Содержание и форма

Любой объект представляет собой единство содержания и формы. Содержание – это состав объекта, совокупность его элементов, процессов, свойств, противоречий, связей. Форма – способ существования, выражения и развития содержания. Например, содержанием учебного процесса служит приобретение студентами знаний, а формами – лекции, семинары, практические занятия, работа с учебниками, компьютером и др. Различают внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форма, или структура, есть совокупность связей и отношений между элементами содержания, а внешняя форма (внешность, наружность, вид) – способ связи объекта с другими объектами. Например, содержанием куска льда служат молекулы воды, внутренней формой – кристаллическая решётка, а внешней – очертания куска. Ещё пример – художественное произведение, допустим, роман. Содержание здесь – идеи, образы и характеры героев; внутренняя форма – композиция, сюжет, язык; внешняя форма – бумага, шрифт, перелёт и пр. Внутренняя форма более существенна для объекта, чем внешняя, однако и внешняя форма играет определённую роль. Сравним, например, черно-белый фильм и тот же фильм в цветном исполнении.

Каково же взаимоотношение формы и содержания? Некоторые философы вслед за Аристотелем считали, что форма и содержание вначале существуют отдельно, а затем форма организует содержание. Такой подход, абсолютизирующий роль формы, называют формализмом. В действительности же нет самих по себе формы и содержания, а есть объекты, системы, обладающие и формой и содержанием. Форма и содержание находятся в единстве. Не существует бесформенного содержания, содержание так или иначе оформлено. Нет и бессодержательной формы, форма всегда выражает то или иное содержание. Когда используют понятия «бесформенный» или «бессодержательный», то допускают неточность. В подобных случаях надо говорить о несовершенной, некрасивой форме или бедном, неразвитом содержании.

Единство формы и содержания допускает их относительную самостоятельность. Она выражается в том, что, во-первых, одно и то же содержание может воплощаться в разных формах, и, во-вторых, одна и та же форма может выражать разное содержание.

Содержание и форма представляют собой диалектическое противоречие, которое играет существенную роль в развитии систем. Ведущей стороной служит содержание: форма организации системы определяется тем, что организуется. В процессе развития содержание изменяется непрерывно, форма относительно консервативна. До границы меры изменение содержания не приводит к изменению формы, когда же несоответствие между растущим содержанием и устаревшей формой достигает критической степени, то старая форма сбрасывается и заменяется новой. Новая форма стимулирует последующие изменения содержания, и процесс развития ускоряется. В этом проявляется активная роль формы. Пока она соответствует содержанию, она стимулирует его развитие. Но в дальнейшем снова возникает несоответствие между формой и содержанием, происходит смена формы и т.д.

Из изложенных положений следует, что во всех сферах деятельности основные усилия должны быть направлены на развитие содержания, недопустимо преувеличивать или абсолютизировать роль формы. Однако, отрицая формализм, нельзя впадать и в другую крайность – в игнорирование или преуменьшение роли формы. Содержание важнее формы, но именно для всемерного развития содержания необходимо заботиться и о форме. Смена форм не должна быть самоцелью. Критерием необходимости их смены должна быть не новизна формы, а характер её действия на содержание. Одни формы быстро теряют свою эффективность, другие сохраняют её очень долго. Например, лекция как форма обучения существует уже много веков и до сих пор считается ведущей в вузе. Развитие идёт оптимально при взаимном соответствии содержания и формы. Особенно важно это в дипломатии, юридической сфере и искусстве. Единство глубокого, гуманистического содержания и совершенной, высокохудожественной формы характерно для настоящего художественного произведения.

В медико-биологических и сельскохозяйственных науках большую роль играют понятия структуры и функции, которые выражают определённые аспекты категорий формы и содержания. Под структурой в этих науках понимают пространственные отношения между элементами, т.е. строение системы, а под функцией – процессы, протекающие в системе и её частях. Аналогично форме и содержанию структура и функция существуют в неразрывном единстве. Поэтому нельзя глубоко изучить структуру, не обращаясь к исследованию функции, и наоборот. Неправомерно деление болезней на функциональные и органические; то, что иногда называют функциональными болезнями, есть заболевания, морфологические изменения при которых имеют микроструктурный характер и ещё не выявлены. Таким образом, принцип единства структуры и функции ориентирует на более глубокое познание патогенеза.

Ведущая роль во взаимоотношениях структуры и функции принадлежит функции: в процессе эволюции отбираются организмы с такими структурами, которые обеспечивают более успешное выполнение нужных организму функций. Например, функция полёта определила форму тела птицы, лёгкость и тонкость костной системы, наличие и форму крыльев. Функция зрения определила строение глаза, а труд – строение руки человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: