Педагогика
Сборник лекционных материалов
Для специальности
Преподавание в начальных классах»
Белово
Рассмотрен на заседании ПЦК
Протокол №……..от……………………
Рекомендован к изданию НМС ГО СПО «Беловский педагогический колледж»
Протокол №………..от…………………..
Педагогика. Сборник лекционных материаловдля специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»/ Составитель Прунцева Т.В.- Белово: БПК, 2011.- 228 с.
Пояснительная записка………………………………………………………………………4
Тема 1.1.: Педагогическая профессия в современном обществе………7
Тема 1.2.: Пути и формы овладения педагогической профессией…….. 20
Тема 2.1: Педагогическая наука как система……………………………. 26
Тема 2.2.: Целостный педагогический процесс…………………………35
Тема 2.3: Исследовательская деятельность в педагогике……………….49
Тема 2.4.. Развитие системы образования в России………………………59
Тема 3.1.. Общее понятие о дидактике…………………………………….71
Тема 3.2. Мотивы учения на разных возрастных этапах…………………83
|
|
Тема 3.3. Принципы процесса обучения…………………………………..97
Тема 3.4. Содержание общего образования……………………………....95
Тема 3.5.Методы и средства обучения в школе………………………….115
Тема 3.6.Формы организации процесса обучения………………………..129
Тема 3.7.Диагностика и оценка учебных достижений школьников…….145
Тема 3.8.Работа с особыми группами детей……………………………….151
Тема 4.1.Сущность процесса воспитания………………………………….162
Тема 4.2.Направления базовой культуры – основное содержание воспитания личности………………………………………………………………………176
Тема 4.3. Коллектив как объект и субъект воспитания……………………196
Тема 4.4. Воспитательная система школы…………………………………207.
Список информационного обеспечения……………………………………225
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Пояснительная записка
Актуальность и социальная значимость УД Педагогика начальной школы
обусловлена необходимостью подготовки квалифицированного специалиста по специальности 150146 «Преподавание в начальных классах»
Конспекты лекций адресованы преподавателям и студентам данной специальности.
Содержание УД Педагогика начальной школы соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности 150146 «Преподавание в начальных классах»
и предполагает формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
|
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
В результате освоения УД Педагогика начальной школы
Знать:
- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
- значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;
- принципы обучения и воспитания;
- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ, на различных ступенях образования;
- формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
- психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
- педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
- понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
- особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
- приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
- средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;
- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ, на различных ступенях образования;
- формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
- психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
- педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
- - понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
- особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
- приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
|
|
- средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;
основы деятельности классного руководителя
Уметь:
- оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
- ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
Учебная нагрузка обучающихся по данной УД
Максимальная нагрузка 120
всего 80
в том числе на теоретическое обучение 56ч, на практические
занятия 18ч
Самостоятельная работа 40ч
Цель конспектов лекций - систематизация и обобщение теоретического материала по педагогике начальной школы