Финансовый контроль является важной функцией управления финансами и неотъемлемым элементом финансового механизма любого звена системы финансов. Контроль вообще предполагает деятельность контролирующего субъекта по воздействию на объект управления путем проверок и отслеживания процесса функционирования последнего и результатов выполнения управленческих решений, а также по принятию адекватных контрольных мер.
Финансовый контроль берет свое объективное начало от контрольной функции финансов. На практике он тесно связан с финансовым планированием и регулированием. Финансовый контроль предусматривает проверку и мониторинг исполнения финансовых планов и результатов принятия мер финансового регулирования. В свою очередь, результаты финансового контроля используются при финансовом планировании и регулировании для повышения их качества и эффективности. Финансовый контроль связан с деятельностью органов власти и ее специализированных контролирующих структур, направленной на отслеживание финансовых потоков в экономике страны и ее территориях, на проверку полноты и своевременности формирования публичных доходов, законности, результативности и эффективности осуществления публичных расходов и использования государственных (муниципальных) активов. Финансовый контроль осуществляется также на уровне предприятий (организаций) и домашних хозяйств в процессе отслеживания и мониторинга соответственно менеджментом и физическими лицами частнохозяйственных финансовых потоков, доходов и расходов, а также в ходе проверки финансовой деятельности хозяйствующих субъектов сторонними контролирующими органами и независимыми аудиторскими компаниями.
Финансовый контроль – это многогранная управленческая деятельность, принимающая разнообразные виды и формы государственного и частнохозяйственного финансового контроля. Контрольная деятельность осуществляется на основе специальных методов, включая различные виды проверок и наблюдений. Такое разнообразие видов, форм и методов финансового контроля лишь подтверждает его большое значение как элемента механизма управления финансами, обеспечивая ее надлежащее функционирование и реализацию государственной, муниципальной и корпоративной финансовой политики.
Таким образом, финансовый контроль представляет собой управленческую деятельность (совокупность действий и мер) органов публичной власти, специальных контролирующих органов, менеджмента организаций и домашних хозяйств, предлагающую в различных видах и формах отслеживание и наблюдение финансовых потоков, проверку полноты и законности формирования публичных и частнохозяйственных доходов, законности и эффективности их использования для получения достоверной информации о процессе реализации финансовых планов, решений, финансовой политики, а также принятие мер ответственности к нарушителям финансовой дисциплины и мер по устранению выявленных недостатков.
Целью финансового контроля является своевременность выявления отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на макро-, мезо- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их предотвращению, недопущению впредь и устранению.
Задачами финансового контроля должны быть:
- обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов публичной власти всех уровней организаций и индивидуальных предпринимателей;
- обеспечение устойчивого состояния публичных и частнохозяйственных финансов;
- создание условий и контроль соблюдения субъектами публичной власти и хозяйствования норм действующего финансового и связанного с ним законодательства, а также других норм финансового права;
- контроль выполнения органами публичной власти и хозяйствующими субъектами финансовых обязательств;
- повышение ответственности органов публичной власти и субъектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективности использования финансовых ресурсов;
- оперативное выявление резервов повышения финансовой устойчивости, предотвращение и устранение недостатков финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.
Названные задачи уточняются в отношении конкретных отраслей, видов и форм финансового контроля. Комплексное решение задач финансового контроля возможно лишь тогда, когда он функционирует как полноценная система. Система финансового контроля представляет собой совокупность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий. Содержание системы финансового контроля наглядно представлено на рис. 7.6.
Отрасли и виды финансового контроля в целом соответствуют отраслям и звеньям системы финансов, то есть включают в себя государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный контроль и прочие его виды; негосударственный (частнохозяйственный) финансовый контроль, в том числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности. Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и другие его формы.
Рис. 7.6. Содержание системы государственного финансового контроля
Элементы финансового контроля наполняют его конкретным содержанием. К ним относятся: объекты и субъекты, методы, информационная база и стандарты контроля, ответственность и меры воздействия на объект и субъект контроля.
Объектами финансового контроля выступают количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро-, мезо- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов публичной власти, организаций и домашних хозяйств. Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты – органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц; контролирующие субъекты – уполномоченные органы публичной власти и их должностные лица (парламент, правительство, министерства и ведомства, администрации территорий и их структурные подразделения, управленческий персонал предприятий, организаций и учреждений), специализированные контролирующие органы (органы
Содержание системы государственного финансового контроля, специальные контролирующие подразделения, создаваемые органами публичной власти и органами управления хозяйствующих субъектов, негосударственные контролирующие органы) и квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность на законных основаниях (независимые аудиторы, специалисты, привлекаемые для целей общественного контроля и др.). Все субъекты финансового контроля наделены правами и обязанностями в соответствии с нормами публичного права, уставом и другими внутренними документами организаций.
Отрасли и виды финансового контроля в целом соответствуют отраслям и звеньям системы финансов, то есть включают в себя государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный контроль и прочие его виды; негосударственный (частнохозяйственный) финансовый контроль, в том числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности. Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и другие его формы.
Элементы финансового контроля наполняют его конкретным содержанием. К ним относятся: объекты и субъекты, методы, информационная база и стандарты контроля, ответственность и меры воздействия на объект и субъект контроля.
Объектами финансового контроля выступают количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро-, мезо- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов публичной власти, организаций и домашних хозяйств. Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты – органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц; контролирующие субъекты – уполномоченные органы публичной власти и их должностные лица (парламент, правительство, министерства и ведомства, администрации территорий и их структурные подразделения, управленческий персонал предприятий, организаций и учреждений), специализированные контролирующие органы (органы государственного контроля, специальные контролирующие подразделения, создаваемые органами публичной власти и органами управления хозяйствующих субъектов, негосударственные контролирующие органы) и квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность на законных основаниях (независимые аудиторы, специалисты, привлекаемые для целей общественного контроля и др.). Все субъекты финансового контроля наделены правами и обязанностями в соответствии с нормами публичного права, уставом и другими внутренними документами организаций.
Методы финансового контроля представляют собой конкретные способы проведения контрольных действий, осуществляемые в виде обследования, мониторинга, надзора и различных типов проверок и ревизий, проводимых контролирующими субъектами. Методы финансового контроля – наиболее содержательная часть контрольных процедур и действий.
Важным элементом финансового контроля является его информационная база, то есть совокупность фактов финансово-хозяйственной жизни, которая характеризует конкретный объект контроля и используется контролирующим субъектом для осуществления контрольных процедур. Информационную базу составляют показатели финансовых планов и результаты их исполнения, данные органов государственного контроля и государственной статистики, информация, содержащаяся в отчетности контролируемых субъектов, данные их бухгалтерского, производственного, финансового, управленческого, налогового учета и другая информация.
Стандарты финансового контроля – это утвержденная уполномоченными органами совокупность правил и норм осуществления контрольной деятельности. Стандарты государственного финансового контроля и аудиторской деятельности зафиксированы в законодательных и нормативных актах, регламентирующие основы организации и правила проведения финансового контроля (в том числе, отдельных его видов) и аудита. С целью стандартизации контрольной деятельности разрабатываются методические рекомендации (инструкции) по конкретным вопросам организации финансового контроля, разъясняющие способы и приемы осуществления контрольных процедур, например, порядок проведения проверок и ревизий, информационная технология камеральных налоговых проверок и финансового мониторинга, стандарты банковского и страхового надзора, правила проведения аудита и др. Стандарты внутрихозяйственного финансового контроля разрабатываются самими организациями и утверждаются их руководителями. Субъекты финансового контроля могут также пользоваться стандартами, не имеющими прямого отношения к контрольным процедурам, но отклонения от которых приводят к различного рода финансовым нарушениям. Имеются в виду отечественные и международные стандарты финансовой отчетности, правила ведения бухгалтерского и налогового учета, бюджетные социальные нормы и стандарты, правила взимания налогов и других обязательных платежей и многие другие правила и финансовые нормативы.
Финансовый контроль неразрывно связан с ответственностью его субъектов (как контролируемых, так и контролирующих). Она наступает в случае нарушения ими норм финансового права и ненадлежащего исполнения обязанностей руководителями публично-правовых образований, предприятий и их подразделений, отвечающими за организацию финансовых потоков. В случае выявления контролирующими органами нарушений норм финансового права со стороны контролируемых субъектов последние несут административную, гражданско-правовую, уголовную и дисциплинарную ответственность. Должностные лица органов публичной власти несут также ответственность в соответствии с законами о государственной (муниципальной) службе и другими нормами права. При нарушении внутрихозяйственного порядка на уровне предприятия обычно наступает лишь гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.
Ответственность субъектов контроля реализуется через систему мер воздействия (предупреждения и принуждения) в виде финансовых санкций, лишения или ограничения права заниматься профессиональной деятельностью лишения физических лиц свободы, снятия работников с должности, арест имущества и др. Финансовые санкции – это выраженные в деньгах меры ответственности (наказания) юридических лиц (их руководителей, должностных лиц) и физических лиц, виновных в совершении финансовых нарушений. К финансовым санкциям относятся денежные штрафы, пени и неустойки, приостановка операций по счетам в банках, изъятие бюджетных средств, распродажа активов в счет погашения долгов, восстановление и принудительное взимание налогов, денежная компенсация убытков, нанесенных другим лицам, и т.п. Финансовые санкции, устанавливаемые органами публичной власти (публично-правовые санкции), регламентируются нормами финансового права и применяются в бесспорном или судебном порядке, а финансовые санкции, налагаемые организациями на других лиц и своих работников (частноправовые санкции), регулируются, соответственно, условиями хозяйственных, гражданско-правовых договоров и внутренними документами (приказами руководителя и т.д.).
Как любая система, финансовый контроль строится на определенных принципах. Чаще всего выделяют следующие принципы организации финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность и прозрачность, разграничение функцией и полномочий.
Законность контроля – один из основополагающих принципов его организации. Он предполагает, что деятельность контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется на публично-правовой и частноправовой основе. В качестве публично-правовой основы выступает законодательная и нормативная база, регламентирующая контрольную деятельность в рамках проведения государственного контроля и аудита, а в качестве частноправовой основы – внутренние документы (устав, положения, приказы и т.д.) хозяйствующего субъекта и его уполномоченных лиц, регламентирующие организацию внутрихозяйственного (внутреннего) финансового контроля. Законность контроля обеспечивается также соответствием публично-правовых и частноправовых актов о контроле и контролирующих органах законодательству Российской Федерации, их строгим соблюдением и ответственностью за допущенные нарушения.
Объективность финансового контроля обеспечивается достоверностью информации и непредвзятостью уполномоченных контролирующих органов, подразделений и должностных лиц, профессионализмом и опытом специалистов, ответственностью за результаты контроля, недопустимостью искажения отчетности и процедурной обеспеченностью контрольных действий.
Независимость контроля, обычно заявляемая в специальной литературе как всеобщий принцип, не следует понимать безусловно. С одной стороны, независимым принято считать негосударственный контроль, уполномоченные органы и лица которого не находятся в финансовой, организационной и иной зависимости от органов публичной власти, вышестоящих организаций и должностных лиц (аудиторский, общественный и отчасти внутрихозяйственный контроль). Все прочие виды контроля являются в большей или меньшей степени зависимыми. С другой стороны, можно говорить об относительной организационной и функциональной независимости контрольных органов. Финансовый контроль может быть результативным только при условии независимости уполномоченных органов и лиц от контролируемых субъекта или объекта, самостоятельности в выборе программы и способов реализации контрольных действий, в использовании предоставляемых контролирующим субъектам прав в области проведения контроля.
Под гласностью и прозрачностью финансового контроля понимается публичность (общедоступность) его результатов с учетом соблюдения правил сохранения государственной и коммерческой тайны, тесная связь органов контроля с законодательными (представительными) ветвями власти, доступность и полнота информации, используемой в контрольной деятельности, ответственность лиц за сокрытие и искажение информации. На практике этот принцип реализуется путем публикации ежегодных отчетов организаций, передачи в средства информации данных и результатов контроля, нормативно-правовое и методическое обеспечение гласности, разработки системы ограничений по защите информации.
Принцип разграничения функций и полномочий предполагает четкое разделение в рамках единой системы финансового контроля сфер, функциональных обязанностей и вопросов ведения между уполномоченными контролирующими субъектами. Такое разграничение осуществляется в отраслевом (по контролирующим сферам), видовом (по видам контроля), подконтрольном субъектном и объектном разрезах. Это необходимо для предотвращения дублирования в деятельности контролирующих органов, структур и должностных лиц.
Характеристика структуры системы финансового контроля была бы не полной без включения в ее состав процедур проведения контрольных действий – установленного порядка осуществления контрольного процесса (контрольной деятельности). Контрольный процесс представляет собой целенаправленную деятельность контролирующих субъектов с использованием специальных методов непосредственного осуществления контрольных действий и операций. Обычно выделяют следующие этапы процесса финансового контроля.
1) планирование (определение объекта, цели, задач, форм, видов и методов контроля, а также показателей, по которым будет осуществляться оценка деятельности контролируемого субъекта и его решений);
2) проведение контроля (сбор оперативных данных и накопление иной информации, характеризующих состояние объектов контролируемого субъекта, и их предварительная оценка);
3) оценка и систематизация результатов контроля и принятие по ним решений (обобщение и упорядочение собранной информации по установленным критериям, окончательная оценка результатов контроля, принятие решений, включая меры ответственности, и оформление отчетного документа);
4) исполнение результатов контроля и решений (доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных сторон и лиц, разработка и реализация мероприятий по устранению выявленных нарушений и слабых мест, применение мер ответственности к виновным лицам).
Отрасли, виды, формы и методы финансового контроля.
Сфера распространения финансового контроля охватывает две крупные его отрасли: государственный (муниципальный) финансовый контроль и негосударственный (частнохозяйственный) финансовый контроль. Необходимость выделения отраслей финансового контроля обусловлена структурным делением системы финансов на публичные и частнохозяйственные финансы, отличающиеся степенью централизации и правовой формой движения финансовых ресурсов, образования и использования доходов в экономике.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется органами публичной законодательной (представительной) и исполнительной власти, а также специально созданными контролирующими органами с целью обеспечения законности, целесообразности, результативности и эффективности формирования и использования финансовых ресурсов и доходов государства и муниципальных образований. Однако он не ограничивается только государственным (муниципальным) сектором экономики. Область государственного финансового контроля распространяется также на уровень экономики в целом (контроль инфляции, структуры ВВП по доходам и расходам, валютный и денежно-кредитный контроль) и на ее частный сектор путем проверки соблюдения налогового, банковско-кредитного, страхового, инвестиционного, антимонопольного и иного законодательства, контроля целевого и эффективного использования государственных (муниципальных) заказов, бюджетных кредитов, субсидий и дотации, мониторинга крупных и сомнительных финансовых операций и сделок. Таким образом, объектом государственного (муниципального) контроля является вся совокупность денежных отношений, обеспечивающих функционирование экономики страны, ее структурных сфер, отраслей, видов деятельности и территорий, связанная с формированием и использованием финансовых ресурсов и доходов органов государственной власти и местного самоуправления.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль отличается видовым разнообразием, как по субъектным, так и по объектным классификационным признакам.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется различными уполномоченными субъектами, состав и функции которых зависят от формы государственного управления и государственного устройства страны, других ее особенностей и традиций.
Во-первых, в зависимости от институциональной структуры публичной власти выделяют: финансовый контроль, осуществляемый органами законодательной (представительной) власти; финансовый контроль, осуществляемый главой государства (субъекта федерации федеративного государства); финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.
В России первый вид контроля осуществляется двояким образом: непосредственно органами государственной законодательной (представительной) власти и местного самоуправления (Советом Федерации и Государственной Думой РФ, законодательными собраниями субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления); через специально созданные ими контролирующие органы (Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ). Контроль, осуществляемый обеими палатами Федерального Собрания и их финансовыми комитетами, а также региональными и местными органами законодательной (представительной) власти, производится в процессе рассмотрения и принятия связанных с финансами законов (решений), рассмотрения и утверждения бюджета, заслушивания отчета об его исполнении, в ходе деятельности постоянных и специальных комиссий по расследованию определенных финансовых нарушений и т.д. Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ осуществляют контроль за расходованием средств соответствующих бюджетов, использованием государственного имущества и других финансовых вопросов в порядке собственной инициативы и по запросу законодательных органов власти.
Финансовый контроль со стороны Президента РФ и глав субъектов РФ осуществляется виде надзора за исполнением издаваемых ими указов и распоряжений, касающихся финансовых вопросов. Такой контроль, например со стороны Президента РФ, осуществляется как непосредственно самим главой государства, так и через его Администрацию и уполномоченные им контрольные органы, в частности, Главное контрольное управление Президента. Подобный порядок действует и на региональном уровне.
Финансовый контроль исполнительной власти в России осуществляется через систему контрольных органов, формируемую Правительством РФ и администрациями субъектов РФ и местного самоуправления. Контроль в данном случае возлагается на Министерство финансов РФ и его ведомственные структуры, Федеральное казначейство и его территориальные управления, финансовые органы субъектов РФ и их структурные подразделения, финансовые органы муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.
Во-вторых, в зависимости от уровня публичной власти финансовый контроль и его органы в федеративном государстве делятся на: федеральные, региональные и муниципальные. Федеральными органами контроля в России являются Министерство финансов РФ и его федеральные службы, Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др. В регионах создаются и функционируют финансовые органы и контрольно-счетные палаты субъектов Федерации, управления государственного финансового контроля и другие контрольные органы субъектов РФ. На местном уровне финансовый контроль осуществляют собрания местного самоуправления и муниципальные финансовые органы.
В составе специальных органов государственного финансового контроля выделяются контрольные органы широкой юрисдикции (с широкими полномочиями) и специализированные на каком-либо одном направлении органы контроля. К первым относятся, например, Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ и контрольные палаты субъектов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др. Узко специализированными контролирующими органами являются, например, Банк России (в лице его надзорных структур), Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба страхового надзора и др.
Государственный финансовый контроль в разрезе пообъектного классификационного признака делится на денежно-кредитный, валютный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, страховой, банковский контроль, антимонопольный контроль (в части соблюдения финансового законодательства), контроль денежных доходов и расходов населения и т.д. В широком понимании бюджетный контроль включает в себя налоговый, внебюджетный, таможенный и другие виды контроля, однако каждый из них имеет и самостоятельное значение – свои конкретные цели, задачи, объекты, субъекты и методы.
Второй отраслью финансового контроля является негосударственный (частнохозяйственный) финансовый контроль, который включает в себя следующие виды: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль организаций и домашних хозяйств, общественный финансовый контроль. Негосударственный финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторскими организациями либо аудиторами и общественными организациями, объединениями, а также должностными лицами, специализированными подразделениями организаций и отдельными специалистами, индивидуальными предпринимателями и членами семей с целью проверки и отслеживания целесообразности, законности, достоверности и эффективности внутрихозяйственных финансовых потоков. Объектом такого финансового контроля является вся совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов и доходов организаций и домашних хозяйств.
Важное место в составе негосударственного финансового контроля занимает аудиторский контроль. Он представляет собой контрольную деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями или отдельными аудиторами, путем проведения независимых проверок правильность отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составления финансовой отчетности организациями. В переводе с латинского языка термин «аудит» происходит от латинского глагола «слушать», что подчеркивает доверительность во взаимоотношениях аудитора со своим клиентом (аудируемым лицом). Поэтому основной целью аудита является составление (со стороны аудитора) и получение (со стороны аудируемого лица) независимого квалифицированного мнения о правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность субъекта и ее конечные результаты, и о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также разработка рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности. В процессе проверки аудитор должен определить по каждому разделу аудита: полноту отражения объектов имущества и финансовых обязательств; точность расчета объектов имущества и обязательств; адекватность стоимости объектов и выбранных методов их оценки реально сложившейся ситуации; соответствие операций и фактов с тем периодам, когда они реально произошли; принадлежность субъекту активов и пассивов; адекватность применяемой корреспонденции счетов установленным правилам и наличием объяснений по спорным моментам. По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, которое может быть предназначено как для внутренних пользователей (руководства и собственников аудируемого лица), так и для внешних пользователей (налоговых органов, инвесторов) в зависимости от вида аудиторской проверки.
В международной и отечественной теории и практике аудита выделяются следующие его виды: оперативный аудит, аудит на соответствие требованиям и аудит финансовой отчетности. Названные виды аудиторского контроля могут принимать формы внешнего и внутреннего, инициативного и обязательного аудита.
Операционный аудит предполагает проверку любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее производительности и эффективности. Результатом аудита является передача управленческому персоналу рекомендаций по совершенствованию операционной деятельности. Аудит на соответствие принятым требованиям проводится в целях установления соответствия: бухгалтерской отчетности принципам бухгалтерского учета, действий налогоплательщиков требованиям налогового законодательства, деятельности государственных организаций установленным предписанием, действий внутренних подразделений организации требованиям её администрации и т.д. Аудит финансовой отчетности предполагает проверку на соответствие финансовой (бухгалтерской) отчетности определенным критериям: действующему законодательству и положениям по бухгалтерскому учету, имеющейся информации о движении денежных средств или какой-либо другой основе, свойственной бухгалтерии проверяемого субъекта. Результаты аудита финансовой отчетности в виде заключения обычно рассчитаны на всех пользователей.
Внешний аудит осуществляется сторонними для аудируемого субъекта специалистами-аудиторами главным образом на договорной основе, которые должны высказать и засвидетельствовать своё мнение об объекте аудиторской проверки. Объём, содержание и характер внешнего аудита определяются договором, а также качеством внутреннего аудита, но обычно ориентирован на важнейшие позиции отчетности и источники доходов. Внешний аудит связан с выявлением фактов мошенничества и хищений, приписок и иных искажений отчетности. Внутренний аудит осуществляется специалистами по учёту, контролю и анализу, работающими в данной хозяйственной системе, для удовлетворения потребностей её администрации. Проверке подлежат хозяйственно-финансовые операции, эффективность использования ресурсов, состояние учёта, отчетности и внутрихозяйственного контроля, в том числе, на соответствие принятой учетной политике и общеметодическим положениям. Внутренний аудит является частью внутрихозяйственного контроля и прямо связан с текущим обеспечением сохранности активов, контролем постановки и организации материальной ответственности, выявлением и ликвидацией задолженностей по недостачам, растратам и хищениям.
Инициативный аудит обычно проводится по решению руководства организации (иногда индивидуального предпринимателя) или его учредителей. Целью такого аудита является выявление недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности и исчисления налогов, проведение анализа финансового состояния, разработка рекомендаций по повышению эффективности его деятельности. Заказчиками проверки могут выступать также партнеры предприятия по бизнесу (поставщики, банки, потенциальные инвесторы), правоохранительные органы (при наличии санкции) и др. Обязательный аудит – это ежегодная аудиторская проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в отношении следующих субъектов: открытых акционерных обществ, бирж, инвестиционных фондов, государственных внебюджетных фондов, негосударственных социальных и иных фондов; государственных и муниципальных унитарных предприятий; организаций или индивидуальных предпринимателей, объём выручки от реализации которых за один год превышает в 500 тыс. раз законодательно установленный минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов которых на конец отчетного года превышает МРОТ в 200 тыс. раз.
В отличии от государственного финансового контроля аудиторский контроль осуществляется на договорных началах, аудируемый субъект имеет право выбора аудиторской организации или аудитора, выявление в ходе проверки финансовых нарушений непосредственно не влечет за собой применения финансовых санкций.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией и специальными подразделениями организаций, а также домашними хозяйствами (индивидуальными предпринимателями и непредпринимателями) с целью контроля результативности и эффективности использования финансовых ресурсов, предотвращения и выявления финансовых нарушений и злоупотреблений в собственном хозяйстве. По субъектам внутрихозяйственный финансовый контроль делится на контроль коммерческих организаций, контроль некоммерческих организаций, контроль домашних хозяйств. Внутрихозяйственный финансовый контроль организаций имеет ряд особенностей: контрольные действия осуществляют работники хозяйствующего субъекта; отсутствует единая нормативно-правовая база контрольной деятельности, что позволяет говорить об индивидуальности контрольного процесса, определяемой руководством субъекта постоянный характер контрольной деятельности. Внутрихозяйственный финансовый контроль направлен на повышение ответственности работников и должностных лиц организации, обеспечение платежеспособности и рационального использования финансовых ресурсов (доходов), выявление и предотвращение финансовых нарушений и злоупотреблений, устранение недостатков и диспропорций в области организации финансов и накопление информации для принятия управленческих финансовых решений. Наибольшей самостоятельностью и возможностью проведения полноценного внутрихозяйственного финансового контроля обладают коммерческие организации. В рамках некоммерческих бюджетных учреждений роль внутрихозяйственного контроля перекрывается первостепенной значимостью государственного финансового контроля. Внутрихозяйственный финансовый контроль домашних хозяйств наиболее демократичен, но он ограничен финансовыми и иными возможностями этих субъектов и, чаще всего, основан на совмещении руководящих и контрольных функций в одном лице – индивидуальном предпринимателе или главе семьи.
Еще одной разновидностью негосударственного финансового контроля является общественный финансовый контроль, который осуществляется представителями общества – общественными организациями и объединениями. Такими контролирующими субъектами в России являются Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов Федерации, профессиональные союзы, религиозные организации, общественные организации и союзы инвалидов, Союз промышленников и предпринимателей и др. Целью общественного финансового контроля является защита финансовых интересов граждан, а его объектом – денежные отношения, возникающие в процессе нарушения финансовых прав и ущемления финансовых интересов граждан, их отдельных социальных и профессиональных групп со стороны органов государственной (муниципальной) власти и работодателей.
Видовое разнообразие государственного и негосударственного финансового контроля дополняется разнообразием его форм. Под формами финансового контроля понимаются конкретные особенности контрольной деятельности в зависимости от того или иного формального признака. В этой связи можно выделить следующие основные формы финансового контроля:
1) в зависимости от времени проведения контрольных действий по отношению ко времени совершения подконтрольного финансового действия (операции): предварительный, текущий и последующий контроль;
2) в зависимости от места проведения контрольных действий: камеральный и выездной контроль;
3) по критерию отношения друг к другу контролирующего и контролируемого субъектов: внешний и внутренний контроль;
4) в зависимости от полноты и масштаба охвата объектов контрольными действиями: сплошной и выборочный, комплексный и тематический контроль;
5) в зависимости от периодичности проведения контрольных действий: систематический, периодический и разовый контроль.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до момента совершения подконтрольных финансовых операций и действий с целью предотвращения возможных финансовых нарушений и недостатков. Например, предварительный казначейский контроль, проверка бюджетных и сметных параметров, показателей финансовых планов до их утверждения уполномоченными органами управления и т.д. Текущий финансовый контроль – это контроль, проводимый в процессе осуществления финансовой деятельности (действий и операций) с целью оценки текущего состояния контролируемого объекта, оперативного выявления недостатков и отклонений от параметров финансовых планов. В процессе текущего финансового контроля осуществляется мониторинг исполнения финансовых планов и прогнозов, рассматриваются и проверяются отдельные аспекты финансовой деятельности и т.д. Последующий финансовый контроль предполагает проведение проверок, ревизий и других контрольных действий после совершения подконтрольных действий и операций, чаще всего, по результатам финансовой деятельности за определенные отчетные периоды (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) с целью полной оценки состояния контролируемого объекта и субъекта, выявления финансовых нарушений и их устранения. Обычно по результатам последующего контроля составляются акты, где указываются нарушения и меры по их устранению.
Камеральный финансовый контроль совершается по месту нахождения контролирующего органа на основе документов, предоставляемых контролируемым субъектом, а выездной финансовый контроль – по месту нахождения контролируемого субъекта на основе первичных документов и непосредственного осмотра объекта контроля. Внешним является финансовый контроль, осуществляемый независимыми от контролируемого субъекта контролирующими органами, например, контроль органов государственного финансового контроля деятельности органов публичной власти, аудиторский, налоговый контроль деятельности организаций и т.д. Внутренний финансовый контроль - это ведомственный контроль, осуществляемый в структуре системы органов публичной власти, и контроль, осуществляемый администрацией и специальными подразделениями организаций, а также домашними хозяйствами, в отношении внутрихозяйственных финансовых потоков и других объектов контроля.
Сплошной финансовый контроль охватывает все финансовые потоки (операции) подконтрольного субъекта в целом, а выборочный – только ту их часть, которая определена в качестве эталонной (по ней можно судить о состоянии контролируемого объекта и субъекта в целом), приоритетной или проблемной. Комплексный и тематический финансовый контроль близки по содержанию и целям сплошному и выборочному контролю, соответственно, но охватывают не только финансовые потоки (операции), но и другие, связанные с ними, аспекты хозяйственной деятельности и объекты (примером может служить контроль путем ревизии). Систематический финансовый контроль проводится постепенно, без привязки к конкретным периодам; периодический контроль осуществляется регулярно, но в установленные сроки (чаще всего, по итогам отчетных периодов), а разовый контроль – единовременно и, как правило, без установления конкретных сроков.
Формы финансового контроля непосредственно связаны с определенными его методами. К основным методам финансового контроля обычно относят: проверку, ревизию, обследование, надзор и мониторинг, учёт налогоплательщиков и некоторые другие.
Важное место в системе методов финансового контроля, особенно государственного, занимают финансовые проверки. Они представляют собой разовые или систематические контрольные действия в виде обследования и проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и налоговых расчетов, соблюдения законности отдельных финансовых операций и всей финансовой деятельности проверяемого субъекта, а также применения мер ответственности за допущенные финансовые правонарушения. Финансовые проверки могут быть:
- камеральные (осуществляются по месту нахождения контролирующего органа) и выездные (проводятся по месту нахождения и/или экономической деятельности проверяемого субъекта);
- тематические (осуществляются по определенным, выбранным для проверки вопросам) и комплексные (охватывают всю финансовую деятельность субъекта);
- повторные и встречные (проводятся для уточнения результатов предыдущих проверок и по инициативе вышестоящего контролируемого органа для проверки деятельности предшествующих контролеров);
- документальные (анализ первичных бухгалтерских документов и финансовой отчетности) и инвентаризационные (проверки на соответствие данных, отраженных в финансовых документах и отчетности, фактическому наличию активов/имущества);
- плановые и внеплановые.
Обследование представляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализу информации по определенным объектам контроля с целью определения целесообразности проведения проверки. Обследование может проводиться также путем опроса, наблюдения, обмера, инспектирования и т.д.
К проверке близок по своей сути такой метод финансового контроля, как ревизия – комплекс различных разновидностей проверок финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта и действий его должностных лиц. Чаще всего, ревизионная деятельность предполагает использование приемов документальных и инвентаризационных выездных проверок. По сравнению с проверками, ревизия позволяет собрать более полную и достоверную информацию о состоянии субъекта, так как охватывает более широкий круг вопросов и методов финансового контроля. Ревизия направлена на установление целесообразности, обоснованности и законности финансово-хозяйственных операций, на проверку соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных учёта и отчетности и сохранности имущества, на выявление нарушений и недостатков в деятельности ревизируемого субъекта.
Различают несколько видов ревизий: полная, частичная, комплексная, тематическая, сплошная, выборочная, комбинированная. Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности субъекта контроля. Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Комплексная ревизия является наиболее полной, так как охватывает все стороны деятельности субъекта – его финансовую и хозяйственную деятельность, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, состояния и достоверности бухгалтерского учета и отчетности. Тематическая ревизия осуществляется на определенную тему по деятельности однотипных субъектов и (или) по однотипным операциям, что позволяет выявить типичные нарушения и недостатки при минимальных трудовых затратах и принять меры к их устранению. Сплошная ревизия предусматривает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период. Выборочная ревизия представляет собой проверку определенной части документов за определенный период времени, например за один месяц, и при обнаружении нарушений контролирующие органы переходят к сплошной ревизии. Комбинированная ревизия предполагает сочетание выборочного и сплошного способов контроля по разным участкам (применяется в отношении крупных субъектов с большим объемом документооборота и операций).
Надзор – это метод финансового контроля, представляющий собой совокупность контрольных действий в виде периодического наблюдения за соблюдением организациями условий осуществления лицензируемых видов деятельности (например, страховой, банковский и другие виды надзора). Надзор предполагает контроль за соблюдением установленных правил, норм и нормативов, нарушение которых может повлечь за собой отзыв у организации лицензии.
Мониторинг представляет собой совокупность действий, приемов и способов постоянного, систематического наблюдения за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями наблюдаемого субъекта с целью определения текущих изменений и оперативного выявления «слабых мест».
Учет налогоплательщиков и объектов налогообложения – один из методов государственного налогового контроля, предполагающий контрольную деятельность налоговых органов по выявлению лиц, нарушающих условия или уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и от постановки на учет их имущества (транспортных средств, недвижимости), подлежащего налогообложению поимущественными налогами.
Методом внутрихозяйственного (и одновременно объектом внешнего) финансового контроля выступает система бухгалтерского учета организаций, включающая в себя производственно-хозяйственный, финансовый и управленческий учет. Бухгалтерский учет, в частности, обобщает и систематизирует информацию о фактах финансово-хозяйственной жизни организации, что является одной из задач финансового контроля. Бухгалтерский учет и внутрихозяйственный контроль – две стороны единого учетно-контрольного процесса организации.