Основные принципы организации производственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта

Объектом производственной деятельности железнодорожного транспорта является совокупность товарно-материальных ценностей (грузы), подвергающиеся транспортировке на основе документа, имеющего юридическую силу (накладной или ее аналога) и пассажиры, совершающие поездки в вагонах пассажирского парка и моторвагонного подвижного состава по пассажирскому билету или иному документу, его заменяющему.

Единицей измерения грузовых перевозок служит отправка, представляющая собой партию груза, принятую к перевозке по одному перевозочному документу от конкретного отправителя конкретному получателю.

Установлены пять категорий отправок грузов:

· Маршрутные – перевозимые в маршрутах, оформленных одной дорожной ведомостью с перечислением вагонов, включенных в маршрут

· Повагонные – для перевозки которых предоставлены отдельные вагоны

· Мелкие – партии грузов (кроме грузов в контейнерах), предъявленные к перевозке по одной накладной и не требующие представления отдельного вагона (включая отправки, перевозимые в багажных вагонах)

· Контейнерные – перевозимые в универсальных и специализированных контейнерах

· Пакетные – перевозимые в специальных пакетах

Единицей измерения пассажирских перевозок служит пассажиро- поездка, являющаяся поездкой пассажира в одном направлении от станции отправления до станции назначения.

Станцией отправления является станция, принявшая к перевозке и оформившая груз или станция (остановочный пункт), от которой оплачена поездка пассажира.

Станцией назначения является станция, выдавшая груз получателю или сдавшая груз с эксплуатируемой сети железных дорог России общего пользования или станция (остановочный пункт) - до которой оплачена поездка пассажира.

Путь следования и расстояние перевозки между станциями назначения и отправления определяется в соответствии с Тарифным руководством № 4 исходя из кратчайшего расстояния перевозки. Для отдельных категорий грузов (напр. негабаритных) перевозимых большой скоростью учитывается фактически пройденный путь.

До оказания услуг по перевозке грузов или пассажиров подразделениями железнодорожного транспорта, ответственными за начало перевозки, взыскивается провозная плата – плата за перевозку, рассчитанная по установленным тарифам.

Моментом учета результатом перевозки груза является как момент отправления (по начальному моменту), так и момент прибытия груза (по конечному моменту), по пассажирским перевозкам моментом учета является дата продажи билета, что предполагает наличие временного разрыва при предварительной продаже билетов.

Объем работ железнодорожного транспорта в зависимости от видов операций (движенческая или начально-конечная) измеряется в приведенных тонно-км, или в количестве обработанных вагонов (поездов). Приведенные тонно-км рассчитываются как сумма тонно-км-брутто и пассажиро-км, скорректированных на коэффициент приведения:

Коэффициент приведения устанавливается централизованно ЦФ МПС для каждой железной дороги, в зависимости от превалирующих перевозок.

Объем работы, выполняемый железной дорогой на перевозках определяется как сумма произведений объема перевозимых родов грузов (количества пассажиров по категориям) на тарифную дальность перевозки:

Показатель "перевезено грузов" по железной дороге определяется как по конечному моменту, так и по начальному моменту, в зависимости от условий ее работы. Показатель "перевезено грузов" для сети железных дорог в целом определяется по начальному моменту. Формирование показателей, характеризующих перевозку грузов, осуществляется по одам грузов, средней дальности отправки и виду отправки. Учет погрузки и выгрузки грузов ведется на основе непрерывного наблюдения. Величина указанных показателей определяется ежесуточно по состоянию на отчетный момент. Отчетным моментом для сети железных дорог (кроме дорог Дальнего Востока и Западной Сибири) является 18 час. 00 мин московского времени, на дорогах Дальнего Востока – 12 час. 00 мин, на дорогах Западной Сибири – 14 час. 00 мин. Московского времени. Учет ведется по видам колеи: нормальная, западноевропейская, Южно-Сахалинская и узкая. Единицей учета в данном случае является физический вагон.

Учет физической работы дороги выполняется не только по видам отправок, но и по видам сообщений с выделением объема перевозок грузов и грузооборота. Между показателями объема перевозочной работы отдельной дороги существует следующая взаимосвязь:

Отправлено грузов = Местное сообщение + Вывоз

Прибыло грузов = Местное сообщение + Ввоз

Принято грузов = Ввоз + Транзит

Сдано грузов = Вывоз + Транзит

Перевезено грузов = Местное сообщение + Вывоз + Ввоз + Транзит = Отправлено + Принято = Прибыло + Сдано

Грузооборот дороги определяется как сумма значений показателей по видам сообщения:

Показатели, характеризующие объем перевезенных пассажиров формируются исходя из количества пассажиров, перевезенных на определенное расстояние по видам перевозок и типам вагонов. Между показателями объема перевозок пассажиров и показателями объема перевозок по видам сообщений существует следующая взаимосвязь:

Отправлено пассажиров = Пригородное сообщение + Местное сообщение + Вывоз

Перевезена пассажиров = Пригородное сообщение + Местное сообщение + Вывоз + Ввоз + Транзит = Отправлено пассажиров + Принято пассажиров

Принято пассажиров = Ввоз + Транзит

На основе данных по видам сообщения модно рассчитать величину показателя "прибыло пассажиров":

Прибыло пассажиров = Пригородное сообщение + Местное + Ввоз

Пассажирооборот дороги определяется как сумма величин показателя по видам сообщения:

Информация о показателях грузовой работы дороги и перевозках пассажиров определяется соответствующими оперативными и статистическими отчетами, формируемыми подразделениями железнодорожного транспорта:

ГО-2 Отчет о погрузке по наименованиям грузов
ГДО-4 Отчет о выгрузке и остатках вагонов под выгрузку
ГО-6 Отчет о погрузке экспортных грузов
КВО-6 Отчет о погрузо-разгрузочных работах
КНО-1 Отчет о несохранных перевозках
ЦО-12 Отчет о перевозке грузов, их пробегах и полученном за них доходе
ЦО-11 Отправление и прибытие грузов
ЦО-22 Перевозка пассажиров и доходы от этих перевозок
ЦО-27 Отправление пассажиров по видам сообщения

Помимо форм, указанных выше, могут использоваться и иные отчеты, необходимые уточнения или спецификации необходимой информации.

В связи с тем, что в большинстве случаев железная дорога, принявшая груз или пассажира к перевозке, выполняет не весь объем работ, а только его часть (в зависимости от дальности перевозки), то соответственно в составе эксплуатационных расходов выделяются расходы на движенческую операцию и начально-конечные операции. Расходы на движенческую операцию формируются исходя из предполагаемого объема перевозок, а на начально-конечные операции – в зависимости от количества обработанных грузов, обслуженным пассажиров. По грузовым перевозкам расходы на начальную операцию зависят от количества погруженных тонн, расходы на конечную операцию – от количества выгруженных тонн и времени, затраченного на переработку грузов. По пассажирским перевозкам выделяется только начальная операция, связанная с формированием пассажирских поездов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: