ГЛАВА 5. Налогообложение лизинговых операций

Налогообложение лизинговых операций

Для привлечения финансового капитала к лизинговым операциям, помимо создания законодательной и норма­тивной базы, необходимо обеспечить благоприятные на­логовые условия.

Одними из главных экономических рычагов, позволив­ших лизингу получить широкое распространение за рубе­жом и стать привлекательным видом бизнеса, являются налоговые и амортизационные льготы. Зарубежная прак­тика показывает, что чем большие льготы предоставля­лись, тем быстрее развивался лизинг.

В постановлении Правительства РФ № 633 от 29 июня 1995 г. с послед, доп. и изм. предусмотрены предложения, реализация которых позволит создать благоприятный кли­мат для активизации лизинговой деятельности. Эти пред­ложения состоят в следующем:

· отнесение сумм лизинговых платежей, включая пла­тежи по процентам за кредиты банков и других кредитных учреждений, на себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной хозяйствующим субъектом — лизингопо­лучателем;

· использование механизма ускоренной амортизации;

· освобождение хозяйствующих субъектов — лизин­годателей от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет;

· освобождение банков и других кредитных учрежде­ний от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок три года и более для ре­ализации операций финансового лизинга (выполнение ли­зинговых договоров);

· освобождение хозяйствующих субъектов — лизин­годателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действую­щего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга;

· частичное освобождение от уплаты таможенных по­шлин, налогов, взимание которых возложено на тамо­женные органы Российской Федерации, в отношении вре­менно ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, являющихся объектом международного финан­сового лизинга.

Наиболее важными для существующих лизинговых ком­паний остаются проблемы налогообложения и таможенных платежей. В соответствии с действующими законами фи­нансовая лизинговая компания вынуждена дважды платить НДС и спецналог — при покупке оборудования и с лизин­говых операций. Существующие процентные ставки дела­ют лизинговую деятельность практически бесперспектив­ной — даже по валютно номинированным кредитам они достигают 28%, в то время как западные лизинговые ком­пании уже сейчас предлагают кредитовать лизинг промыш­ленного оборудования под 5,3—8,5%. В качестве компро­мисса с Минфином представители компаний предлагают такой выход: освобождение от НДС в обмен на обязатель­ное лицензирование деятельности финансовых лизинговых компаний. В настоящее время только лизинговые платежи малых предприятий освобождены от НДС.

Освобождение лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации договоров финансо­вого лизинга со сроком действия не менее трех лет, а так­же банков и других кредитных учреждений от уплаты на­лога на прибыль, полученную ими от предоставления кре­дитов на срок три года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнения лизинговых договоров), пока не реализовано. Лизингодатель имеет льготы при покупке имущества, однако при этом следует иметь в виду, что налогорблагаемая прибыль может быть уменьшена толь­ко на 50% и при условии полного использования аморти­зационного фонда.

И все же наиболее трудно будет учесть интересы всех сторон при решении вопроса о таможенных платежах. Трудно это будет сделать потому, что здесь перекрещива­ются интересы не только фискальных государственных органов, но и заинтересованных в удешевлении предме­тов лизинга компаний. Представители лизинговых компа­ний утверждают, что для успешного развития лизинга в России необходимо увеличить срок таможенного режима временного ввоза как минимум до 5 лет (а в идеале — на весь срок действия лизингового договора), а также необ­ходимо ввести в таможенное законодательство положение, в соответствии с которым таможенные пошлины в случае выкупа лизингополучателем имущества уплачиваются с остаточной стоимости. Однако против этого резко высту­пают руководители государственного таможенного коми­тета, которые заявляют, что это создаст «таможенную дыру при импорте технологического оборудования». Таким об­разом, сугубо техническая проблема лизинга пока являет­ся трудноразрешимой задачей.

В заключение отметим, что лизинг в России — срав­нительно новый вид деятельности. Для стимулирования же инвестиций в производственную сферу, для обновле­ния промышленного потенциала, для повышения конкурентоспобности отечественных производителей лизинго­вые отношения необходимо развивать. Однако для этого нужно создать соответствующие условия. Но уже сегодня есть все основания для того, чтобы с уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет нара­щивать свои обороты и играть все более весомую роль в экономике России.

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: