Визуальное конструирование

Начнем конструирование приложения Калькулятор с подготовки проекта:

· Создадим папку Калькулятор, где будут храниться все файлы проекта

· Сохраним в созданной папке «пустой» проект Project1 под именем ProjectCalc ( от англ. Calculate – вычислять ), а модуль Unit1 – под именем UnitCalc.

Дальнейшая разработка приложения, связанная с реализацией интерфейса Пользователя, заключается в размещении компонентов на форме, настройки их свойств и назначении обработчиков событий, необходимых для функционирования приложений.

Эта работа не требует написания программного кода (поэтому и называют ее визуальной) и выполняется с помощью Редактора форм и Инспектора объектов.

Шаг 1. Главная форма приложения.

Выделим компонент Форма – для этого щелкнем по нему мышкой.

В Инспекторе объектов изменим свойства Caption и Name, как показано на рисунке 5.6.

Рисунок 5.6 – Приложение Калькулятор. Настройка свойств главной формы

Используем событие OnActivate (возникает, когда приложение становится активным) для очистки полей ввода и результата. Задаем имя обработчика этого события – OnCalcActivate ( рисунок 5.7 ).

Рисунок 5.7 – Приложение Калькулятор. Обработка событий главной формы

После того, как задано имя обработчика события, Delphi автоматически помещает спецификацию метода с таким же названием в описание класса TFormCalc и «пустую» реализацию метода в модуль UnitCalc.

Шаг 2. Поля ввода значения операндов и поле вывода результата

Выбираем компонент Edit () в Панели инструментов и размещаем его на форме FormCalc.

В Инспекторе объектов устанавливаем значения свойств и обработчиков событий. Описание свойств и методов компонента Edit в приложении Калькулятор смотрите в таблице 5.1

Таблица 5.1 Использование компонента Edit

Компонент Edit – отображение, ввод и редактирование однострочного текста. Основное свойство – Text
Наименование Значение Комментарии
ПОЛЕ ВВОДА ПЕРВОГО ОПЕРАНДА
СВОЙСТВА
Name EditOperand1 Наименование объекта
Text пусто В начале выполнения приложения значение первого операнда отсутствует
СОБЫТИЯ
OnKeyPress Operand1KeyPress Обработка нажатия клавиш: 0..9, Backspace () – доступны при вводе значения операнда Enter – переход в поле второго операнда
ПОЛЕ ВВОДА ВТОРОГО ОПЕРАНДА
СВОЙСТВА
Name EditOperand2 Наименование объекта
Text пусто В начале выполнения приложения значение второго операнда отсутствует
ПОЛЕ ВЫВОДА РЕЗУЛЬТАТА
СВОЙСТВА
Name EditResult Наименование объекта
Text пусто В начале выполнения приложения значение результата отсутствует
ReadOnly True ЗначениеTrueзапрещаетввод данных с клавиатуры в это поле

После выполнения данного шага Delphi автоматически помещает в описание класса TFormCalc объекты EditOperand1, EditOperand2, EditResult и спецификацию метода Operand1KeyPress, а также добавляет «пустую» реализацию метода Operand1KeyPress в модуль UnitCalc.

Шаг 3. Кнопки

Выбираем компонент Button () в Панели инструментов и размещаем его на форме FormCalc.

В Инспекторе объектов устанавливаем значения свойств и обработчиков событий. Описание свойств и методов компонента Button в приложении Калькулятор смотрите в таблице 5.2

Таблица 5.2 Использование компонента Button

Компонент Button – командная кнопка.Используется для выполнения команд Пользователя
Наименование Значение Комментарии
КНОПКА – ОПЕРАЦИЯ СЛОЖЕНИЯ
СВОЙСТВА
Name BtnAdd Наименование объекта
Caption + Надпись на кнопке
СОБЫТИЯ
OnClick BtnAddClick Нажатие клавиши
КНОПКА – ОПЕРАЦИЯ ВЫЧИТАНИЯ
СВОЙСТВА
Name BtnMinus Наименование объекта
Caption - Надпись на кнопке
СОБЫТИЯ
OnClick BtnMinusClick Нажатие клавиши
КНОПКА – ОПЕРАЦИЯ УМНОЖЕНИЯ
СВОЙСТВА
Name BtnMult Наименование объекта
Caption H Надпись на кнопке
СОБЫТИЯ
OnClick BtnMultClick Нажатие клавиши

Таблица 5.2. Продолжение

Компонент Button – командная кнопка.Используется для выполнения команд Пользователя
Наименование Значение Комментарии
КНОПКА – ОПЕРАЦИЯ ДЕЛЕНИЯ
СВОЙСТВА
Name BtnDivide Наименование объекта
Caption / Надпись на кнопке
СОБЫТИЯ
OnClick BtnDivideClick Нажатие клавиши
КНОПКА – ОЧИСТИТЬ
СВОЙСТВА
Name BtnClear Наименование объекта
Caption Очистить Надпись на кнопке
СОБЫТИЯ
OnClick BtnClearClick Нажатие клавиши
КНОПКА – ВЫХОД
СВОЙСТВА
Name BtnClose Наименование объекта
Caption Выход Надпись на кнопке
СОБЫТИЯ
OnClick BtnCloseClick Нажатие клавиши

После выполнения данного шага Delphi автоматически помещает в описание класса TFormCalc объекты BtnAdd, BtnMinus, BtnMult, BtnDivide, BtnClear, BtnClose и спецификации методов BtnAddClick, BtnMinusClick, BtnMultClick, BtnDivideClick, BtnClearClick, BtnCloseClick, а также добавляет «пустые» реализации этих методов в модуль UnitCalc.

Шаг 4. Метка и панель

Выбираем компонент Label () в Панели инструментов и размещаем его на форме FormCalc. В Инспекторе объектов устанавливаем значения свойств.

Выбираем компонент Panel () в Панели инструментов и размещаем его на форме FormCalc. В Инспекторе объектов устанавливаем значения свойств.

Описание свойств компонентов Label и Panel в приложении Калькулятор смотрите в таблице 5.3.

Таблица 5.3 Использование компонентов Label и Panel

Компонент Label – отображение текста, неизменяемого Пользователем. Основное свойство – Caption
Наименование Значение Комментарии
ЗНАК ОПЕРАЦИИ
СВОЙСТВА
Name OperatorLabel Наименование объекта
Caption ? В начале выполнения приложения знак операции отсутствует
ЗНАК =
СВОЙСТВА
Name ResultLabel Наименование объекта
Caption ? В начале выполнения приложения знак = отсутствует
Компонент Panel – группирование визуальных компонентов. Основное свойство – Caption
«ПОДЧЕРКИВАНИЕ»
СВОЙСТВА
Name PanelResult Наименование объекта
Caption пусто В приложении – объемный прямоугольник, который отделяет операнды от результата

Таким образом, форма FormCalc будет содержать объекты визуальных компонентовклассов TEdit, TButton, TLabel, TPanel.

После того, как завершено редактирование формы фактически завершена разработка структуры приложения Калькулятор – определены основные классы, объекты, свойства и методы объектов

Диаграмма классов приложения Калькулятор приведена на рисунке 5.8

Рисунок 5.8 – Приложение Калькулятор. Диаграмма классов

Сохраним проект ProjectCalc (для первоначального сохранения проекта выберите в меню File команду Save Project as….) и перейдем к программированию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: