятиях.
Для детей младшего возраста в конце досуга можно ввести сюрпризный момент — вручить маленькие подарки, как промышленного производства, так и выполненные детьми старших групп дошкольного учреждения (оригами, поделки из природных материалов и пластилина). Хорошо, если они будут связаны с тематикой досуга. Подарки вручает сказочный герой, или же дети могут «найти» свои подарки (с помощью взрослого).
Одной из форм проведения физкультурного досуга является семейный досуг. Специалист по физической культуре заранее должен выяснить, кто из родственников ребенка — мама, папа, сестра, брат, Ьабушка, дедушка — придет поиграть с малышом, и в соответствии с этим подобрать двигательные задания. Если у некоторых детей никто из близких не сможет посетить мероприятие, то включаемые it досуг игры и упражнения должны предусматривать возможность действия одного взрослого и двух-трех детей или задания, которые выполняются только взрослыми и только детьми. Также заранее педагог, организующий мероприятие, может пригласить принять участие взрослых — сотрудников дошкольного учреждения.
Старший дошкольный возраст. При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение торчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу и разнообразных видах деятельности.
Для детей старших и подготовительных групп, так же как в предыдущих возрастных группах, можно проводить досуги в сюжетной (тематической) форме с введением литературного (сказочного) героя или без него.
Дети старшей и особенно подготовительной группы обладают до-иольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, конструирования. Темы досугов расширяются. Они приобретают социальную, экологическую, валеологическую и др. направленность. >io может быть и разнообразное обыгрывание времен года, профес-i mi, основ безопасности жизнедеятельности. Досуги могут быть почт щены разным видам спорта. Возможно проведение досугов на ос-ипш.' игр разных народов. В досугах широко используется физкультур-п<н- оборудование, предметы, включаются элементы спортивных игр.
Методические основы физической культуры дошкольников
В старшем дошкольном возрасте ребенок уже четко осознает себя представителем определенного пола. Поэтому и физкультурные досуги можно проводить на тему «Мы — мальчики, а мы — девочки», где будут чередоваться упражнения (игры), характерные больше для мальчиков и выполняемые ими (девочки выступают в роли зрителей), и наоборот. Танцевально-ритмические композиции также будут отличаться. Если для мальчиков можно предложить движения футболистов, упражнения с гимнастическими палками с насадками по краям (штанги) и т. п. под веселую, бравурную музыку, то девочки с удовольствием будут выполнять упражнения с лентами, шарфами, обручами под медленную, спокойную музыку, вальс.
На досугах с детьми старшего дошкольного возраста расширяется репертуар музыкальных произведений: используется народная, классическая (небольшие целые произведения или фрагменты), эстрадная музыка (как отечественная, так и зарубежная). Если используются песни, то текст должен соответствовать теме досуга, выполняемым движениям и не содержать «взрослых» слов и выражений, пока недоступных восприятию детей.
Начиная со старшей группы, наряду с индивидуальными вводятся командные соревнования. Они призваны воспитывать у детей чувство ответственности перед товарищами, создавать общность радостных переживаний, вызывать уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи. Поэтому при проведении игр-эстафет очень важен правильный подбор детей в команды и их расстановка.
Формирование команд может проходить как на самом досуге, так и заранее. Причем состав может быть неизменным на протяжении всего мероприятия, а может меняться в зависимости от задания или других причин. Отличительным знаком принадлежности к определенной команде могут служить эмблемы (геометрические фигуры разного цвета с цифрами, животными и т.д.), ленточки на руку, шапочки. Возможно проведение досуга без использования атрибутов — у детей, особенно в подготовительной группе, не вызывает затруднений запомнить членов своей команды.
Результат проведенной командной игры можно оценить словами-(«Победила команда...», «В этой игре лучшей была команда...»). Начисление очков, баллов целесообразно, если команды стабильны по составу и в конце досуга планируется подведение окончательного результата. Очки могут фиксироваться на табло, фланелеграфе, доске или выдаваться в виде фишек, жетонов и т. п. Специалист по физической культуре, внимательно наблюдая за ходом игры, может
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
начислить дополнительное очко за взаимопомощь, проявленную детьми. При умышленном нарушении правил, проявлении грубости назначается штрафное очко или снимается выигранное. При этом обязательно надо разъяснять детям, что достижение результата любой ценой не всегда приводит к выигрышу.
Следует учитывать индивидуальные психологические особенности детей группы. Нервная система даже старшего дошкольника еще не совершенна, некоторые ребята болезненно переживают неуспех команды. Если в группе дошкольников выявлены дети с высокой степенью тревожности, неуверенности в себе, неустойчивой самооценкой, то такое подведение итогов досуга не оправдано. Проведение игр командного характера в этом случае следует или исключить совсем, или вводить их постепенно, только в некоторых играх.
Проведение игр-эстафет подразумевает поочередное выполнение задания. При большом количестве участников в команде возникает длительное ожидание своей очереди, что снижает интерес, уменьшает двигательную активность детей. Поэтому лучше делить цетей не на 2, а на 3 и даже 4 команды, но с учетом общего количества детей, участвующих в досуге, размеров зала или площадки, достаточной оснащенности оборудованием, инвентарем. Мри планировании досуга следует подбирать задания таким обра-юм, чтобы происходило их чередование при выполнении отдельными детьми с играми и эстафетами, выполняемыми всей командой одновременно.
Так же как и в предыдущих возрастных группах, для детей стар-шей и подготовительной групп можно проводить семейные физкуль-гурные досуги.
Важно чередовать в течение года разные виды физкультурных цосугов (сюжетный, интегрированный, игры-эстафеты, двигательный ералаш, выбор детьми заданий по интересам и т.д.), место их проведения (как в помещении, так и на воздухе). В теплое время года, при благоприятной экологической обстановке в месторасположении дошкольного учреждения и наличии площадки для занятий физическими упражнениями, досуги как можно чаще следует про-Иодить на открытом воздухе.
Исходя из вида досуга, его план может быть как кратким, так и ришернутым. В нем целесообразно отразить следующие характери-• гики: возрастная категория детей; название, вид и задачи досуга; iii.i проведения; место проведения: помещение — музыкальный, фи (культурный зал, групповая комната, на воздухе — площадка
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
детского сада, ближайший парк; одежда, обувь детей (на воздухе — по сезону, в помещении — в зависимости от температуры, напольного покрытия, выполняемых упражнений); оборудование, инвентарь, атрибуты; предварительная работа с детьми воспитателей групп (при необходимости); музыкальное сопровождение (аудиозапись; аккомпанемент музыкального руководителя, если проводится физ-культурно-музыкальный досуг; название и авторы музыкального произведения); оформление площадки, помещения (если необходимо); подарки, награды (если предусмотрено). Это позволит творчески использовать план досуга в последующие годы.
В день проведения досуга специалист по физической культуре должен для себя отметить детей, пришедших после болезни, проконсультироваться с медицинскими работниками о возможности их участия в планируемом мероприятии, а в случае медотвода предусмотреть для таких ребят посильные задания (помощника в раздаче пособий, наблюдателя-судьи за правильностью выполнения упражнений, правил игры).
Полезно проводить открытые физкультурные досуги для родителей и педагогов дошкольного учреждения.
Физкультурный досуг «Самая дружная пара»
(подготовительная группа; место проведения — физкультурный зал)
Дети входят в зал и встают в круг. Педагог.
Сегодня мы будем здесь только играть
И лучшую пару из вас выбирать.
В беге, в ходьбе, в прыжках, в проползании
Лишь те, кто покажет сноровку, старание.
Получат хлопки (педагог хлопает в ладоши) или аплодисменты
И добрые наши слова — комплименты.
Педагог предлагает детям выбрать себе пару:
Я отвернусь, а вы всех обойдите. Кто улыбнется — в пару берите!
1-е задание: «Быстро в пару». Все дети встают в большой круг. Под веселую музыку — (например, песня «Вместе весело шагать», муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского) по заданию педагога дети, выполняют чередование разнообразных движений, то по кругу, то врассыпную (ходьбу обычную, бег, подскоки, ходьбу приставным,