Фонды специального назначения формируются предприятием по собственному усмотрению (решению собственников), либо в соответствии с действующим законодательством. Указанные фонды являются внутренним источником расширенного воспроизводства предприятия, за счет которого осуществляется техническое перевооружение и повышение эффективности производства, улучшение труда работников.
Кроме того, фонды специального назначения, поставленные в зависимость от выполнения плановых показателей, являются средством заинтересованности обособленных подразделений в их выполнении.
К фондам специального назначения на предприятиях железнодорожного транспорта относятся:
Ø Фонд накопления
Ø Фонд социальной сферы
Ø Фонды потребления
Ø Резервный капитал
Ø Страховой фонд
Порядок формирования и использования фондов специального назначения обособленными подразделениями железнодорожного транспорта, в зависимости от правовой организации деятельности, оговаривается:
|
|
1. Инструкциями вышестоящей организации
2. Приказом об учетной политике
Расчет нормативов образования указанных фондов производится в целом по сети, для каждой дороги и для отдельного линейного (обособленного) подразделения. Указанные нормативы устанавливаются в процентах и рассчитываются от суммы прибыли оставшейся в распоряжении предприятия, либо от суммы эксплуатационных расходов. В настоящее время второй вариант менее приемлем, поскольку источником покрытия затрат по формированию указанных фондов является прибыль в распоряжении предприятия.
Нормативы устанавливаются на год либо на ряд лет и корректировке не подлежат. Однако в случае снижения прибыли в распоряжении предприятия, норматив отчислений в фонды потребления может быть скорректирован в зависимости от темпов изменения. Возможность данной корректировки должна быть предусмотрена в соответствующих нормативных документах предприятия.
Созданные фонды могут использоваться на строго ограниченные цели, оговоренные в нормативных документах по данному предприятию.