Логика построения занятий физическими упражнениями едина во всех возрастных группах, однако подбор упражнений и организация имеют свои особенности при работе педагога с детьми раннего возраста, а также в разновозрастных группах.
Занятия физическими упражнениями с детьми раннего возраста. Организация и методика занятий физическими упражнениями с детьми раннего возраста имеют свои особенности. С детьми до года занимаются индивидуально. С ними проводятся рефлекторные движения, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения для отдельных групп мышц (ползание, переворачивание с живота на бок, спину, подпрыгивание и переступание с поддержкой, бросание предметов и др.). Упражнений сочетаются с массажем. Длительность занятия 5—10 мин.
С детьми от 1,5 до 3-х месяцев в занятия включается поглаживающий массаж рук, ног, спины (для снятия гипертонии мышц), растирание стопы, рефлекторное сгибание и разгибание стоп, вызывается «комплекс оживления» (улыбка, разгибательные движения конечностей). Взрослый в процессе занятия должен разговаривать с малышом, это положительно влияет на настроение ребенка, повышает эффективность упражнений и массажа.
У детей от 3-х до 4-х месяцев важно развивать навыки хватания предметов, поворотов со спины на живот, а также нормализовать тонус мышц нижних конечностей. В занятие включаются массаж рук, скрещивание рук на груди, массаж ног, живота (поглаживание и растирание), повороты со спины на живот, массаж спины (поглаживание и разминание), положение «пловца», массаж стоп (растирание и похлопывание), упражнения для стоп, повороты со спины на живот.
Детей от 4-х до 6-х месяцев нужно учить удерживать предмет в руке, садиться. Этому способствуют следующие упражнения: скрещивание рук на груди; поглаживание, растирание, разминание мышц ног; поглаживание, разминание, похлопывание по спине; сгибание и разгибание рук; массаж живота; сгибание и разгибание ног — одновременно и попеременно, приподнимание туловища из положения лежа на спине, поворот со спины на живот.
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
Ребенка от 6 до 10 месяцев надо учить ползать, удерживать предметы в руках, сидеть без опоры, стоять с опорой. С этой целью включаются следующие упражнения: поворот со спины на живот; массаж спины; ползание; массаж живота; присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны; круговые движения руками; сгибание и разгибание ног одновременно и попеременно; поднимание выпрямленных ног; поднимание туловища из положения лежа на животе при поддержке за руки; присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч (с кольцами).
В возрасте от 10 месяцев до 1 года 2-х месяцев у ребенка формируются умения стоять и ходить без опоры, выполнять упражнения по речевой инструкции. В занятия включаются следующие упражнения: сгибание и разгибание рук (сидя, стоя); из положения лежа на животе подъем при поддержке за руки; наклон туловища и выпрямление; поднимание прямых ног (попеременно) до палочки; присаживание при поддержке за руки; разведение рук на ширину плеч; приседание при поддержке ребенка за руки (или с кольцами); присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно; круговые движения руками; ползание.
Детей второго года жизни на занятиях физическими упражнениями делят на две группы. С детьми от года до полутора лет занятия физическими упражнениями проводятся по подгруппам из 2—4 человек, а с детьми от 1,5 до 2-х лет — по подгруппам из 5—7 человек.
В занятие включаются общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры. При этом используются различные исходные положения (стоя, сидя, лежа).
Общеразвивающие упражнения выполняются всей подгруппой (2—4 человека). Педагог делает их вместе с детьми и поясняет, как нужно действовать. На занятиях используются предметы — длинная палка, большой обруч и др. Дети, подражая педагогу, стараются правильно выполнять упражнения.
Основные движения в начале года дети делают по одному. Педагог показывает упражнение каждому ребенку, помогает выполнить его, подбадривает малыша, активизирует стремление детей к самостоятельному выполнению. Широко применяются имитации, зрительные, звуковые ориентиры.
С полутора лет, с накоплением у ребенка двигательного опыта, развитием речи появляется возможность выполнять упражнения одновременно всей подгруппой (ползание, бросание мяча и др.). В связи с этим увеличиваются моторная плотность занятия и его
Методические основы физической культуры дошкольников
эффективность. Педагог подбирает общеразвивающие упражнения для воздействия по возможности на все мышечные группы, проводит их чаще с индивидуальными предметами (погремушки и др.), в сюжетной форме. В занятие включаются более сложные основные движения (ползание, лазание по стремянке, пролезание, перелеза-ние, ходьба по ребристой доске, бросание мяча в корзину и др.), а также подвижные игры с бегом («Догоню» и др.). Особое значение приобретает взаимосвязь слова и движения. В процессе выполнения упражнения педагог общается с детьми, поясняя правила, поощряя малышей, оказывая им индивидуальную помощь.
Проведение физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщательного подбора физических упражнений, которые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в одной группе.
Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои особенности. Поэтому подбор физических упражнений и методика обучения им должны быть различны для детей разного возраста. Младшие дети будут безуспешно пытаться освоить сложные для них задания, неправомерно минуя необходимые промежуточные звенья обучения. В то же время старшие дети, выполняя физические упражнения ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому им материалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Трудность планирования занятия в смешанной группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной программе, а с другой — найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности.
Перед началом занятия дети старшего возраста переодеваются в спортивную форму, затем одни из них помогают более младшим детям переодеться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимый физкультурный инвентарь. При такой организации младшие не задерживают проведение занятия, а старшие упражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказывают помощь малышам.
Начинаться занятие может по-разному: например, первыми входят младшие и садятся, за ними — старшие, осанка и движения которых служат наглядным примером.
После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут участвовать в
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
них, показывая способ выполнения упражнений (например, при построении в круг старшие стоят между младшими, которые наблюдают за их действиями). В другом случае можно распределить младших па небольшие подгруппы и каждую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством педагога. Такая органи-1ация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, а у младших — уважение к (>олее старшим детям, умеющим все делать хорошо.
Занятие может быть организовано и так, что одновременно с обучением младших детей педагогом старшие самостоятельно упражняются в каком-либо виде движения в другом конце зала. Выбор той или иной формы организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и от дисциплинированности детей.
При проведении подвижной игры с младшими (иногда может Ьыть проведена и общая для всех игра) педагог поручает отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть этот опыт), создать игровую обстановку (расставить инвентарь, разместить игрушки в случае необходимости и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с младшими.
Однако основное условие всех занятий — систематическое выполнение программы для детей каждого данного возраста.
3.2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
Планирование физкультурно-оздоровительной работы в режиме цня должно опираться на суточный объем необходимых для дошкольников движений (в среднем 2—2,5 часа). К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме дня относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, игры и упражнения между занятиями, подвижные игры и упражнения на прогулке, гимнастика после сна.
Утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика хотя и непродолжительна по времени (8—]0 мин), однако оказывает огромное оздоро-иительное влияние. По данным врачей-гигиенистов, утреннюю гимнастику можно назвать еще вводной, поскольку она ускоряет вхождение организма в деятельность. И это возможно благодаря тому, что физические упражнения утренней гимнастики повышают уровень
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
возбудимости и функциональной подвижности нервной системы. Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей, способствует развитию у детей силы, ловкости, координации движений, подвижности в суставах: совершенствует навыки отдельных движений. Утренняя гимнастика содействует также хорошей организации начата дня.
Утренняя гимнастика представляет собой комплекс упражнений для рук, ног, туловища. Комплекс состоит из 5—6 упражнений, каждое из которых выполняется 6—8 раз. В комплексы утренней гимнастики для дошкольников включаются такие движения, которые охватывают как можно большее количество мышечных групп, по сложности адекватны их возрастным особенностям — это движения рук вверх, в стороны, вперед, а также движения кистями и пальцами в различных положениях рук (вверх, в стороны, вперед); поочередное поднимание прямых ног вперед; поднимание на носки; приседания и упоры присев; наклоны туловища вперед, вправо и влево; повороты туловища вправо и влево; простые сочетания движений рук, ног, туловища, головы.
Первое упражнение — типа подтягивания с подниманием рук вверх — в стороны на выдохе из разных исходных положений, без поднимания и с подниманием на носки. Дальше следуют упражнения для рук, ног, туловища.
Построение комплекса предусматривает поочередное включение новых групп мышц в работу, отдых только что работавших мышц, чередование напряжения мышц с их расслаблением, чередование противоположных движений, например: сгибания с разгибанием, наклонов вперед с наклонами назад, наклонов вправо с наклонами влево, поворотов вправо с поворотами влево, вращения вправо с вращением влево и т.д.
Завершается гимнастика подскоками, танцевальными шагами, бегом на месте с последующим переходом на ходьбу и упражнениями на внимание, а также дыхательными упражнениями.
Как правило, утренняя гимнастика проводится без предметов, комплекс упражнений целесообразно менять раз в две недели. При этом нет необходимости менять все упражнения сразу, достаточно заменить два-три, чтобы создать новизну комплекса, или заменить исходные положения двух-трех упражнений. Новизна комплекса повышает интерес детей к занятиям гимнастикой. Отдельно следует отметить, что содержание утренней гимнастики составляют упражнения, предварительно разученные на физкультурном занятии и хо-
рошо знакомые детям. Это дает возможность педагогу кратко и четко объяснить задание, напомнить исходное положение, требования к качеству выполнения и необходимое количество движений.
Утренняя гимнастика проводится в обычной одежде, и это должно учитываться при подборе упражнений.
Музыкальное сопровождение является важным компонентом утренней гимнастики. Оно повышает эффект движений, положительно влияет на эмоциональный настрой детей.
При проведении гимнастики педагог концентрирует внимание на осанке детей (спина прямая, плечи отведены, подбородок поднят) и на правильном выполнении упражнений. Небрежность, нечеткость, вялость при выполнении движений снижают положительный эффект гимнастики. Поэтому выполнение ходьбы на месте должно быть энергичным, с высоким подниманием колен, с вытягиванием носков; при поднимании рук в стороны, вверх руки должны быть прямыми, пальцы вытянутыми; при наклонах в стороны нельзя допускать «перекручивания» туловища, при наклонах вперед или назад — сгибания ног и т. д.
В младшем дошкольном возрасте утренняя гимнастика должна носить игровой характер. В нее могут быть включены 2—3 игры различной степени подвижности («Самолеты», «Найди и промолчи», «Удочка») или же 5—7 общеразвивающих упражнений образно-имитационного характера («Птички клюют зернышки», «Кошечка проснулась» и т. п.). Возможно также создание целого сюжета, состоящего из имитационных движений.
В старшем дошкольном возрасте возможно использование на утренней гимнастике простейших тренажеров.
В теплые дни весенне-осеннего периода (при температуре не ниже +!0°С) утреннюю гимнастику наиболее целесообразно проводить на открытом воздухе. Одежда детей постепенно облегчается. Построение утренней гимнастики на воздухе близко к ее построению в помещении. Содержание, подбор упражнений зависят от состояния погоды и подготовленности детей. С целью согревания в прохладные дни упражнения проводятся в энергичном темпе.
Примерный комплекс утренней гимнастики для детей подготовительной группы
1. «Бегущие спортсмены». Бег на месте, руки согнугы в локтях под прямым углом, плечи свободно опущены вниз, движение рук вперед-назад.
^^^^"^^ li^iJ^i»^^ |
2. «Великаны». И. п. — стоя на носках, руки поднять вверх, по
тянуться. Ходьба на месте, тянуться все выше и выше, не сводя глаз
с кончиков пальцев.
3. «Ветряная мельница». И. п. — ноги на ширине плеч, правая
рука вверху, левая внизу. Попеременные круговые вращения рук
вперед-назад.
4. «Маятник качается». И. п. — ноги вместе, руки свободно
вверху. 1—2 — руки вправо, наклон вправо, 3—4 — руки влево,
наклон влево.
5. «Ветер елочки качает». И. п. — ноги на ширине плеч, руки в
стороны. 1 — повернуться налево, руки налево, 2 — то же направо,
не останавливаясь.
6. «Пружинка». И. п. — стойка, руки на поясе. 1—2—3 — мед
ленно присесть, 4 — быстро вернуться в и. п.
7. Ходьба на месте.
8. Упражнение на внимание. Выполнять все команды педагога,
кроме запрещенной, например «присесть».
Физкультминутка. В процессе занятий у детей возникают сдвиги в ряде функциональных систем. Изучение устойчивости произвольного внимания, активности детей на занятиях, амплитуды колебаний у них сердечного ритма, отражающего степень прочности доминанты, активационного уровня коры головного мозга, показывает существенный спад всех этих показателей к 12—15 мин занятия. К этому присоединяются неблагоприятные изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы как результат статической нагрузки, обусловленной рабочей позой, и нарушение кровоснабжения полушарий головного мозга, вызванное длительным наклоном головы.
Во время занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении; мышцы кисти работающей руки.
В начальной стадии утомления, характеризующейся процессом возбуждения центральной нервной системы, резко меняется поведение детей: они отвлекаются от занятия, невнимательно слушают воспитателя, разговаривают и т. д. Подобное спонтанное переключение детей на другие виды деятельности является охранительной реакцией организма. Эти признаки поведения многих детей являются очевидным сигналом для педагога, что они утомлены. Такая реакция организма на утомление при непрерывном умственном напряжении сменяется процессом торможения, при котором излишняя подвиж-462
пость сменяется вялостью: дети потягиваются, зевают, ложатся грудью на стол и т. п.
По данным многих ученых-физиологов, учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд сдвигов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. Дошкольникам особенно трудно продолжительно удерживать активное внимание, поскольку для детей этого возраста характерны неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга и недостаточность внутреннего активного торможения.
Физические упражнения в середине занятия позволяют в значительной мере снять отмеченные отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность детей. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетиче-скую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1—3 минуты. Каждая физкультминутка включает комплекс из трех-четырех упражнений, повторяемых 4—6 раз. При правильном подборе упражнений за короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
В физкультурные минутки, помимо упражнений, требующих напряжения и расслабления крупных мышц туловища и конечностей, необходимо вводить упражнения для мышц кисти и пальцев рук. Это повышает работоспособность, содействует развитию мышц кисти, благоприятствует развитию речи детей.
В физкультминутку целесообразно включать упражнения для глаз, например:
1. Глаза смотрят на точку вправо, затем влево. Повторить не
сколько раз.
2. Глаза смотрят на точку вверху, затем внизу. Повторить не
сколько раз.
3. Глаза смотрят в верхний правый угол, затем в нижний левый
угол и обратно. Повторить несколько раз. Проделать то же самое в
другую сторону.
4. Глаза смотрят в правый верхний угол, в правый нижний угол,
и левый нижний угол, в левый верхний угол. То же самое проделать
и обратную сторону.
5. Глазами рисовать лодочку, качающуюся на волнах.
463
____________ Методические основы физической культуры до школьников
6. Глазами рисовать радугу.
7. Глазами рисовать круг в одну сторону и в другую.
8. Вытянуть вперед руку и поднять указательный палец на уро
вень глаз. Медленно приблизить его к глазам, не опускать и не
поднимать его до тех пор, пока он будет четко виден.
9. Посмотреть вдаль, не моргая.
10. Быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза. Закан
чивая цикл, потереть ладони друг о друга, прикрыть глаза вогнутой
частью ладоней, почувствовать тепло.
Физкультурные минутки необходимо проводить на всех занятиях. Исключение составляет рисование, когда прерывание творческого процесса может сказаться на его эффективности.
В зависимости от вида учебной деятельности дети могут выполнять упражнения физкультминутки сидя или стоя.
При подборе упражнений для физкульминутки необходимо предусмотреть дистанцию между детьми, чтобы они не травмировали друг друга.
Физкультминутка дм старшей группы на занятии по развитию речи
Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу-чу. Бежит паровоз. Далеко, далеко Ребят он повез. |
Движения рук, согнутых в локтях, вперед-назад.
Стучат кулаком о кулак. Четыре приседания, руки вперед. Движения рук, согнутых в локтях, вперед-назад. Бег на месте. Бег на месте. Бег на месте.
На отдельных занятиях, например по письму, комплексы упражнений целесообразно проводить 2 и даже 3 раза в течение одного занятия.
В практике дошкольных учреждений физкультурные минутки проводятся под стихотворные тексты. При подборе стихотворений к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:
• содержание текста должно сочетаться с темой занятия, его про
граммной задачей;
• преимущество отводится стихам с четким ритмом, так как под
них легче выполнять разнообразные движения;
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
• текст произносится педагогом или воспроизводится в записи, т. к. при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.
Упражнение «Листопад»
Под ногами листопад, Листья желтые лежат, Листья желтые лежат, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок '— Папа, мама и листенок. |
Ходьба на месте.
Наклоны вперед, раскачивание руками вправо-влево — «гладим листья». Упор присев, пальцы «бегают» по полу. Выпрямиться, полуприсед, присед.
'Го же.
Подвижные игры и упражнения между занятиями. Главное назначение организации двигательной активности между занятиями — приостановить развивающееся в процессе занятий торможение в коре головного мозга, предотвратить развитие хронического умственного утомления у детей и дать разрядку умственному I! эмоциональному напряжению для улучшения восприятия учебного материала. Кроме того, как показали наблюдения, хорошо организованная двигательная деятельность между занятиями — важный фактор оптимизации двигательного режима детей.
Исследования, проведенные с целью определения эффективности активной двигательной деятельности между занятиями и содержания активного отдыха, выявили следующие факты. Дошкольники, которые активно участвовали в играх, в четыре раза меньше отвлекались на следующем занятии, чем дети, стоявшие или сидевшие на стульчиках.
Наиболее эффективны между занятиями игры малой и средней интенсивности. Игры большой интенсивности, сильно возбуждающие детей, при небольшом количестве времени, недостаточном идя восстановительных процессов, имеют отрицательное воздейст- иие. Они снижают работоспособность детей в начале занятия, поскольку дети не могут быстро успокоиться и переключиться на учебную деятельность.
За 7—8 минут перерыва дети могут поиграть в одну-две игры. Целесообразно начинать с игры средней интенсивности, а заканчивать игрой малой интенсивности. Этим достигается снижение физической и эмоциональной нагрузки перед началом нового замятия.
Методические основы физической культуры дошкольников
Нормальным можно считать положение, когда перед началом следующего занятия показатели пульса у ребят на 15—20 ударов выше, чем были перед началом подвижной игры. Повышение первоначальных показателей на 40 ударов свидетельствует о завышенной нагрузке, недостаточном отдыхе, слабой тренированности или недомоганиях детей.
Требования, предъявляемые к подбираемым играм и упражнениям:
все упражнения в играх должны соответствовать анатомо-физио-логическим и психологическим особенностям детей, быть простыми по содержанию, доступными и вызывать у детей интерес; физическая и психологическая нагрузка в играх, функциональные сдвиги должны соответствовать нормальной физиологической кривой (постепенное нарастание нагрузки и приближение ее в конце к исходным величинам);
не рекомендуется проводить остроконфликтные игры, вызывающие слишком большой игровой азарт;
следует включать и такие игры, в которых предусмотрена возможность для любого ребенка войти в игру и выйти из нее по своему желанию (аттракционные игры, конкурсы, поединки). Рекомендуется использовать между занятиями игры, знакомые детям, чтобы не терять времени на объяснение.
Следует поощрять и самостоятельные, спонтанно возникающие подвижные игры детей. Если при этой игре не потребуется прямое руководство ею, то педагог должен наблюдать за игрой, иначе интерес у дошкольников пропадет и игра быстро прекратится.
Однако к планированию организации времени между занятиями следует относиться разумно. Если, например, после рисования будет проводиться физкультурное занятие, то проводить игры и упражнения не нужно.
Подвижные игры и упражнения на прогулке. Ежедневный активный отдых на прогулке поставляет дошкольникам до 40% необходимого суточного объема движений. По результатам многих исследований, активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов.
При современном дефиците свободного времени в дошкольном учреждении, когда дети могут проявить свою двигательную актив
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
иость, «пассивная прогулка» — это непростительное расточительство времени. Известно, что наиболее эффективен активный отдых и такой, который насыщен физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями.
На прогулке, как нигде, с.большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных игр и эстафет и формирования у них умения организованно играть в коллективе сверстников.
Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно соответствующей возрастным особенностям, физической подготовленности и возможностям дошкольников. К доступным движениям можно отнести следующие виды:
• ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища;
• медленная и быстрая ходьба по периметру площадки с измене
нием направления;
• бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по сигналам,
бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных
препятствий;
• прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением
вперед, прыжки через скакалку, обруч и т.д.;
• броски и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей
в парах, метание мячей на дальность, в различные цели и т. д.;
• лазание, перелезание, подлезание, пролезание через обручи,
лестницы, заборчики и другие конструкции на игровой площад
ке; висы, упоры на детских перекладинах, заборчиках и других
конструкциях;