Особенности занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп 2 страница

• ходьба по узкой линии, бревну, без предметов и с предметами,
с преодолением препятствий (перешагивание мяча, натянутой
веревочки и т.д.);

• упражнения с предметами: с мячами, с обручами (катание обру­
чей, прыжки через обручи, вращение обруча вокруг туловища и
т. д.), с кеглями (игра по правилам), с серсо (набрасывание колец
на палку), со скакалками короткими и длинными (разнообраз­
ные прыжки, на месте и в движении, по одному, по два и т.д.);

• упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемые на
месте, во время ходьбы, в отдельных играх («Запрещенное дви­
жение», «Ровным кругом» и др.), в качестве составной части
подвижных игр;


Методические основы физической культуры дошкольников

подвижные игры с построениями и перестроениями, с общера-
звивающими упражнениями, с бегом, прыжками, метанием, пре­
одолением препятствий;

• эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, передвижени­
ем на санках, лыжах и т.д.;

• спортивные развлечения типа катания на самокатах, велосипе­
дах, роликовых коньках, а зимой на двухполозных и обычных
коньках, катание на санках, лыжах, элементы игры в бадминтон,
развлечения с волейбольным, баскетбольным, футбольным мя­
чами и с хоккейными клюшками и др.

Общее время двигательной активности детей на прогулке долж­но составлять не менее 60—70% ее продолжительности. При этом основные движения, применяемые на прогулке, должны быть хоро­шо знакомы детям, элементы спортивных игр и спортивные упраж­нения могут разучиваться вновь.

Режиму двигательной активности всех детей на прогулке следует уделять особое внимание. Педагог косвенно руководит играми детей, предоставляет им игрушки и пособия, заинтересовывает подвижной игрой, предлагает самостоятельно играть, старается вовремя пере­ключать детей с одного вида деятельности на другой. Дошкольникам можно предоставлять выбор упражнений, однако нужно системати­чески привлекать всех детей к упражнениям в элементах жизненно важных видов движений.

Содержание прогулки, включающее естественные виды движе­ний, подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения типа ка­тания на лыжах, на коньках и др., должно согласовываться с учебным материалом физкультурных занятий, дополнять его и способствовать лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличи­вать двигательный опыт и в целом совершенствовать моторное разви­тие дошкольников. Следует знать, что подвижные игры и физические упражнения на прогулке нельзя отождествлять с физкультурными за­нятиями. Двигательная деятельность на прогулке проводится в непри­нужденной форме, длительность занятий меньше. При подборе дви­жений следует учитывать интересы детей. В начале учебного года целесообразно проводить несложные физические упражнения и игры с простым содержанием и сюжетом. Рекомендуется проводить игры и физические упражнения, соответствующие времени года.

Мнение некоторых воспитателей, что дети лучше отдохнут, если не вмешиваться в их игры, что детям надо дать «свободу», крайне ошибочно. Конечно, педагогу проще только гулять с детьми и сле-


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...

лить за их поведением. Однако исследования доказывают, что стиль руководства во многом определяет оздоровительный эффект данного мероприятия. При «невмешательстве» руководителя в организацию активного отдыха определенная активность наблюдается среди не­которой части мальчиков (играют в футбол, в хоккей, в снежки и т. п.). Остальные дошкольники, главным образом девочки, либо ходят по площадке, либо стоят группами и разговаривают, часть девочек играет в малоподвижные самодеятельные игры, не свойст-венные активному отдыху.

Двигательная деятельность детей в зимнее время значительно сокращается, уменьшается и время нахождения ребят на воздухе, что отрицательно сказывается на их самочувствии и физическом разви­тии. Педагогу следует помнить, что проведение прогулки зимой на воздухе имеет свою специфику. Он обязан следить за тем, чтобы дети быстро включались в игру, действовали активно и не простаи­вали в бездействии на морозе. Для этого следует чаще менять водя­щих, стараться исключить правила, по которым дети надолго выбы­вают из игры. Лучше такие игры не проводить. В основном прово­дятся игры, в которых все дети одновременно выполняют движения. I! холодную погоду игры с речитативом и пением применять не нужно, в осенний период времени рекомендуется подбирать игры, которые проводятся на ограниченной площадке («Пустое место») пли без смены мест играющих («Запретное движение»).

При планировании игр и физических упражнений на каждый день следует учитывать их место в режиме дня. До утренней гим­настики (весной и летом) рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушками (с мячом, с обручем, кольцеброс и пр.). Утром нецелесообразно использовать физические упражнения, вы-(ывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие иолыиих затрат физической энергии, это истощает детей и снижает их возможности в овладении знаниями, умениями и навыками в течение дня. Во время вечерней прогулке следует помнить, что через 2 -3 часа, после дневного сна, работоспособность детей начинает снижаться.

В начале дневной прогулки, после спокойных занятий, требу­ющих сосредоточенного внимания, проводятся игры большой по-циижности со всей группой. Обычно это две игры: первая игра — с большой или средней нагрузкой, вторая — малой или средней по-'шпжности. После физкультурных и музыкальных занятий рекомен­дуют игры средней подвижности и проводят их в середине или конце





Методические основы физической культуры дошкольников

прогулки. Следует помнить, что игры большой подвижности нельзя проводить перед приемом пищи, а после — только через 25—30 ми­нут после еды. На вечерней прогулке полезно организовывать игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно. В течение года дошкольники знакомятся примерно с 10—15 новыми играми. Новые подвижные игры могут разучивать­ся на прогулке, при этом объясняется и 2—3 раза проводится более простой вариант. На физкультурном занятии изученная игра повто­ряется с добавлением правил. На следующих прогулках данная игра может повторяться в изменяющейся обстановке, с усложненным сю­жетом, с добавлением правил. Одну и ту же игру при разучивании следует повторять 3—4 раза в течение недели, затем ввести другую игру. Но ранее изученные игры следует вновь проводить через оп­ределенный промежуток времени.

На дневной прогулке можно использовать физические упражне­ния с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. Спортивным упражнениям и развлечениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня. В начале прогулки физические упражнения проводить нежелательно. В весенне-осен-ний период — в середине прогулки, в зимний период в конце про­гулки.

Существует несколько вариантов организации подвижных игр и физических упражнений на воздухе:

1-й вариант: проводится по типу физкультурных занятий со всей группой одновременно. Подбор упражнений подчинен тем же тре­бованиям. При их проведении обеспечивается достаточно высокая моторная плотность — 80—85%.

2-й вариант: комплекс из однотипных физических упражнений (основных движений или элементов спортивных игр).

3-й вариант: подвижные игры — одна или 2—4 разной подвиж­ности и на разные движения.

4-й вариант: комплексы подвижных игр и физических упражне­ний с определенной направленностью для дифференцированной ра­боты с детьми.

5-й вариант: сюжетные игры с движениями: «Альпинисты», «По­граничники» и др.

6-й вариант: игры с элементами спортивного ориентирования.

7-й вариант: индивидуальная работа с детьми.

8-й вариант: самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве.


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...

Гимнастика после сна. После дневного сна в дошкольном учреж­дении проводится гимнастика. Гимнастика облегчает пробуждение ребенка, стимулирует деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющее воздействие. Гимнастика после сна, как правило, имеет две части. Первая часть проводится в постели. Эта часть корот­кая. Ее задача — помочь ребенку постепенно перейти от состояния сна к состоянию бодрствования. В нее включаются упражнения типа потягивания, а также движения руками и ногами в медленном темпе.

Во второй части дети встают с кроватей и, снимая спальную одежду, остаются в трусах с босыми ногами. Они выполняют ряд общеразвивающих упражнений (можно использовать комплексы ритмической гимнастики) и ходят по комбинированной дорожке. I [апример: сначала детям предлагается пройти по лежащему на полу канату; затем по ребристой доске; далее по резиновому коврику с мелкими шипами; далее идет влажный солевой коврик. В заключе­ние процедуры дети высушивают ноги о байковый коврик.

При выполнении детьми упражнений лежа в постели необходи­мо соблюдать следующие требования:

• постель должна быть ровная, подушку следует убрать с постели,
чтобы ребенок мог без помех растянуться во весь рост;

• при выполнении упражнения из исходного положения лежа на
спине (или на животе) голова, туловище, ноги должны состав­
лять прямую линию, то есть ребенок должен лежать на постели
ровно; воспитатель должен проверить исходное положение каж­
дого ребенка;

• каждое упражнение нужно называть, объяснять и проверять ис­
ходное положение, при выполнении следить за его качеством;

• темп всех упражнений должен быть не быстрый, чтобы дать
возможность ребенку потянуться, выпрямиться; выполняя уп­
ражнения, можно прибегать к кратковременным задержкам пра­
вильных положений и поз (от 2 до 6 сек);

• количество упражнений дозируется индивидуально, критерием
может быть как самочувствие ребенка, так и его желание зани­
маться.

3.3. Физкультурно-массовые мероприятия

Физкультурно-массовые мероприятия представлены в дошколь­ном учреждении физкультурными досугами, праздниками физической культуры и пешими походами. Красочность внешнего оформления,



 



Методические основы физической культуры дошкольников

доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участ­ников, возможность широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди детей дошкольного возраста. Поэтому проведение их часто ста­новится традиционным и предусматривается общим планом работы дошкольного учреждения.

Физкультурный досуг. Физкультурный досуг — одна из форм ак­тивного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учрежде­ния физкультурных досугов позволяет реализовать естественную по­требность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.

Содержание досуга — это знакомые детям физические упражне­ния, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракци­онов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развива­ются их двигательные способности. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целе­устремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

Физкультурный досуг в дошкольном учреждении проводится 1 — 2 раза в месяц, начиная со 2-й младшей группы (3—4 года). Реко­мендуется проводить его в вечернее время (16—17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9—11 часов).

Физкультурные досуги проводятся как на воздухе, так и в поме­щении. Их продолжительность колеблется от 20 до 40 минут в за­висимости от возраста детей. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказыва­ются на здоровье детей.

Младших дошкольников еще затрудняют одновременные со­вместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы. В старшем до­школьном возрасте возможно объединение двух параллельных воз­растных групп.

В начале учебного года составляется перспективный план до­школьного учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Педагоги могут наметить тематику досугов для конкретных возрастных групп и место их проведения. Взяв за основу программ­ный материал по воспитанию, обучению и развитию детей дошколь-


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...

пого возраста, при планировании досугов специалист по физической культуре должен исходить из условий своего дошкольного учрежде­ния, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их двига­тельного опыта, уровня физической подготовленности.

Так как физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, подвижных играх, разучиваемых на физ­культурных занятиях, то при планировании досуга ставятся уже за­дачи не обучения, а закрепления и совершенствования движений. I la первый план выходят задачи оздоровительные и особенно — воспитательные: В отличие от физкультурного занятия здесь не тре­буется сложная технологическая цепочка подготовительных и под-иодящих упражнений. Тем не менее надо стараться, чтобы движе­ния, включенные в досуг, были направлены на гармоничное разви­тие разных двигательных способностей, происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка. Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми. Следует провести индивидуальные дополнительные снятия с ребятами, у которых выполнение того или иного упраж­нения вызывает затруднение.

В досуг могут включаться сюрпризные моменты (введение пер­сонажа, получение письма от кого-либо с заданием, вручение ма-пеньких подарков, призов). В то же время не следует злоупотреблять материальными поощрениями, так как дети должны приучаться по-пучать удовольствие от самих движений и совместного участия в них, а не от ожидания подарков.

Важно отметить, что подготовка и проведение досуга доступно одному педагогу (воспитателю, специалисту по физической культу­ре). В данном случае в качестве персонажа можно использовать иг-1>ушку-бибабо. При необходимости привлечения помощника для проведения мероприятия (особенно для младших дошкольников) роль персонажа может быть доверена заранее подготовленному ре-Пенку подготовительной группы.

Младший и средний дошкольный возраст. Задачи физкультурного цосуга во 2-й младшей группе состоят в том, чтобы, привлекая ре-'чмка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему ра­нни, в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцах, Хороводах.

Детей средней группы необходимо приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях. При этом


Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...



следует побуждать каждого ребенка к проявлению своих возмож­ностей.

Содержание подвижных игр и игровых упражнений должно строиться на основе опыта ребенка, его представлениях и знаниях об окружающих предметах, людях, животных. В этом возрасте часто включают игры, где надо выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Для детей младшего и среднего возраста досуги проводят в сю­жетной форме с введением литературного (сказочного) героя или без него. Следует отметить, что персонаж должен быть знаком детям, вызывать у них положительные эмоции. Дети не должны его боять­ся. Здесь педагогу могут помочь знание программного литературного материала для детей данного возраста или совет старшего воспита­теля дошкольного учреждения, а также взаимодействие с воспита­телями группы, которые на своих занятиях могут провести предва­рительную работу с детьми.

Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальную организацию деятельности, когда все дети одновременно вовлечены в игры и упражнения.

В среднем дошкольном возрасте следует постепенно вводить в содержание игры с элементами соревнования. Детям этого возраста еще не свойственно проявление чувства коллективизма, они забо­тятся только о своем успехе. Поэтому элементы соревнования носят индивидуальный характер. Например, игра «Кто быстрее наполнит корзинку шишками» и т. п.

Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка. Поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Для музыкального сопровождения может использоваться как аудио­запись, так и «живое.» исполнение (фортепиано, аккордеон и другие музыкальные инструменты). Подбирая произведения для досуга, специалисту по физической культуре следует помнить, что текст должен соответствовать теме и содержанию досуга. Уровень гром­кости должен быть оптимальным, так как слишком громкое или тихое звучание может возбуждать и отвлекать ребенка. Поэтому перед началом досуга нужно выбрать уровень звучания в помеще­нии, где будет проводиться мероприятие.

Если у специалиста по физической культуре вызывает затрудне­ние подбор музыкального сопровождения, то ему следует обратиться за консультацией к музыкальному руководителю дошкольного уч­реждения. Возможно также проведение физкультурно-музыкального


досуга, в который включают, кроме физических упражнений, тан­цевальные композиции, хороводные игры, песни, разучиваемые на музыкальных занятиях.

Для детей младшего возраста в конце досуга можно ввести сюр­призный момент — вручить маленькие подарки, как промышленно­го производства, так и выполненные детьми старших групп до­школьного учреждения (оригами, поделки из природных материалов и пластилина). Хорошо, если они будут связаны с тематикой досуга. Подарки вручает сказочный герой, или же дети могут «найти» свои подарки (с помощью взрослого).

Одной из форм проведения физкультурного досуга является се­мейный досуг. Специалист по физической культуре заранее должен выяснить, кто из родственников ребенка — мама, папа, сестра, брат, Ьабушка, дедушка — придет поиграть с малышом, и в соответствии с этим подобрать двигательные задания. Если у некоторых детей никто из близких не сможет посетить мероприятие, то включаемые it досуг игры и упражнения должны предусматривать возможность действия одного взрослого и двух-трех детей или задания, которые выполняются только взрослыми и только детьми. Также заранее педагог, организующий мероприятие, может пригласить принять участие взрослых — сотрудников дошкольного учреждения.

Старший дошкольный возраст. При проведении досуга в стар­шем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение торчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоцио­нального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу и разнообразных видах деятельности.

Для детей старших и подготовительных групп, так же как в предыдущих возрастных группах, можно проводить досуги в сюжет­ной (тематической) форме с введением литературного (сказочного) героя или без него.

Дети старшей и особенно подготовительной группы обладают до-иольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводят­ся интеллектуальные задания, используются элементы математики, конструирования. Темы досугов расширяются. Они приобретают со­циальную, экологическую, валеологическую и др. направленность. >io может быть и разнообразное обыгрывание времен года, профес-i mi, основ безопасности жизнедеятельности. Досуги могут быть по­чт щены разным видам спорта. Возможно проведение досугов на ос-ипш.' игр разных народов. В досугах широко используется физкультур-п<н- оборудование, предметы, включаются элементы спортивных игр.



Методические основы физической культуры дошкольников

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже четко осознает себя представителем определенного пола. Поэтому и физкультурные досуги можно проводить на тему «Мы — мальчики, а мы — девоч­ки», где будут чередоваться упражнения (игры), характерные больше для мальчиков и выполняемые ими (девочки выступают в роли зри­телей), и наоборот. Танцевально-ритмические композиции также будут отличаться. Если для мальчиков можно предложить движения футболистов, упражнения с гимнастическими палками с насадками по краям (штанги) и т. п. под веселую, бравурную музыку, то девоч­ки с удовольствием будут выполнять упражнения с лентами, шар­фами, обручами под медленную, спокойную музыку, вальс.

На досугах с детьми старшего дошкольного возраста расширяет­ся репертуар музыкальных произведений: используется народная, классическая (небольшие целые произведения или фрагменты), эст­радная музыка (как отечественная, так и зарубежная). Если исполь­зуются песни, то текст должен соответствовать теме досуга, выпол­няемым движениям и не содержать «взрослых» слов и выражений, пока недоступных восприятию детей.

Начиная со старшей группы, наряду с индивидуальными вводят­ся командные соревнования. Они призваны воспитывать у детей чувство ответственности перед товарищами, создавать общность ра­достных переживаний, вызывать уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи. Поэтому при проведении игр-эстафет очень важен правильный подбор детей в команды и их расстановка.

Формирование команд может проходить как на самом досуге, так и заранее. Причем состав может быть неизменным на протяже­нии всего мероприятия, а может меняться в зависимости от задания или других причин. Отличительным знаком принадлежности к оп­ределенной команде могут служить эмблемы (геометрические фигу­ры разного цвета с цифрами, животными и т.д.), ленточки на руку, шапочки. Возможно проведение досуга без использования атрибу­тов — у детей, особенно в подготовительной группе, не вызывает затруднений запомнить членов своей команды.

Результат проведенной командной игры можно оценить словами-(«Победила команда...», «В этой игре лучшей была команда...»). Начисление очков, баллов целесообразно, если команды стабильны по составу и в конце досуга планируется подведение окончательного результата. Очки могут фиксироваться на табло, фланелеграфе, дос­ке или выдаваться в виде фишек, жетонов и т. п. Специалист по физической культуре, внимательно наблюдая за ходом игры, может


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...

начислить дополнительное очко за взаимопомощь, проявленную детьми. При умышленном нарушении правил, проявлении грубости назначается штрафное очко или снимается выигранное. При этом обязательно надо разъяснять детям, что достижение результата лю­бой ценой не всегда приводит к выигрышу.

Следует учитывать индивидуальные психологические особеннос­ти детей группы. Нервная система даже старшего дошкольника еще не совершенна, некоторые ребята болезненно переживают неуспех команды. Если в группе дошкольников выявлены дети с высокой степенью тревожности, неуверенности в себе, неустойчивой само­оценкой, то такое подведение итогов досуга не оправдано. Прове­дение игр командного характера в этом случае следует или исклю­чить совсем, или вводить их постепенно, только в некоторых играх.

Проведение игр-эстафет подразумевает поочередное выполне­ние задания. При большом количестве участников в команде воз­никает длительное ожидание своей очереди, что снижает интерес, уменьшает двигательную активность детей. Поэтому лучше делить цетей не на 2, а на 3 и даже 4 команды, но с учетом общего количества детей, участвующих в досуге, размеров зала или пло­щадки, достаточной оснащенности оборудованием, инвентарем. Мри планировании досуга следует подбирать задания таким обра-юм, чтобы происходило их чередование при выполнении отдель­ными детьми с играми и эстафетами, выполняемыми всей коман­дой одновременно.

Так же как и в предыдущих возрастных группах, для детей стар-шей и подготовительной групп можно проводить семейные физкуль-гурные досуги.

Важно чередовать в течение года разные виды физкультурных цосугов (сюжетный, интегрированный, игры-эстафеты, двигатель­ный ералаш, выбор детьми заданий по интересам и т.д.), место их проведения (как в помещении, так и на воздухе). В теплое время года, при благоприятной экологической обстановке в месторасполо­жении дошкольного учреждения и наличии площадки для занятий физическими упражнениями, досуги как можно чаще следует про-Иодить на открытом воздухе.

Исходя из вида досуга, его план может быть как кратким, так и ришернутым. В нем целесообразно отразить следующие характери-• гики: возрастная категория детей; название, вид и задачи досуга; iii.i проведения; место проведения: помещение — музыкальный, фи (культурный зал, групповая комната, на воздухе — площадка





Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...



           
 
 
   
 
   

 

детского сада, ближайший парк; одежда, обувь детей (на воздухе — по сезону, в помещении — в зависимости от температуры, наполь­ного покрытия, выполняемых упражнений); оборудование, инвен­тарь, атрибуты; предварительная работа с детьми воспитателей групп (при необходимости); музыкальное сопровождение (аудиозапись; аккомпанемент музыкального руководителя, если проводится физ-культурно-музыкальный досуг; название и авторы музыкального произведения); оформление площадки, помещения (если необходи­мо); подарки, награды (если предусмотрено). Это позволит творчески использовать план досуга в последующие годы.

В день проведения досуга специалист по физической культуре должен для себя отметить детей, пришедших после болезни, про­консультироваться с медицинскими работниками о возможности их участия в планируемом мероприятии, а в случае медотвода предус­мотреть для таких ребят посильные задания (помощника в раздаче пособий, наблюдателя-судьи за правильностью выполнения упраж­нений, правил игры).

Полезно проводить открытые физкультурные досуги для роди­телей и педагогов дошкольного учреждения.

Физкультурный досуг «Самая дружная пара»

(подготовительная группа; место проведенияфизкультурный зал)

Дети входят в зал и встают в круг. Педагог.

Сегодня мы будем здесь только играть

И лучшую пару из вас выбирать.

В беге, в ходьбе, в прыжках, в проползании

Лишь те, кто покажет сноровку, старание.

Получат хлопки (педагог хлопает в ладоши) или аплодисменты

И добрые наши слова — комплименты.

Педагог предлагает детям выбрать себе пару:

Я отвернусь, а вы всех обойдите. Кто улыбнется — в пару берите!

1-е задание: «Быстро в пару». Все дети встают в большой круг. Под веселую музыку — (например, песня «Вместе весело шагать», муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского) по заданию педагога дети, выполняют чередование разнообразных движений, то по кругу, то врассыпную (ходьбу обычную, бег, подскоки, ходьбу приставным,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: