Принцип детерминизма. Причина и следствие

Познавая мир, философы интересовались вопросом о том, почему происходят те или иные события, имеют ли они вполне определённый или же произвольный, совершенно случайный, характер. Размышления над этим вопросом привели многих мыслителей к принципу детерминизма (от лат. «детерминаре» – определять), согласно которому каждое явление материального или духовного бытия порождается и определяется в своей специфике соответствующей совокупностью других явлений или, как говорили ещё древние, «ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто».

Явление, порождаемое и определяемое другими явлениями, называется следствием. К определяющим, детерминирующим явлениям относятся причина, условия и повод. Главным из них служит причина. Один из признаков причины – её предшествование следствию. Однако этого признака недостаточно для характеристики причины. Например, ночь предшествует дню, но не является причиной последнего. «После этого» не всегда «по причине этого». Имеются явления, которые строго следуют друг за другом, но не имеют причинно-следственной связи. Обычно их смена порождается общей причиной (в нашем примере суточным вращением Земли). Второй необходимый признак причины заключается в том, что причина порождает следствие. Например, туберкулёзная палочка попадает в организм и вызывает, скажем, туберкулёз кости. Однако и указанных двух признаков недостаточно для описания причины. Дело в том, что причина сама по себе ещё не вызывает следствия. Известно, что в организме очень многих людей имеется палочка Коха, но только некоторые из них болеют туберкулёзом. В порождении следствия участвуют не только причина, но и совокупность условий (в нашем примере это недоедание, авитаминоз, простуда, недосыпание, гипокинезия, вредные привычки и др.). Ни причина, ни условия по отдельности не вызывают следствия, оно порождается их совместным действием. Чтоб отличить причину от условий, мы вводим третий признак: причина определяет качество следствия. Например, специфика туберкулёза определяется палочкой Коха, специфика гриппа – соответствующим вирусом. Без этих возбудителей данные болезни невозможны.

Итак, причина – это явление, которое предшествует другому явлению – следствию, порождает его при определённых условиях и определяет его качество. Условия же – это совокупность факторов, которые вместе с причиной вызывают данное следствие и определяют его количественные признаки (в нашем примере – степень выраженности, продолжительность, динамику болезни и др.).

Наряду с причиной и условиями в возникновении следствия может участвовать повод, или провоцирующий фактор. Например, для туберкулёза кости таковым может быть механическая травма этой ткани. Повод – это явление, которое подталкивает причину к действию. Причина может действовать и сама, но повод ускоряет это действие. Повод может создаваться специально, тогда он называется провокацией. Так, немецкими фашистами был организован поджог рейхстага, что было приписано коммунистам и использовано как повод для расправы над ними. Американскими военными был произведён обстрел своих соединений как повод для начала вьетнамской войны. В качестве повода могут выступать самые разные явления, недаром говорят: «Была бы причина, а повод найдётся».

Конкретизацией принципа детерминизма служит принцип причинности, или каузальности (от лат. «кауза» – причина), согласно которому каждое явление имеет свою причину, и в мире нет беспричинных явлений. Если первый из этих принципов показывает, что явление не возникает из ничего, а порождается другими явлениями, то второй фиксирует тот момент, что основная специфика, качество явления определяется не любым, а вполне определённым фактором – причиной. Из положения о всеобщей связи явлений вытекает, что цепи причинно-следственных связей объективны. Они не имеют ни начала, ни конца, не прерываются ни в пространстве, ни во времени. Эти цепи пересекаются. Каждое явление многократно, но в разных отношениях, выступает и причиной и следствием, в результате чего мир – это сеть причинно-следственных связей.

В процессах взаимодействия имеется не только связь между причиной и следствием, но и обратное воздействие следствия на причину. В саморегулирующихся системах это обратное воздействие имеет существенный характер. Именно благодаря обратной связи и происходит саморегуляция. Пример: с повышением кровяного давления выше нормы срабатывает механизм регуляции, расширяющий сосуды, и давление возвращается к норме. В деятельности человека определяющую роль играет целевая причина. Цель как модель будущего результата есть следствие опережающего отражения и причина последующих действий, направленных на получение этого результата.

Рис.7

В зависимости от характера связи между причиной и следствием выделяют однозначную и вероятностную причинность. Однозначная причинность – это такая форма связи, когда данная причина в данных условиях порождает только одно следствие (см. рис.7). При вероятностной причинности одна причина в данных условиях может порождать несколько следствий. В этом случае нельзя предсказать, какое именно следствие наступит, но можно определить вероятность этих следствий. Например, если из 100 наблюдений С1 произошло 50 раз, С2 – 20 раз, С3 – 30 раз, то вероятности этих следствий будут равны соответственно 0,5; 0,2; 0,3. Вероятностный характер причинности не означает её произвольности: порождаются не любые следствия, а вполне определённые с определёнными вероятностями.

В XIX веке была известна только однозначная причинность. Французский учёный П.Лаплас полагал, что если бы какому-то уму были известны координаты и скорости всех атомов, то он с абсолютной точностью мог бы предсказать всё дальнейшее развитие мира. Такая форма детерминизма получила название лапласовского. Сейчас принято, что определяющую роль в мире играет вероятностная причинность, а однозначная – её частные случай, когда вероятность какого-то следствия равна единице. Это означает, что в наступлении никакого события нельзя быть абсолютно уверенным, что невозможны абсолютно точные прогнозы. Должно ли это приводить нас к пессимизму? Нет. Вероятностному миру мы должны противопоставить многовариантный характер деятельности, и если один вариант не срабатывает, то, не впадая в панику, переходить ко второму, третьему из заранее приготовленных сценариев деятельности, идя к своей цели.

Люди познают причины и другие детерминирующие факторы для того, чтобы преобразовывать бытие – устранять ненужные, вредные явления (болезни, преступления, войны и др.) и, наоборот, вызывать к жизни полезные явления. Диалектическому детерминизму противостоят две неверные концепции – монокуазализм и кондиционализм. Монокуазализм признаёт лишь роль причины в возникновении следствия. Такая позиция ослабляет практику. Не всегда можно устранить вредные причины. Например, не устранены с планеты возбудители гриппа, туберкулёза, и воспрепятствовать этим болезням можно в основном устранением определённых условий. Не принимая условия в расчёт, нельзя и провести соответствующие мероприятия.

Кондиционализм – учение, которое все детерминирующие факторы считает равноценными, не различая среди них причину, условия и повод. Такая позиция тоже неадекватна действительности, поскольку эти факторы неравноценны. Причина незаменима для следствия, устранение причины даёт полную гарантию отсутствия следствия. Условия же – это ряд необходимых, но взаимозаменяемых факторов. Устранение данных условий ещё не гарантирует отсутствия следствия. Например, устранение простуды ещё не гарантирует того, что туберкулёз не возникнет при других вредных условиях (курение, недоедание и др.). Конечно, чтобы избежать нежелательных следствий, мы должны по возможности действовать и на причину, и на условия, и на повод, но следует знать, что эффективность этих действий будет различной. Наименьшая из них присуща воздействию на повод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: