Особенности занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп 1 страница

Логика построения занятий физическими упражнениями едина во всех возрастных группах, однако подбор упражнений и органи­зация имеют свои особенности при работе педагога с детьми раннего возраста, а также в разновозрастных группах.

Занятия физическими упражнениями с детьми раннего возраста. Организация и методика занятий физическими упражнениями с детьми раннего возраста имеют свои особенности. С детьми до года занимаются индивидуально. С ними проводятся рефлекторные дви­жения, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения для отдельных групп мышц (ползание, переворачивание с живота на бок, спину, подпрыгивание и переступание с поддержкой, бросание предметов и др.). Упражнений сочетаются с массажем. Длительность занятия 5—10 мин.

С детьми от 1,5 до 3-х месяцев в занятия включается поглажи­вающий массаж рук, ног, спины (для снятия гипертонии мышц), растирание стопы, рефлекторное сгибание и разгибание стоп, вызы­вается «комплекс оживления» (улыбка, разгибательные движения конечностей). Взрослый в процессе занятия должен разговаривать с малышом, это положительно влияет на настроение ребенка, повы­шает эффективность упражнений и массажа.

У детей от 3-х до 4-х месяцев важно развивать навыки хватания предметов, поворотов со спины на живот, а также нормализовать тонус мышц нижних конечностей. В занятие включаются массаж рук, скрещивание рук на груди, массаж ног, живота (поглаживание и рас­тирание), повороты со спины на живот, массаж спины (поглаживание и разминание), положение «пловца», массаж стоп (растирание и по­хлопывание), упражнения для стоп, повороты со спины на живот.

Детей от 4-х до 6-х месяцев нужно учить удерживать предмет в руке, садиться. Этому способствуют следующие упражнения: скре­щивание рук на груди; поглаживание, растирание, разминание мышц ног; поглаживание, разминание, похлопывание по спине; сги­бание и разгибание рук; массаж живота; сгибание и разгибание ног — одновременно и попеременно, приподнимание туловища из положения лежа на спине, поворот со спины на живот.


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...

Ребенка от 6 до 10 месяцев надо учить ползать, удерживать пред­меты в руках, сидеть без опоры, стоять с опорой. С этой целью включаются следующие упражнения: поворот со спины на живот; массаж спины; ползание; массаж живота; присаживание при под­держке за обе руки, отведенные в стороны; круговые движения ру­ками; сгибание и разгибание ног одновременно и попеременно; под­нимание выпрямленных ног; поднимание туловища из положения лежа на животе при поддержке за руки; присаживание при поддерж­ке за руки, разведенные на ширину плеч (с кольцами).

В возрасте от 10 месяцев до 1 года 2-х месяцев у ребенка фор­мируются умения стоять и ходить без опоры, выполнять упражнения по речевой инструкции. В занятия включаются следующие упраж­нения: сгибание и разгибание рук (сидя, стоя); из положения лежа на животе подъем при поддержке за руки; наклон туловища и вы­прямление; поднимание прямых ног (попеременно) до палочки; присаживание при поддержке за руки; разведение рук на ширину плеч; приседание при поддержке ребенка за руки (или с кольцами); присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно; кру­говые движения руками; ползание.

Детей второго года жизни на занятиях физическими упражнения­ми делят на две группы. С детьми от года до полутора лет занятия физическими упражнениями проводятся по подгруппам из 2—4 чело­век, а с детьми от 1,5 до 2-х лет — по подгруппам из 5—7 человек.

В занятие включаются общеразвивающие упражнения, основ­ные движения и подвижные игры. При этом используются различ­ные исходные положения (стоя, сидя, лежа).

Общеразвивающие упражнения выполняются всей подгруппой (2—4 человека). Педагог делает их вместе с детьми и поясняет, как нужно действовать. На занятиях используются предметы — длинная палка, большой обруч и др. Дети, подражая педагогу, стараются правильно выполнять упражнения.

Основные движения в начале года дети делают по одному. Пе­дагог показывает упражнение каждому ребенку, помогает выполнить его, подбадривает малыша, активизирует стремление детей к само­стоятельному выполнению. Широко применяются имитации, зри­тельные, звуковые ориентиры.

С полутора лет, с накоплением у ребенка двигательного опыта, развитием речи появляется возможность выполнять упражнения одновременно всей подгруппой (ползание, бросание мяча и др.). В связи с этим увеличиваются моторная плотность занятия и его




Методические основы физической культуры дошкольников

эффективность. Педагог подбирает общеразвивающие упражнения для воздействия по возможности на все мышечные группы, прово­дит их чаще с индивидуальными предметами (погремушки и др.), в сюжетной форме. В занятие включаются более сложные основные движения (ползание, лазание по стремянке, пролезание, перелеза-ние, ходьба по ребристой доске, бросание мяча в корзину и др.), а также подвижные игры с бегом («Догоню» и др.). Особое значение приобретает взаимосвязь слова и движения. В процессе выполнения упражнения педагог общается с детьми, поясняя правила, поощряя малышей, оказывая им индивидуальную помощь.

Проведение физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе тре­бует особенно тщательного подбора физических упражнений, кото­рые должны соответствовать возрастным особенностям и возмож­ностям всех детей, объединенных в одной группе.

Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои особенности. Поэтому подбор физических упражнений и методика обучения им должны быть различны для детей разного возраста. Младшие дети будут безуспешно пытаться освоить сложные для них задания, неправомерно минуя необходимые промежуточные звенья обучения. В то же время старшие дети, выполняя физические упраж­нения ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому им материалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Трудность планирования занятия в смешанной группе заключа­ется в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной програм­ме, а с другой — найти возможность объединения всех детей в ин­тересной для них деятельности.

Перед началом занятия дети старшего возраста переодеваются в спортивную форму, затем одни из них помогают более младшим детям переодеться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимый физкультурный инвентарь. При такой организации младшие не за­держивают проведение занятия, а старшие упражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказывают помощь малышам.

Начинаться занятие может по-разному: например, первыми вхо­дят младшие и садятся, за ними — старшие, осанка и движения которых служат наглядным примером.

После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут участвовать в


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...

них, показывая способ выполнения упражнений (например, при по­строении в круг старшие стоят между младшими, которые наблюда­ют за их действиями). В другом случае можно распределить младших па небольшие подгруппы и каждую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством педагога. Такая органи-1ация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, а у младших — уважение к (>олее старшим детям, умеющим все делать хорошо.

Занятие может быть организовано и так, что одновременно с обучением младших детей педагогом старшие самостоятельно уп­ражняются в каком-либо виде движения в другом конце зала. Выбор той или иной формы организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и от дисциплини­рованности детей.

При проведении подвижной игры с младшими (иногда может Ьыть проведена и общая для всех игра) педагог поручает отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть этот опыт), создать игровую обстановку (расставить инвентарь, размес­тить игрушки в случае необходимости и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут уча­ствовать в игре вместе с младшими.

Однако основное условие всех занятий — систематическое вы­полнение программы для детей каждого данного возраста.

3.2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня

Планирование физкультурно-оздоровительной работы в режиме цня должно опираться на суточный объем необходимых для до­школьников движений (в среднем 2—2,5 часа). К физкультурно-оз­доровительным мероприятиям в режиме дня относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, игры и упражнения между занятиями, подвижные игры и упражнения на прогулке, гим­настика после сна.

Утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика хотя и непродолжи­тельна по времени (8—]0 мин), однако оказывает огромное оздоро-иительное влияние. По данным врачей-гигиенистов, утреннюю гим­настику можно назвать еще вводной, поскольку она ускоряет вхож­дение организма в деятельность. И это возможно благодаря тому, что физические упражнения утренней гимнастики повышают уровень



Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...



возбудимости и функциональной подвижности нервной системы. Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей, способствует раз­витию у детей силы, ловкости, координации движений, подвижно­сти в суставах: совершенствует навыки отдельных движений. Утрен­няя гимнастика содействует также хорошей организации начата дня.

Утренняя гимнастика представляет собой комплекс упражнений для рук, ног, туловища. Комплекс состоит из 5—6 упражнений, каж­дое из которых выполняется 6—8 раз. В комплексы утренней гим­настики для дошкольников включаются такие движения, которые охватывают как можно большее количество мышечных групп, по сложности адекватны их возрастным особенностям — это движения рук вверх, в стороны, вперед, а также движения кистями и пальцами в различных положениях рук (вверх, в стороны, вперед); поочеред­ное поднимание прямых ног вперед; поднимание на носки; присе­дания и упоры присев; наклоны туловища вперед, вправо и влево; повороты туловища вправо и влево; простые сочетания движений рук, ног, туловища, головы.

Первое упражнение — типа подтягивания с подниманием рук вверх — в стороны на выдохе из разных исходных положений, без поднимания и с подниманием на носки. Дальше следуют упражне­ния для рук, ног, туловища.

Построение комплекса предусматривает поочередное включение новых групп мышц в работу, отдых только что работавших мышц, чередование напряжения мышц с их расслаблением, чередование противоположных движений, например: сгибания с разгибанием, наклонов вперед с наклонами назад, наклонов вправо с наклонами влево, поворотов вправо с поворотами влево, вращения вправо с вращением влево и т.д.

Завершается гимнастика подскоками, танцевальными шагами, бегом на месте с последующим переходом на ходьбу и упражнения­ми на внимание, а также дыхательными упражнениями.

Как правило, утренняя гимнастика проводится без предметов, комплекс упражнений целесообразно менять раз в две недели. При этом нет необходимости менять все упражнения сразу, достаточно заменить два-три, чтобы создать новизну комплекса, или заменить исходные положения двух-трех упражнений. Новизна комплекса по­вышает интерес детей к занятиям гимнастикой. Отдельно следует отметить, что содержание утренней гимнастики составляют упраж­нения, предварительно разученные на физкультурном занятии и хо-


рошо знакомые детям. Это дает возможность педагогу кратко и четко объяснить задание, напомнить исходное положение, требования к качеству выполнения и необходимое количество движений.

Утренняя гимнастика проводится в обычной одежде, и это долж­но учитываться при подборе упражнений.

Музыкальное сопровождение является важным компонентом ут­ренней гимнастики. Оно повышает эффект движений, положитель­но влияет на эмоциональный настрой детей.

При проведении гимнастики педагог концентрирует внимание на осанке детей (спина прямая, плечи отведены, подбородок поднят) и на правильном выполнении упражнений. Небрежность, нечет­кость, вялость при выполнении движений снижают положительный эффект гимнастики. Поэтому выполнение ходьбы на месте должно быть энергичным, с высоким подниманием колен, с вытягиванием носков; при поднимании рук в стороны, вверх руки должны быть прямыми, пальцы вытянутыми; при наклонах в стороны нельзя до­пускать «перекручивания» туловища, при наклонах вперед или назад — сгибания ног и т. д.

В младшем дошкольном возрасте утренняя гимнастика должна носить игровой характер. В нее могут быть включены 2—3 игры различной степени подвижности («Самолеты», «Найди и промолчи», «Удочка») или же 5—7 общеразвивающих упражнений образно-ими­тационного характера («Птички клюют зернышки», «Кошечка про­снулась» и т. п.). Возможно также создание целого сюжета, состо­ящего из имитационных движений.

В старшем дошкольном возрасте возможно использование на утренней гимнастике простейших тренажеров.

В теплые дни весенне-осеннего периода (при температуре не ниже +!0°С) утреннюю гимнастику наиболее целесообразно прово­дить на открытом воздухе. Одежда детей постепенно облегчается. Построение утренней гимнастики на воздухе близко к ее постро­ению в помещении. Содержание, подбор упражнений зависят от состояния погоды и подготовленности детей. С целью согревания в прохладные дни упражнения проводятся в энергичном темпе.

Примерный комплекс утренней гимнастики для детей подготовительной группы

1. «Бегущие спортсмены». Бег на месте, руки согнугы в локтях под прямым углом, плечи свободно опущены вниз, движение рук вперед-назад.



                   
   
   
       
     
 
 
 
 
 
 
   

^^^^"^^ li^iJ^i»^^

2. «Великаны». И. п. — стоя на носках, руки поднять вверх, по­
тянуться. Ходьба на месте, тянуться все выше и выше, не сводя глаз
с кончиков пальцев.

3. «Ветряная мельница». И. п. — ноги на ширине плеч, правая
рука вверху, левая внизу. Попеременные круговые вращения рук
вперед-назад.

4. «Маятник качается». И. п. — ноги вместе, руки свободно
вверху. 1—2 — руки вправо, наклон вправо, 3—4 — руки влево,
наклон влево.

5. «Ветер елочки качает». И. п. — ноги на ширине плеч, руки в
стороны. 1 — повернуться налево, руки налево, 2 — то же направо,
не останавливаясь.

6. «Пружинка». И. п. — стойка, руки на поясе. 1—2—3 — мед­
ленно присесть, 4 — быстро вернуться в и. п.

7. Ходьба на месте.

8. Упражнение на внимание. Выполнять все команды педагога,
кроме запрещенной, например «присесть».

Физкультминутка. В процессе занятий у детей возникают сдвиги в ряде функциональных систем. Изучение устойчивости произволь­ного внимания, активности детей на занятиях, амплитуды колеба­ний у них сердечного ритма, отражающего степень прочности до­минанты, активационного уровня коры головного мозга, показывает существенный спад всех этих показателей к 12—15 мин занятия. К этому присоединяются неблагоприятные изменения функцио­нального состояния сердечно-сосудистой системы как результат ста­тической нагрузки, обусловленной рабочей позой, и нарушение кро­воснабжения полушарий головного мозга, вызванное длительным наклоном головы.

Во время занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении; мышцы кисти работающей руки.

В начальной стадии утомления, характеризующейся процессом возбуждения центральной нервной системы, резко меняется поведение детей: они отвлекаются от занятия, невнимательно слушают воспи­тателя, разговаривают и т. д. Подобное спонтанное переключение детей на другие виды деятельности является охранительной реак­цией организма. Эти признаки поведения многих детей являются очевидным сигналом для педагога, что они утомлены. Такая реакция организма на утомление при непрерывном умственном напряжении сменяется процессом торможения, при котором излишняя подвиж-462


пость сменяется вялостью: дети потягиваются, зевают, ложатся гру­дью на стол и т. п.

По данным многих ученых-физиологов, учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд сдвигов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. Дошколь­никам особенно трудно продолжительно удерживать активное вни­мание, поскольку для детей этого возраста характерны неустойчи­вость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головно­го мозга и недостаточность внутреннего активного торможения.

Физические упражнения в середине занятия позволяют в значи­тельной мере снять отмеченные отрицательные сдвиги в физиоло­гических системах организма и повысить работоспособность детей. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетиче-скую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и ды­хательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1—3 ми­нуты. Каждая физкультминутка включает комплекс из трех-четырех упражнений, повторяемых 4—6 раз. При правильном подборе уп­ражнений за короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

В физкультурные минутки, помимо упражнений, требующих напряжения и расслабления крупных мышц туловища и конечно­стей, необходимо вводить упражнения для мышц кисти и пальцев рук. Это повышает работоспособность, содействует развитию мышц кисти, благоприятствует развитию речи детей.

В физкультминутку целесообразно включать упражнения для глаз, например:

1. Глаза смотрят на точку вправо, затем влево. Повторить не­
сколько раз.

2. Глаза смотрят на точку вверху, затем внизу. Повторить не­
сколько раз.

3. Глаза смотрят в верхний правый угол, затем в нижний левый
угол и обратно. Повторить несколько раз. Проделать то же самое в
другую сторону.

4. Глаза смотрят в правый верхний угол, в правый нижний угол,
и левый нижний угол, в левый верхний угол. То же самое проделать
и обратную сторону.

5. Глазами рисовать лодочку, качающуюся на волнах.


463


____________ Методические основы физической культуры до школьников

6. Глазами рисовать радугу.

7. Глазами рисовать круг в одну сторону и в другую.

8. Вытянуть вперед руку и поднять указательный палец на уро­
вень глаз. Медленно приблизить его к глазам, не опускать и не
поднимать его до тех пор, пока он будет четко виден.

9. Посмотреть вдаль, не моргая.

10. Быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза. Закан­
чивая цикл, потереть ладони друг о друга, прикрыть глаза вогнутой
частью ладоней, почувствовать тепло.

Физкультурные минутки необходимо проводить на всех заняти­ях. Исключение составляет рисование, когда прерывание творческо­го процесса может сказаться на его эффективности.

В зависимости от вида учебной деятельности дети могут выпол­нять упражнения физкультминутки сидя или стоя.

При подборе упражнений для физкульминутки необходимо предусмотреть дистанцию между детьми, чтобы они не травмирова­ли друг друга.

Физкультминутка дм старшей группы на занятии по развитию речи

Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу-чу. Бежит паровоз. Далеко, далеко Ребят он повез.

Движения рук, согнутых в локтях, впе­ред-назад.

Стучат кулаком о кулак. Четыре приседания, руки вперед. Движения рук, согнутых в локтях, впе­ред-назад. Бег на месте. Бег на месте. Бег на месте.

На отдельных занятиях, например по письму, комплексы упраж­нений целесообразно проводить 2 и даже 3 раза в течение одного занятия.

В практике дошкольных учреждений физкультурные минутки проводятся под стихотворные тексты. При подборе стихотворений к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

• содержание текста должно сочетаться с темой занятия, его про­
граммной задачей;

• преимущество отводится стихам с четким ритмом, так как под
них легче выполнять разнообразные движения;


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...

• текст произносится педагогом или воспроизводится в записи, т. к. при произнесении текста детьми у них может сбиться ды­хание.

Упражнение «Листопад»

Под ногами листопад, Листья желтые лежат, Листья желтые лежат, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок '— Папа, мама и листенок.

Ходьба на месте.

Наклоны вперед, раскачивание руками вправо-влево«гладим листья». Упор присев, пальцы «бегают» по полу. Выпрямиться, полуприсед, присед.

'Го же.

Подвижные игры и упражнения между занятиями. Главное на­значение организации двигательной активности между занятия­ми — приостановить развивающееся в процессе занятий тормо­жение в коре головного мозга, предотвратить развитие хроничес­кого умственного утомления у детей и дать разрядку умственному I! эмоциональному напряжению для улучшения восприятия учеб­ного материала. Кроме того, как показали наблюдения, хорошо организованная двигательная деятельность между занятиями — важный фактор оптимизации двигательного режима детей.

Исследования, проведенные с целью определения эффективно­сти активной двигательной деятельности между занятиями и содер­жания активного отдыха, выявили следующие факты. Дошкольники, которые активно участвовали в играх, в четыре раза меньше отвле­кались на следующем занятии, чем дети, стоявшие или сидевшие на стульчиках.

Наиболее эффективны между занятиями игры малой и средней интенсивности. Игры большой интенсивности, сильно возбужда­ющие детей, при небольшом количестве времени, недостаточном идя восстановительных процессов, имеют отрицательное воздейст- иие. Они снижают работоспособность детей в начале занятия, по­скольку дети не могут быстро успокоиться и переключиться на учеб­ную деятельность.

За 7—8 минут перерыва дети могут поиграть в одну-две игры. Целесообразно начинать с игры средней интенсивности, а закан­чивать игрой малой интенсивности. Этим достигается снижение физической и эмоциональной нагрузки перед началом нового за­мятия.






Методические основы физической культуры дошкольников

Нормальным можно считать положение, когда перед началом следующего занятия показатели пульса у ребят на 15—20 ударов выше, чем были перед началом подвижной игры. Повышение пер­воначальных показателей на 40 ударов свидетельствует о завышен­ной нагрузке, недостаточном отдыхе, слабой тренированности или недомоганиях детей.

Требования, предъявляемые к подбираемым играм и упражне­ниям:

все упражнения в играх должны соответствовать анатомо-физио-логическим и психологическим особенностям детей, быть про­стыми по содержанию, доступными и вызывать у детей интерес; физическая и психологическая нагрузка в играх, функциональ­ные сдвиги должны соответствовать нормальной физиологиче­ской кривой (постепенное нарастание нагрузки и приближение ее в конце к исходным величинам);

не рекомендуется проводить остроконфликтные игры, вызыва­ющие слишком большой игровой азарт;

следует включать и такие игры, в которых предусмотрена воз­можность для любого ребенка войти в игру и выйти из нее по своему желанию (аттракционные игры, конкурсы, поединки). Рекомендуется использовать между занятиями игры, знакомые детям, чтобы не терять времени на объяснение.

Следует поощрять и самостоятельные, спонтанно возникающие подвижные игры детей. Если при этой игре не потребуется прямое руководство ею, то педагог должен наблюдать за игрой, иначе ин­терес у дошкольников пропадет и игра быстро прекратится.

Однако к планированию организации времени между занятиями следует относиться разумно. Если, например, после рисования будет проводиться физкультурное занятие, то проводить игры и упражне­ния не нужно.

Подвижные игры и упражнения на прогулке. Ежедневный актив­ный отдых на прогулке поставляет дошкольникам до 40% необходи­мого суточного объема движений. По результатам многих исследова­ний, активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. Это выражается в увеличении показателей умственной работо­способности, улучшении подвижности нервных процессов.

При современном дефиците свободного времени в дошкольном учреждении, когда дети могут проявить свою двигательную актив


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...

иость, «пассивная прогулка» — это непростительное расточительст­во времени. Известно, что наиболее эффективен активный отдых и такой, который насыщен физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями.

На прогулке, как нигде, с.большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных заня­тиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями пра­вил подвижных игр и эстафет и формирования у них умения орга­низованно играть в коллективе сверстников.

Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно соответствующей возрастным осо­бенностям, физической подготовленности и возможностям до­школьников. К доступным движениям можно отнести следующие виды:

• ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища;

• медленная и быстрая ходьба по периметру площадки с измене­
нием направления;

• бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по сигналам,
бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных
препятствий;

• прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением
вперед, прыжки через скакалку, обруч и т.д.;

• броски и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей
в парах, метание мячей на дальность, в различные цели и т. д.;

• лазание, перелезание, подлезание, пролезание через обручи,
лестницы, заборчики и другие конструкции на игровой площад­
ке; висы, упоры на детских перекладинах, заборчиках и других
конструкциях;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: