Деятельность как проявление активной сущности человека

Подобно тому, как движение – способ существование материи, деятельность – это способ существования человека. Деятельность – это проявление активной сущности человека, заключающееся в целенаправленном познании и изменении бытия, в результате чего создаётся особая реальность – мир культуры.

Исходным моментом деятельности, её причиной служит какая-либо неудовлетворённая потребность. Что бы человек ни делал, он всегда делает это ради удовлетворения какой-либо потребности. Потребность вызывает отрицательную эмоцию – неудовольствие, внутреннее напряжение.

Рис.8.

Отрицательная эмоция (-Э на рис.8) стимулирует субъекта к поиску путей удовлетворения потребностей. Поиск – сложный процесс. Он имеет двойную детерминацию: 1) от субъекта, 2) от окружающего мира (объекта и среды). При формировании цели и выработке способов действий человек исходит из своих потребностей, а также из знаний закономерностей и свойств объекта, условий среды и ожидаемых последствий.

Поиск регулируется и нравственными нормами, на основе которых отсеиваются неприемлемые по моральным соображениям действия. Итогом поиска служат цель и программа деятельности. Цель – это модель будущего желаемого результата. В программе представлена совокупность действий и их последовательность, призванных обеспечить достижение цели. Когда цель и программа выработаны, то человек испытывает чувство удовлетворения, положительную эмоцию (+Э1 на рис.8), которая служит наградой за успешное решение проблемы.

У людей, не обладающих достаточной волей, деятельность на этом этапе может прекращаться. Это так называемые прожектёры. Они ставят высокие цели, составляют сложные планы, фантазируют о своих успехах, но до дела не доходят. У человека же с достаточной волей дальше наступает самый ответственный этап – совокупность умственных и физических действий. К умственным действиям относятся мыслительные операции, ораторские, педагогические, артистические приёмы и др. Физические действия представлены различными движениями и манипуляциями с различными орудиями и средствами деятельности (инструментами, машинами, приборами, вещами, компьютерами и др.). Действия направлены на объект, в качестве которого могут выступать самые различные фрагменты бытия, в том числе другие люди и сам этот человек. Итогом совершённых действий служит определённый продукт, или результат, например, деталь у слесаря, картина у художника, прибыль у экономиста, здоровый пациент у врача и т.д.

Результат действий сравнивается с целью. Если они совпадают, то человек испытывает положительную эмоцию, радость от достижения цели (+Э2 на рис.8), которая служит наградой за успешные действия. Первоначальная отрицательная эмоция (-Э) при этом угасает. На этом деятельность может временно прекращаться до возобновления потребности. Если же результат с целью не совпадает, то бывшая отрицательная эмоция нарастает и стимулирует человека к новым попыткам удовлетворения потребности. Человек при этом может корректировать программу, сменять объект деятельности, наконец, он может изменять цель. Такой процесс реализации неудовлетворённой потребности в иных, более высоких, формах проявления З.Фрейд назвал сублимацией. Например, неудовлетворённая потребность в любви может сублимироваться в художественное творчество или научную работу.

Деятельность человека исторически возникает из поведения животных, но отличается от последней своим осознанным характером. Ещё одно отличие состоит в том, что между собой и миром человек ставит искусственную систему орудий и средств преобразования и познания. Эта техническая система хранится, совершенствуется и передаётся от поколения к поколению, что отсутствует у животных. Некоторые животные могут использовать материальные предметы (камни, палки и др.), но это использование имеет случайный характер, в то время как человечество без техники существовать не может. Возможности животных отражать мир и изменять его, ограничены их биологической организацией. Человек усиливает свои возможности с помощью искусственных средств. Благодаря непрерывному совершенствованию последних познавательные и практические возможности человечества всё время возрастают.

Кроме деятельности человеку присуще и поведение – активность, заключающаяся в выборе, принятии или неприятии тех или иных способов действий на основе определённых норм. Поведение может быть вежливым и грубым, смелым и робким, героическим и подлым, расчётливым и рискованным, адаптивным и дезадаптивным, нравственным и безнравственным и др. Поведение – это компонент деятельности, оно включается в структуру деятельности на этапе выработка цели и программы действия. Поведение влияет на успех деятельности. Например, дисциплинированное поведение способствует успешной учёбе, а вежливое – успеху в установлении личных контактов.

В конкретных видах деятельности человек может выступать либо как её субъект, либо как объект. Как субъект он является творцом материальной и духовной культуры, как объект – её восприемником. Сразу после рождения человек – объект деятельности. Общество воздействует на ребёнка и формирует в нём нужные качества. Этот процесс называется социализацией личности. По мере взросления человек всё больше начинает осуществлять самостоятельную деятельность, т.е. становится её субъектом. Как писал Н.Заболоцкий:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Имеются виды деятельности, в которых человек сразу выступает и субъектом и объектом (самовоспитание, самолечение, физкультура, аутотренинг и др.). Примерно до 7 лет ведущим видом деятельности служит игра, с 7 до 22 лет – учёба, с 22 лет – профессиональная деятельность.

Деятельность выполняет две наиболее общие функции. Одна из них – создание материальных и духовных условий и средств, необходимых для существования людей. Вторая – воспроизводство, развитие и саморазвитие самого человека. Человек развивается и в той деятельности, в которой он выступает объектом, и в той, в которой он служит субъектом. Во втором случае его развитие превращается в саморазвитие. Окончательное становление личности осуществляется в ходе собственной профессиональной деятельности человека. Как отмечал немецкий философ К.Ясперс, «человек становится тем, кто он есть, благодаря занятию, которое он делает главным в своей жизни». Счастливы те лица, которые в молодом возрасте находят своё призвание, посвящают ему жизнь, достигают в ней большого успеха и общественного признания.

Можно выделить несколько типов деятельности. В зависимости от того, новым или же ранее уже достигавшимся является результат, существует продуктивная и репродуктивная деятельность. По социальной значимости непосредственного результата можно выделить труд (положительный результат), игру и развлечения (нейтральный результат), криминальную деятельность (отрицательный результат). Выделяются также познавательная и практическая деятельность. Первая состоит в отражении бытия, а вторая – в его преобразовании. Определяющим типом деятельности служит практика (см. также §6 главы 13). И познание и практика представляют собой сложные системы. Виды познания были охарактеризованы нами в главах 12 и 13. Здесь мы отметим основные виды практики.

Главный из них – материальное производство, преобразование природы, деятельность по созданию, распределению и обмену материальных благ. Второй вид – социально-политическая практика – деятельность по преобразованию экономических, политических, юридических отношений и общества в целом (работа государственных органов, партий, избирательный процесс, войны, революции, массовые движения и др.). Третий вид – научная практика, или эксперименты, заключающиеся в локальном преобразовании действительности с познавательной целью. Четвертый вид – гуманитарная практика, деятельность по воспроизводству и развитию человека. Сюда относится семейная жизнь и деторождение, здравоохранение, физкультура и спорт, игра, педагогическая, художественная (функционирование произведений искусства), религиозная (культовая) и пропагандистская практика. Таким образом, своей практической деятельностью человек охватывает все сферы бытия, стремясь сделать его более соответствующим своим потребностям.

В понимании практики в учебной, да и в научной, литературе очень часто, почти постоянно, встречаются две ошибки, что нельзя оставить без внимания. Во-первых, практика трактуется как материальная деятельность, а познание – как духовная, или идеальная. На самом же деле любая деятельность – и практическая и познавательная – есть единство материального и духовного: мозговая нейродинамика, сокращение мышц, операции с орудиями деятельности, опредмеченные результаты – материальные компоненты любой деятельности, а цель, программа и эмоции – её идеальные компоненты (см. рис. 8). Во-вторых, практика определяется как деятельность по преобразованию объективной реальности. В действительности же практика - деятельность по преобразованию любой реальности, как объективной, так и субъективной, т.е. сознания. Так, пропагандистская, культовая, художественная, педагогическая практика, самовоспитание, аутотренинг, психотерапия - виды деятельности, в которых непосредственно преобразуется сознание людей, и только через это впоследствии может преобразовываться и материальное бытие. Правильный критерий отличия практики от познания – результат взаимодействия субъекта и объекта - преобразование или же только отражение бытия. В практике человек изменяет бытие, а в познании – только формирует его образы. Могут быть виды деятельности, сочетающие в себе практику и познание. Например, педагог учит студентов и в то же время познаёт их. Но возможность такого сочетания не отменяет необходимости чёткой дифференциации познания и практики. Это необходимо, в частности, в связи с тем, что только практика служит ведущим и решающим критерием истины.

§5.Единство свободы и необходимости
в деятельности человека

Выше отмечалось, что деятельность человека имеет двойную детерминацию – от субъекта и окружающего мира. По этой причине она представляет собой единство свободы и необходимости. То в деятельности человека, что определяется его потребностями (желаниями) и нравственными нормами, относится к свободе, а то, что обусловлено закономерностями объекта и внешними условиями, относится к необходимости.

В истории философии существовали две крайние концепции – фатализм (от лат. «фатум» –судьба) и волюнтаризм (от лат. «волюнтас» – воля). Фатализм, отрицая наличие свободы и абсолютизируя необходимость, утверждал, что всё в жизни человека жёстко предопределено, человек ни на йоту не может отклониться от того пути, который ему предназначен. В идеалистических концепциях источником необходимости признавался Бог, а в материалистических – объективные законы и однозначное сцепление причин и следствий. П.Гольбах, один из представителей материалистического фатализма, писал: «Во всех своих поступках человек подчиняется необходимости…его свобода воли есть химера».

Волюнтаризм, напротив, игнорирует необходимость и преувеличивает роль свободы. Действовать в духе волюнтаризма – значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, не ограничивать свои желания никакими факторами. Такая позиция была характерна для атеистического экзистенциализма (Сартр, Камю). Диалектический подход чужд крайностей фатализма и волюнтаризма, он рассматривает деятельность человека как единство необходимости и свободы.

Необходимость – это то, что обязательно, неизбежно произойдёт в данных условиях (см. §7 главы 14). Применительно к человеку – это то, что он обязательно, непременно должен делать. Свобода включает в себя несколько моментов. Во-первых, она предполагает способность выбора линии поведения и отсутствие принуждения. Свобода есть там, где имеется выбор целей, средств, орудий, условий и объектов деятельности. Объективным основанием способности выбора служит существование спектра возможностей, который содержит в себе действительность.

Во-вторых, свобода связана с познанием необходимости. Необходимость существует в виде законов объекта и окружающей среды, которые определяют их свойства. Если человек эти законы не знает, то он и не сможет эффективно воздействовать на объект. Например, врач, не зная законы этиологии и патогенеза, не сможет излечить пациента, а знающий врач свободно это делает. К необходимости относятся и законы, управляющие телесным и духовным бытием самого человека. Их тоже должен учитывать человек, поскольку они определяют его способности и возможности. Эффективность деятельности человека зависит от степени познания им необходимости. Это знание необходимо для того, чтобы путём изменения условий и воздействий на объект заставить законы действовать для определённых целей. Например, узнав инфекционную причину болезни, мы вводим пациенту антибиотик и добиваемся его выздоровления.

Два отмеченных момента – возможность выбора и знание необходимости – образуют содержание лишь формальной свободы, которой ещё недостаточно для счастья. Например, туристические агентства предлагают большой выбор путёвок для отдыха на курортах мира, но человек не имеет денег, чтобы воспользоваться этим выбором. Или, скажем, множество людей занимаются спортом, но из-за недостатка воли или таланта не становятся мастерами спорта. В первом примере (отдых) цель не достигается из-за отсутствия материальных условий, во втором – из-за отсутствия нужных духовных факторов. К сожалению, огромное количество свобод в нашей стране для большинства населения являются формальными. Реальная свобода в дополнение к двум отмеченным моментам включает в себя ещё и третий компонент – наличие материальных и духовных (объективных и субъективных) условий для достижения цели. Итак, реальная свобода – это основанная на знании необходимости и отсутствии принуждения способность выбора линии поведения и достижения цели.

Кроме формальной и реальной выделяют ещё два типа свободы – негативную и позитивную. Первая из них («свобода от») предполагает отсутствие зависимости человека от различных негативных факторов – стихийных бедствий, болезней, нищеты, эксплуатации, насилия, терроризма, национального гнёта. Такая свобода предполагает реализацию целей непосредственного выживания и существования. Негативная свобода, если она достаточно полная, может даже тяготить человека. Будучи освобождённым от повседневных забот и не имея перспективных целей, человек страдает от того, что ему нечего делать. По- видимому, эту свободу имел в виду Великий инквизитор у Ф.М.Достоевского, говоря, что «ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы».

Позитивная свобода («свобода для») как более высокий тип свободы включает в себя негативную свободу, а также характеризуется наличием у человека не только сиюминутных, но и перспективных целей и программы саморазвития и самореализации. Такая свобода состоит в реальной возможности всестороннего развития человека, творческого труда, осуществления своего жизненного призвания.

Поскольку необходимость проявляется в форме законов, а последние объективны, то почему же необходимость не исключает свободу людей? Дело в том, что необходимость по отношению к человеку выступает в виде совокупности внешних и внутренних требований, в форме некоей программы. Но эта программа имеет общий характер и в её рамках имеется много вариантов поведения и деятельности. Например, все взрослые люди должны трудиться или иметь другой законный источник существования. Это – социальная необходимость. Но государство не устанавливает, кто, где и как должен трудиться. Вид, место и время работы относятся к свободному выбору человека. Ещё пример: питание – биологическая необходимость, но характер и режим питания определяются самим человеком. Человек должен реализовывать социальную и биологическую необходимость (без этого он просто не сможет существовать), но он это делает в формах, отвечающих его желаниям. Поэтому деятельность необходима по содержанию и свободна по форме.

Свобода – одна из основных ценностей общества и обязательное условие счастья. Поэтому люди всегда боролись за свою свободу. Ф.М.Достоевский писал: «Человеку надо – одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность не стоила и к чему бы не привела». Абсолютной, полной свободы нигде, никогда и ни для кого не было и не будет. Свобода всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных условий, собственных способностей и силы воли люди могут обладать большей и меньшей свободой, они могут обладать большей свободой в одних сферах деятельности и меньшей – в других. Чтобы свобода одного человека не ущемляла интересы других людей, существуют правовые и моральные нормы. Эти нормы должны быть такими, чтобы все граждане обладали одинаковой степенью свободы.

Степень свободы личности – один из критериев социального прогресса. По мере развития общества степень свободы его членов возрастает. Это выражается в расширении спектра возможностей для деятельности людей в экономической, политической и духовной сферах, а также в создании условий для реализации этих возможностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: