Единичное и общее

Окружающий мир существует в виде бесконечного разнообразия предметов, процессов, явлений. Наблюдения показывают, что в мире нет совершенно одинаковых объектов, каждый из них уникален, неповторим. Степень уникальности повышается по мере усложнения объектов. Многообразие мира, различие между объектами выражается с помощью категории единичного. Единичное – это конкретный объект во всей неповторимой совокупности его свойств. Отражаясь в нашем сознании в виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается или именем собственным (Пушкин, Москва, Солнце и т.п.) или с помощью указательного местоимения и понятия (этот дом, то дерево и т.п.).

Однако бесконечное многообразие – лишь одна сторона бытия. Другая его сторона – общность, сходство предметов и явлений. Мир – единство различия и общности. Если нет двух абсолютно сходных объектов, то не существует и абсолютно различных вещей. Сходство объектов выражают с помощью категории общего. Общее – это те свойства и отношения, которые присущи определённому классу объектов. Общее познаётся в ходе абстрагирования в виде понятий и обозначается нарицательными именами (человек, растение, причина, болезнь и др.). Поскольку свойства и отношения вне объектов не существуют, то общее обозначает также соответствующий класс объектов. Например, понятие «растение» характеризует те признаки, которые присущи всем растениям, а также обозначает множество всех существующих растений.

Кроме категории общего используется понятие всеобщего – предельно широкого общего, которое уже нельзя подвести под более широкое понятие. Например, конкретный стул – единичное, мебель – общее, материальный предмет – всеобщее. По своему содержанию единичное богаче общего. Например, горох (единичное) включает в себя все признаки растения вообще и, кроме того, особые признаки бобовых растений. Общее – это часть, нередко сущность единичного. То, чем одно единичное в данном классе объектов отличается от другого, называется особенным. Таким образом, единичное – это общее плюс особенное.

По проблеме соотношения единичного и общего шёл многовековой спор между «номинализмом» и «реализмом». Согласно первому, мир представлен лишь единичными объектами, а общее существует лишь субъективно – в виде имён и понятий. Противоположный взгляд – общее существует объективно, самостоятельно, вне единичных объектов и творит их. Общее, по мнению «реалистов», - это идеи, предшествующие вещам. Обе позиции являются односторонними. Правильное решение проблемы заключается в двух принципах: 1) общее существует объективно, но только в единичных вещах, 2) каждое единичное обязательно содержит в себе общее. Например, берёза, дуб, клён содержат в себе общие признаки дерева, а дерево вообще, следовательно, объективно существует лишь в виде этих общих признаков, воплотившихся в берёзе, дубе, клёне и т.д.

Одна из закономерностей развития состоит в переходе единичного в общее. Всякое новое возникает вначале в виде единичных явлений. И если эти единичные явления соответствуют потребностям развития системы, то они увеличиваются в числе и приобретают статус общего. Так, отдельные полезные мутации, накапливаясь в ходе естественного отбора, становятся достоянием вида в виде новых признаков. Новые способы лечения, положительно зарекомендовавшие себя, со временем становятся достоянием всех врачей. Так возникали нормы морали, новые моды и т.д. Ходу развития соответствует ход познания: оно движется от знания единичного к знанию общего. Затем происходит возврат к познанию единичного, но уже на основе знания общего. Конечный итог познания – знание общего во всех его единичных конкретных проявлениях

Знание взаимосвязи общего, особенного и единичного имеет большое методологическое значение для организации эффективной деятельности. В процессе практической деятельности, преобразуя бытие, человек имеет дело с единичными объектами. Важно учитывать, что единичное – это единство общего и особенного. Знание общего (если общее – сущность) определяет характер, качество воздействия на объект, а знание особенного определяет количественные параметры этого воздействия. Деятельность будет эффективной лишь при учёте и общего и особенного. Например, врач имеет дело с двумя пациентами – взрослым и ребёнком, страдающими одинаковым инфекционным заболеванием; характер лечения для обоих – антибиотики, однако дозы и их распределение во времени должны быть разными и соответствовать особенностям пациентов. Учёт единства общего и особенного необходим и во всех других сферах: при проведении экономических, политических, юридических и военных реформ, при внедрении новых педагогических методов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: